(первообраз иконы, XII век)
«Боголюбивая Царице, неискусомужная Дево
Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождашагося от Тебе Сына
Твоего Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, и мирови мир,
земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады
наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя
брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Твоею покрый
нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити, и спаси души наша»
(тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Боголюбская (Боголюбивая)»)
18 июня/1 июля 2012 г. – Недели 4-й по
Пятидесятнице – празднование Боголюбской иконы Божией Матери, что в Боголюбове
Владимирской обл (1155). Чтимые списки с Боголюбской иконы Божией Матери:
Московской (1157), Зимаровской (XII).
Боголюбская икона Божией Матери,
одна из древнейших чудотворных икон России, написана в ХII веке по просьбе
благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Божией Матери.
В 1155 году благоверный князь
Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный
образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона
получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие
киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места.
Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая
совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед
чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной
молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке
и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить
во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель.
Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа
Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение
исчезло.
Исполняя повеление, благоверный
князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества
Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал
искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в
явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю.
Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в
нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией
Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город,
образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом,
потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с
тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией
Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова
монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в
Боголюбове и названа Боголюбской (в настоящее время икона принадлежит
Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику).
Как дополнение, в историческом
описании 1914 года о Боголюбской иконе Божией матери пишется следующее: «В
рассказе о Владимирской иконе упоминалось о переселении благоверного великого
князя Андрея Юрьевича из киевских пределов в землю Суздальскую и о перенесении
им с собой чудотворной древней иконы Богоматери, получившей имя Владимирской и
прославленной в летописях русской земли.
Когда князь приближался ко
Владимиру, то недалеко от города, на том месте, где теперь расположен Боголюбов
монастырь, кони, везшие икону, вдруг были остановлены какой-то невидимой силой,
и их никак нельзя было заставить двинуться с места. То же случилось и с новыми
лошадьми, впряженными вместо первых. Князь Андрей велел тогда сопровождавшему
его иерею Николаю петь молебен Богоматери, а сам, молясь со слезами, дал обет
воздвигнуть здесь храм во имя Пречистой Девы. Уединясь в своем шатре, князь
продолжал в нем свою молитву. Тут явилась ему Пресвятая Владычица со свитком в
правой руке и с левой рукой, простертой на молитву к видимому в воздухе Христу.
Богоматерь велела князю Андрею Свою икону поставить во Владимире, а на месте
явления создать церковь и при ней устроить обитель. Вскоре князь, исполняя волю
Владычицы, заложил на месте чудесного явления каменную церковь во имя Рождества
Богородицы и стал устраивать обитель. Он хотел сохранить память о заветном
видении и поручил искусным иконописцам изобразить Богоматерь в том виде, как
Она ему явилась. По указаниям князя иконописцы написали превосходную икону.
Богоматерь изображена во весь рост, держа в правой руке свиток, а левую подняв
к небу. От земли встают очертания монастыря, а перед Пречистой склонился в
молитве князь Андрей. По освящении храма князь внес в него обе иконы и
установил празднование новой иконе 18 июня.
В память того, что Богоматерь
возлюбила место монастыря, монастырь с возникшим при нем городком стал
называться Боголюбовым. Древняя икона была перенесена во Владимир, получив от
этого города свое имя, а потом в Москву. Новонаписанная же икона осталась
навсегда в Боголюбове, получив имя Боголюбской, или Боголюбивой, как и самого
князя Андрея стали называть Боголюбским.
Князь Андрей сильно любил
основанную им обитель, эту живую для него память милости к нему Царицы Небес.
Он любил уединяться в этой обители и здесь искал в молитве облегчения от
постигшего его горя: кончины двадцатилетнего праведного его сына, благоверного
князя Глеба (причислен к лику святых). В эти дни уединения бояре, недовольные
строгостью Андрея, и убили его в его любимом Боголюбове. Монастырь был тогда
ограблен, но икона осталась невредимой.
В XV веке, при великом князе
Василии Васильевиче Темном, в дворцовую церковь Сретения был сделан список с
Боголюбской иконы. Благочестивый царь Феодор Алексеевич в 1680 году украсил
подлинную Боголюбскую икону золотым крестом.
В 1771 году во Владимире была
чума. Богоматерь, являясь некоторым людям, приказывала нести во Владимир из
Боголюбова Свою икону. Надо заметить, что ни в монастыре, ни в расположенном
около него селении язвы не было. И больные, пришедшие в Боголюбов к торжеству
перенесения иконы, получали исцеление. Когда икону перенесли во Владимир, чума
прекратилась. С тех пор установился обычай ежегодно 21 мая приносить икону из
Боголюбова во Владимир. Вообще большую часть года ее носят по разным местам
Владимирской губернии. Икона пребывает в 10 верстах от города, в Боголюбовом
монастыре. Писанная на кипарисе, она отличается большими размерами, имея в
вышину 2 арш. 8 верш. и в ширину 1 арш. 8 верш. В 1820 году Владимирские
граждане украсили ее богатой ризой» (по материалам интернет-источников).
Образ Божией Матери Боголюбской
прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя
благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях,
совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться
к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое
распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, егоже
благоверный князь Андрей даде нам на враги в победу и всем верным во спасение.
Молитвы к Пресвятой
Богородице перед Ея иконой,
именуемой «Боголюбская»
Молитва первая
О Пречистая Госпоже Богородице,
Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с
верою и любовию и покланяющияся Пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное
пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев
вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на
нас чудныя милости Твоя. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби,
настави на путь веякия добродетели и благостныни, спаси от искушений, бед и
болезней, изми от нас оклеветании и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от
запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Свою
милостивную помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О
Всемилостивая, Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу
смиренную молитву! Не отрини наших слез и воздыхании, не забуди нас во вся дни
живота нашего, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у
Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и
величаем Преблагословенное и Всепетое Имя Твое. Аминь.
Молитва вторая
О Чудная и Высшая всех тварей
Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных
и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием
и слезами и умильно глаголющих; изведи нас от рова страстей, Владычице; избави
нас от всякия скорби и печали; огради от всякия напасти и злых клевет, от
неправедного и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Матерь наша, не
точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и
спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы
о нас, грешных, не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли,
Владычице, да спасеннии Тобою славим и в будущем веце Всесвятое Имя Сына Твоего
и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в бесконечныя веки. Аминь.