«Апостольских преданий ревнителя / и
Христовы Церкве пастыря добраго, / душу свою за овцы положившаго, / жребием
Божиим избранного / Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим / и к нему с
верою и упованием возопиим: / предстательством святительским ко Господу /
Церковь Русскую в тишине соблюди, / расточенная чада ея во едино стадо собери,
/ отступившия от правыя веры к покаянию обрати, / страну нашу от междоусобныя
брани сохрани / и мир Божий людем испроси» (Тропарь святителя Тихона, патриарха
Московского и всея Руси (прославление), гл.1)
Дни памяти Святителя Тихона, Патриарха
Московского и всея Руси (5/18 ноября, 25 марта/7 апреля - день преставления
(1925), 26 сентября/9 октября - день прославления, в воскресение после 25
января/7 февраля - Собор Новомучеников и Исповедников Российских) - празднества
нашей православной общины, носящей его имя, в г.Волгограде.
Мы глубоко почитаем Святителя
Тихона – как нашего предстателя пред Богом, Покровителя нашей общины и мы всегда всецело уповаем на помощь Святителя
в деле возрождения Православия, претворения в жизнь решений Поместного Собора
1917-1918 гг. Православной Российской Церкви, предводителем которого он был, - не
только в нашем регионе, но и в России.
Эти дни ознаменовываются
торжественным Богослужением под предстоятельством Его Высокопреосвященнейшего
архиепископа Ростислава – духовного наставника и окормителя общины.
…Василий Иванович Белавин - будущий
Патриарх Московский и всея Руси - родился 19 января 1865 года в селе Клин
Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с
патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за
скотиной, все умели делать своими руками.
В девять лет Василий поступает в
Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский
дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго
нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью
помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию
одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую
Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх,
полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об
образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом
богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В
26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на
крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и
послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь
святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона,
и вскоре — в иеромонаха.
В 1892 году о.Тихона переводят
инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в
сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе
Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с
назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель
Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город
наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых
тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них
послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался
удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли
на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную
жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки
успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала
православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в
течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал
труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь,
возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в
Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы,
греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители —
креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.
Возглавляя в течение семи лет
древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом
на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и
уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С
1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую
мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву
мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые
врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и
напутствует уходящие защищать Отечество войска.
Незадолго до своей кончины святой
праведный Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал
ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя
несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон
жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15
августа 1917 года Поместном Соборе Православной Российской Церкви был поднят
вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили
крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить
невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».
Время было такое, когда все и
всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и
смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и
насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и
царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов
поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы
взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне
духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?».
Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего
народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему
православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам
был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы
Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до
конца.
Как слезно плачет новый Патриарх
пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили
Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским
святыням, избивали священников Твоих...». Он призывает русских людей очистить
сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в
нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела
благочестивых предков». Для подъема в народе религиозного чувства, по его
благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно
принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда,
Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом
помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон,
благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на
святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922
года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и
были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня
1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором
покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря на
гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он
уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или
пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он,
преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23
марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого
Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с
молитвой на устах.
Он был великим молитвенником и
всегда предавал себя в волю Божию. Его службы отличались торжественностью и
глубокой молитвенностью. Существует несколько замечательных свидетельств о его
духовной жизни. Очень характерно свидетельство конвоиров, которые стерегли его
во время домашнего ареста. «Всем хорош старик, - говорили они, - только вот
молится долго по ночам. Не задремлешь с ним». Сам Патриарх Тихон говорил: «Я
готов на всякое страдание, даже на смерть во имя веры Христовой». Другие его
слова объясняют «компромиссные» послания: «Пусть погибнет мое имя в истории,
только бы Церкви была польза».
В заключение можно привести слова
нескольких церковных деятелей о Патриархе Тихоне: «Патриарх в узах во главе
России, в узах стал светом мира. Никогда от начала истории Русская Церковь не
была столь возвышена в своей главе, как она была возвышена в эти прискорбные
дни испытаний, и во всем христианском мире нет имени, которое повторялось бы с
таким уважением, как имя главы Русской Церкви» (прот. Сергий Булгаков); «Он,
Патриарх Тихон, исчерпал все возможные для Церкви и церковного человека меры
примирения с властью гражданской и явился жертвой в самом внутреннем, широком и
глубоком смысле этого слова. Жертвуя собою, своим именем, своей славой
исповедника и обличителя неправды, он унижался, когда переменил свой тон с
властью, но никогда не пал. Он унижал себя, но никого больше, не сохранялся и
не возвышался унижением других. Он не щадил себя, чтобы снискать пощаду
пастырям, народу и церковному достоянию. Его компромиссы делание любви и
смирения. И народ это понимал и жалел его искренне и глубоко, получив полное
убеждение в его святости. Это мужественное и кротчайшее существо, Это
исключительно безукоризненная святая личность» (прот.Михаил Польский).
Есть еще одно свидетельство
святости Патриарха Тихона, которое малоизвестно. В Париже некий недавно
обратившийся к вере православный врач М. пришел к митрополиту Евлогию,
патриаршему экзарху Западной Европы, сообщил ему, что он видел сон. Во сне ему
было сказано, что «вот, идет Божия Матерь за душою Патриарха Тихона, - со
святым Василием Великим, который много помогал ему при жизни в управлении
Церковью». После этого он услышал некий шум и понял, что проходит Божия Матерь.
На этом сон кончился. Врач стал спрашивать митрополита Евлогия, почему с Божией
Матерью шел Василий Великий? На это митрополит Евлогий ответил, что Патриарх
Тихон в миру носил имя в честь святого Василия Великого. На другой день
поступили газетные сообщения о кончине Патриарха Тихона. Именно в тот момент,
когда Патриарх Тихон умирал, Божия Матерь явилась этому доктору.
Патриарх Тихон обладал даром
прозорливости, он многим предсказал будущее. Сам он, конечно, часто будущее
предвидел и навык вручать себя, судьбу Церкви, паствы, всех своих ближних воле
Божией, которой он всегда был верен и всегда ее искал. И верил, что воля Божия
одна только может управить Церковью, она одна спасительна.
Прославление святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна
Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! —
говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если
соблюдете ее, то и довольно».
…Последние слова Патриарха Тихона
были: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на
камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой
Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота
подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не
поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте
побеждены злом. Побеждайте зло добром!». Мощи Святителя Тихона покоятся в
большом соборе Донского монастыря.
Святитель Тихон, Патриарх
Московский и всея Руси является вдохновителем Истинно-Православной Церкви и
всего клира и паствы, на которых лежит ныне ответственность за души пасомых пред
Богом и которые своим примером являют образец кротости и служения по образу
служения древних христиан.
Величаем тя, Святителю отче Тихоне, и чтим святую память твою: ты бо
молиши за нас Христа Бога нашего!