6 марта 2011 г. в прощёное воскресенье, Святейший Рафаил (Мотовилов), Архиепископ Московский, Митрополит Всероссийский, Предстоятель Истинно-Православной Церкви, совершил Божественную литургию свят. Иоанна Златоустого в
московском храме архангела Рафаила.
Святейшему Рафаилу сослужили
высокопреосвященнейший Евгений (Старостин), митрополит Корсунский,
высокопреосвященнейший Марк (Воинов), архиепископ Тверской и Кашинский и
клирики храма архангела Рафаила.
После чтения Святого Евангелия Святейший Рафаил обратился к
присутствующим с Первосвятительским словом:
«Древние христианские писатели единогласно
свидетельствовали, что пост св. Четыредесятницы установлен апостолами в
подражание сорокадневному посту, совершенному Господом Иисусом Христом в
Иудейской пустыне (Мф. 4,2).
О том, что это установление апостольское,
свидетельствует 69-е правило св. Апостолов, повелевающее поститься в святую
Четыредесятницу перед Пасхой. На соблюдение Великого поста всей первенствующей
Апостольской Церковью указывают отцы Церкви первых веков: св. Игнатий
Богоносец, Дионисий и Кирилл Александрийские и многие другие.
О продолжительности поста в сорок дней мы
имеем свидетельства, идущие из глубокой древности. Само название
Четыредесятницы встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Св.
Василий Великий и св. Григорий Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в
их время существовал повсюду. Великий
пост состоит собственно из сорока дней поста Четыредесятницы и поста Страстной
седмицы «ради спасительных страстей» Христовых (св. Симеон Солунский).
В
«Апостольских Постановлениях» (кн. 5, гл. I) о Великом посте говорится: «Да
совершается этот пост (т.е. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т.е. Страстной
седмицы), начиная со второго дня (т.е. с понедельника), и оканчивая в пятницу,
потом начинается св. седмицы Пасхи (т.е. страданий Христовых), постясь во время
ее все со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих». В тех
же «Апостольских Постановлениях» ясно обозначается продолжительность Великого
поста, состоящего из сорокадневного поста и Страстной седмицы…
…действуя в духе любви и милосердия,
Православная Церковь не возлагает подвиг поста во всей полноте на немощных и не
отчуждает не постящихся по немощи от участия в радости Причащения и Пасхи. Но
немощные телом, как и здоровые, особенно обязаны хранить в Четыредесятницу,
равно как и в другие посты, духовные пост - воздержание от грехов и творить
дела любви и милосердия.
«Пост, - говорится в одной древней книге,
- делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным.
Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожая
порочные; все внутри нас в порядок приводит; развращенные помыслы отдаляет,
знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет и
всегда от бури пороков защищает» («Нетленная пища», стр. 235).
Через подобающе исполненный пост мы
приобщаемся Божественного света и любви, «сладости жизни во Христе Господе и
Спасителе нашем».
Затем Святейший Рафаил, по окончании
вечерни, на отпусте, совершил земной поклон, смиренно прося прощения у всех
истинно-православных христиан, и возглавил Чин Прощения: все присутствовавшие
на Богослужении просили друг у друга прощения, троекратно лобызаясь по
христианскому обычаю.