«Яко апостолов единонравнии / и
вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати // и душам
нашим велию милость» (Тропарь святителей, гл.4)
30 января/12 февраля – Собор трёх
вселенских учителей и святителей: Василия Великого, архиеп.Кесарии
Каппадокийской (379), Григория Богослова, архиеп.Константинопольского
(Цареградского) (379) и Иоанна Златоустого, патриарха Константинопольского
(Цареградского) (407).
Собор вселенских учи́телей и
святителей (от греч. «Οι Τρείς Ιεράρχες» — «три иерарха») — празднество Православной
церкви, посвящённое памяти Великих каппадокийцев: Василия Великого, Григория
Богослова и Константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются
как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании
догматики, организации, и богослужения Церкви.
История установления праздника
относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина, когда в
Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. По
церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе
три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив,
что они равны пред Богом: «Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты
ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели
препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после
кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы
вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе,
составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное
достоинство» (Свят.Димитрий Ростовский).
На сюжете этого видения в XIV
веке возникла иконография «Видение Иоанна Мавропода» (изображение Иоанна
Евхаитского перед тремя святителями, сидящими на престолах).
С первой половины XII века в
греческих богослужебных книгах появляется служба трём святителям. Самый ранний
пример — Устав Константинопольского монастыря Пантократора (1136), содержащий
правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома».
А в древнерусской литературе была
известна и распространена «Беседа трех святителей», состоящая из вопросов и
ответов, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна
Златоуста. Древнейшие русские списки Беседы относятся к XV веку, известен
южнославянский пергаменный список XIV века. Беседа была включена в Индексы
отречённых книг, что связывают с написанным митрополитом Киприаном сочинении «О
Василие Кесарийском и о Иване Златоусте и о Григорие Богослове въпросы и ответы
о всем лгано». В нём авторство Беседы приписывается болгарскому ересиарху
Иеремии.
Трёх вселенских учителей и
святителей ещё по-другому называют – Великие каппадокийцы. Это — собирательное
название отцов церкви второй половины IV века, завершивших
формально-диалектическую обработку церковно-преданного догмата Святой Троицы. К
их числу обычно относят земляков и сподвижников не только трёх вселенских
великих учителей и святителей, но также иногда и Амфилохия Иконийского с их
друзьями и единомышленниками, географически близкими и отдалёнными.
Великие каппадокийцы происходили
из знатных и богатых христианских семей и получили высшее на то время
образование (Афинская Академия). Они были хиротонисаны, как правило,
епископами-арианами. Несмотря на это они занимали антиарианскую позицию. Так
Василий Великий, став архиепископом Кесарии Каппадокийской, и, нуждаясь для
борьбы с арианством в Каппадокии в верных ему хорепископах, уговорил стать
епископами своего брата Григория (епископ Нисский с 371 года) и близкого друга
Григория Богослова (епископ Сасимский с 372 года).
Главная заслуга
отцов-каппадокийцев — разработка догмата о Троице и его утверждение на Втором
вселенском соборе (381). Они внесли значимый вклад в христианское богословие и
философскую терминологию, строго разграничив понятия «сущности» и «ипостаси»
Бога. Василий Великий определил их различие как между общим и частным. Согласно
учению каппадокийцев, сущность Божества и её отличительные свойства
(неначинаемость бытия и Божеское достоинство) принадлежат всем трём ипостасям
одинаково.
Кроме этого, каппадокийцы (прежде
всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и
«лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им
могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек).
Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность»,
неизвестного ранее в античном мире.
Другим достижением каппадокийских
отцов было оцерковление монашества. Василий Великий вместе с Григорием
Богословом осуществили написание двух редакций (пространной и краткой)
«Монашеских правил», а Григорий Нисский дал мистическое объяснение монашества.
Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне и чтим святую
память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.
«О пресветлии светильницы Церкве Христовы,
Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли
озаривший и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившия!
Припадающе к вашему милосердию с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще
престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже
словом, писанием и житием добре подвизастеся и души своя полагаете, всегда
молитеся Ей, да укрепит и ны в православии и единомыслии, и непоколебимей даже
до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании Его Церкви
Святей; да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша;
да соблюдет Церковь Свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да
дарует народу нашему долгоденствие и во всем благое поспешение; пастырем нашим
да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, властем суд и
правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам
заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение,
обидимым заступление и всем вся, ко временней и вечней жизни потребная, яко да
в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым
подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии
купно с вами всегда пети и славити пресвятое и великолепое Имя Отца и Сына и
Святаго Духа во веки веков. Аминь».