Начинается пятая седмица Великого
поста – святой Четыредесятницы.
Непрестанно руководствуя
православных христиан в продолжение Великого поста в освятительных подвигах
поста и покаяния, Церковь при Богослужении в пятую неделю утешает и одобряет
постящихся тем, что они прошли уже половину поста, и побуждает, чтобы мы, «преполовивше
священный пощения путь, радостно текли к будущему воскресению». Усугубляя при
конце постного поприща побуждения к неослабному Богоугодному житию, Церковь и в
пятую неделю продолжает напоминать нам, что мы впали в грехи, подобно впавшему
в разбойники, и внушает ожидать милосердия от Господа. «Возопи Христу Богу за
тя распеншемуся, - говорит Церковь, - и раны волею приемшему: попекись о мне,
Господи, и спаси мя». Священные песнопения, возносимые при Богослужении пятой
седмицы, переданы Церкви в YII
и YIII
веках святыми Софронием Иерусалимским, Андреем Критским, Иосифом и
Феодором Студитами.
«Да не будут люди ленивы к
духовным подвигам», Церковь в три дня пятой недели, в четверток, субботу и день
воскресный предлагает особенные для верующих побуждения к подвигам благочестия.
В четверток на утреннем Богослужении Церковь произносит весь Великий канон
святого Андрея Критского и житие проподобной Марии Египетской. Посему
совершение канона святого Андрея Критского в четверток пятой недели Великого
поста называется иногда стоянием Марии Египетской («Мариино стояние»), чтобы
вновь возбудить нашу ревность к подвигу покаяния и поста, вдохнуть в нас силы и
решимость к достойному окончанию святой Четыредесятницы. А житие преподобной
Марии Египетской – это образец того, каким глубоким и истинным может быть в
жизни человека покаяние, полностью перерождающее его душу и изменяющее его
жизнь.