11/24 апреля с.г. – Радоница,
поминовение усопших.
Во вторник второй недели по Пасхе
– Фоминой недели – отмечается Радоница, день особого поминовения усопших,
первого после праздника Пасхи.
В Радоницу в Триоди нет
специального последования службы в этот день. Радоница совпадает с
попразднством, поэтому на вечерне, утрене, Литургии не должно быть ничего
специально заупокойного. Обычно после вечернего Богослужения или после Литургии
совершается полная панихида, в которую включаются и Пасхальные песнопения.
По свидетельству святителя Иоанна
Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в
древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего
праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками,
Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род»
и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников
- сразу после Светлой Пасхальной недели - как бы обязывает христиан не
углубляться в переживания по поводу смерти близких, а наоборот, радоваться их
рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью
и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными…
Именно на Радоницу существует
обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и
другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть
приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое
общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть
членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф.22,32), и
верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным
христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее
воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».
Распространившийся же в настоящее
время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим
установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших
никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по
особому Пасхальному чину.
Пасха – время особой и
исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и
печалью.