«Днесь благоволения Божия предображение
/ и человеков спасения проповедание: / в храме Божии ясно Дева является / и
Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим: / радуйся, смотрения
// Зиждителева исполнение» (тропарь праздника, гл.4)
21 ноября/4 декабря – Введение во
храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Введение во храм Пресвятой
Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом.
Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства,
дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.
Когда Пресвятой Деве исполнилось
три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников
и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с
зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил
отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в
пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти
по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая
силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю.
Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых,
куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной
жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному
событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив
Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась
в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по
свидетельству Священного Писания (Исх.38; 1Цар.1,28; Лк.2,37) и историка Иосифа
Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на
служение Богу.
Глубокой тайной покрыта земная
жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна
была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, - говорил
блаженный Иероним, - как проводила время юности Пресвятая Дева, - я ответил бы:
то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».
Но, в Церковном предании
сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском
храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное
Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.
В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая
Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на
совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях
палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила
храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В IV веке упоминание об этом
празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день
Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.
Праздник Введения во храм
Пресвятой Богородицы - предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду,
проповедь спасения, обетование Христова пришествия.
А на нашей святой Руси - были и свои
традиции в это празднество.
В народных представлениях
праздник Введения стал соотноситься с началом зимнего периода: «Введенье пришло
- зиму привело», «На Введенье - толстое леденье», «Введенские морозы рукавицы
на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили», «Если с Введенья
ляжет глубокая зима, готовь глубокие закрома: будет богатый урожай хлебов». Если
на Введение случалась оттепель, говорили: «Введенские морозы зимы не ставят», «Введенье
ломает леденье», «До Введенья если снег выпадет, то растает», «В Введенье мороз
- все праздники морозны, тепло - все праздники теплы».
Но, обычно, холода приходят
вовремя, земля покрывается снегом и устанавливался санный путь, поэтому на
Введенье начинались зимние гуляния. Особенной популярностью пользовалось
катание на санях.
Первые санные выезды взрослых
сопровождались особой торжественностью. К их началу приурочивался обряд «казать
молодую». Родные и знакомые собирались в доме, где были молодожены, чтобы
«смотреть как поедет молодой князь со своею княгинюшкой», т.е. на выезд
молодых. Перед выездом новобрачных происходило небольшое «столованье» -
угощение пришедших гостей, которое прерывалось «на полустоле», чтобы
завершиться при возвращении молодоженов. Отправляясь на гулянье, молодые
переступали порог своего дома по вывороченной шерстью вверх шубе. Таким образом
они защищались от неожиданных бед и напастей, которые могли повстречаться им во
время санного катания.
Для подобного выезда подбирались
легкие сани, украшенные резьбой и росписью (их называли «княжеские» или «с
выводами»). Если молодые были из богатой семьи, то они сидели на медвежьей
шубе, одетые в самую нарядную одежду. За санями молодых ехали гости в
празднично украшенных санях, составляющих «санный поезд». Молодожены кланялись
по сторонам, «показывая себя». При этом пелись песни, пился мёд и выкрикивались
здравицы в честь молодых. Возвратившихся с гулянья встречали свекор со
свекровью, принимали невестку из рук молодого и кланялись поезжанам за то, что
уберегли её «ото всякого глаза, ото всякой притки, ото всякой напасти».
Заходили молодые в дом также наступая на шубу, положенную на пороге дома, где
продолжалось праздничное угощение.
Праздник Введения входил в число
дней, особенно почитаемых русскими женщинами (вместе с днем Покрова Богородицы,
Параскевы (14/27 октября; 28 октября/10 ноября), Екатерины, Варвары (4/17
декабря) и др.). В народе о нем даже говорили: «Введение - праздник баб». К
празднику Введения приурочивались и первые зимние ярмарки и торги.
В этот день Его
Высокопреосвященнейшим архиепископом Ростиславом будет совершено торжественное
богослужение с молебствием в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и
Приснодевы Марии и Её Введения во храм.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в
храм Господень вхождение Твое! С празднеством вас – православные!