Старец Даниил Катунакский
(Димитриос Димитриадис; 1846-1929) - один из замечательных представителей
афонского монашества конца XIX - начала XX века, основатель монашеской общины в
Катунаках, великий исихаст и неукротимый воитель духа. Старец Даниил был и духовным
писателем, оставившим весьма обширный свод сочинений, посвященных самым разным
вопросам (на русском языке в 2005 году вышел сборник его сочинений о монашестве
- «Ангельское житие»). В своих письмах многочисленным духовным чадам старец не
уставал направлять их на путь истинный, давая советы и о том, чего надлежит
остерегаться православным молодым людям, желающим достичь той цели, которая
стоит перед всяким сознательным христианином.
Помещенное ниже письмо афонский
подвижник написал более ста лет назад - в 1902 году - двум греческим юношам.
Высказанные отцом Даниилом краткие и ясные рекомендации были выражены столь
удачно, что это письмо получило широкое распространение и было переведено с
греческого на другие языки. За минувшие сто лет эти советы принесли пользу
многим православным юношам и девушкам.
"С огромной радостью я получил
недавно два ваших письма, которые прочитал с большим вниманием. Долг мой -
ответить вам, направив вас верной дорогой. Я, однако, адресую мой ответ вам
обоим, так как вы равно любите Господа и одинаково нуждаетесь в духовном
руководстве и образовании. А вам должно, спросив, внимательно выслушать то, что
говорят отцы.
Я был очень расстроен, прочитав в
письме о вашем небрежении к своим обязанностям и впадении во многие детские глупости.
Но в то же время я радовался тому, что вы пришли к покаянию и пожелали, чтобы я
научил вас, какой путь покаяния избрать, чтобы получить милость нашего
великодушного Бога, Которого вы серьезно опечалили детским проступком.
В том, что вы погрешили против
Бога и сбились с прямого пути Его заповедей, нет ничего необычного:
человеческая природа легко соскальзывает с него и нередко впадает в грех.
Однако было бы ошибкой считать, что можно и далее оставаться во грехе, и мы
должны быть очень осторожными, чтобы, на горе нам, не умереть нераскаявшимися.
Среди многих способов, которыми
диавол - враг и разрушитель наших душ - пользуется, чтобы обмануть
православных, в частности молодежь, есть одна ловушка, с помощью которой он
смог ввести в заблуждение многих молодых людей и полностью привести их к
погибели.
Лукавый сначала представляет эту
ловушку, притворяясь добрым и отзывчивым, в качестве приманки для молодежи,
призывает их к свободе, смешливости, шутливой жестикуляции, распущенности, и,
наконец, употреблению и злоупотреблению алкоголем; все это, конечно, не имеет
катастрофических последствий для мира, но подразумевает «свободу» с политически
умной подачи. Таким образом, усваивая плохие привычки, молодежь заполняет свою
жизнь страстями и затем оказывается обманута демонами и подобными им людьми.
Эта ловушка скрыта тяжелой тенью и абстрактными обоснованиями, создающими
впечатление того, что все это очень маленькие грехи и с возрастом будут
устранены, и, наконец, что этих вещей следует избегать только отшельникам и
монахам в горах.
Если бы только они могли понять,
как далеко сворачивают с верного пути под влиянием подобных требований, они бы
убежали от этих предлогов и оправданий, как от смертоносных змей. Цель псов
сатаны - сначала толкнуть молодого человека в малые грехи, парализовать
чувства, подстрекая его к шутке, непристойной картинке, смешливости и пьянству,
которые порождают все страсти.
Уверяю вас, если вы расспросите
подробно вашего друга, подверженного страстям, бесстыдного и нераскаявшегося,
попросите его рассказать вам о том, как он попал во власть таких отвратительных
страстей, то окажется, что основной причиной и началом послужили следствия его
первых шагов к небрежности и безразличию к вышеуказанным явлениям. Как плотские
похоти появляются от небрежности в мелочах, так и духовно - от детской глупости
человек приходит к нераскаянию и отчаянию.
Верно то, что Господь Бог наш
Иисус Христос, видя такие скольжения человеческой природы, принимает
раскаявшегося грешника с распростертыми объятиями. В то же время, однако, Он
говорит: «Бодрствуйте и молитесь, ибо не знаете ни дня, ни часа, когда Сын
Человеческий придет». Он таким образом побуждает нас к тому, чтобы мы всегда
были готовы и чтобы в наших сосудах всегда был елей раскаяния и любой другой
добродетели, чтобы не быть исключенными из небесного чертога, как неразумные
девы. Но существует покаяние, и когда молодой человек чист душой, избегает
плохой компании и пьянства, но лишь немного отклоняется от пути истинного,
тогда покаяние быстро удаляет молодые грехи. Однако если через плохие привычки
организм становится рабом греха, то исправиться сложнее, и лишь немногие могут
освободиться от [вражьих] изощренных ловушек.
Зная это, мои возлюбленные
Константин и Иоанн, отныне не поддавайтесь, ради Бога, слабостям, парализующим
ваши чувства, ни заигрываниям, ни шуткам, ни пьянству, ни плохим товарищам, с
которыми теряется страх Божий, и вы попадаете в плен демона себялюбия и
распутства. Но выбирайте скорее добродетельную жизнь с Господом, во всем
подражая вашему духовному отцу. Он единственный, кто будет обучать вас в
соответствии с законом Божиим и представит вас в дальнейшем как небесных
граждан.
Для того чтобы твердо следовать
пути к Богу, вы должны:
1. Показывать большое послушание,
доверие и согласие по отношению к вашему наставнику (духовному отцу), всегда
говорить ему правду.
2. Прекращать разговоры и шутки,
потому что, как мы уже сказали, где есть пустые разговоры, там страх Божий
исчезает.
3. Выделить определенное время
вечером для молитвы, которое назначит ваш наставник.
4. Когда вы находитесь в церкви,
полностью сосредоточиться на слушании Божественной литургии, чтобы благодать
Святого Духа вошла в ваше сердце.
5. Соблюдать в обязательном
порядке все установленные Церковью посты, а не подражать губительному образу
жизни сегодняшнего поколения.
6. Всякий раз, когда это
возможно, избегать употребления вина и других алкогольных напитков, которые
вызывают плотские желания.
7. Когда у вас есть свободное
время, тратить его на чтение святоотеческих книг.
8. Быть осторожными с некоторыми
духовными отцами и учителями, которые претендуют на то, чтобы научить вас
добродетели и покаянию, но вносят сладострастие, прекращая посты и отговаривая
молодежь от аскетизма, воздержания и чтения святоотеческих текстов, а также
выступая против монашеской жизни. Какой вред этим наносится благочестивым
юношам, бессмысленно и говорить; я видел многих, кого ввели этими призывами в
заблуждение и кто стали невольными жертвами.
9. Иметь большое почтение
особенно к Божией Матери, Которая всегда поможет на пути к спасению".
монах Даниил Катунакиотис
(Катунакия, Святая Гора, 19 июня 1902
года)