2(15)
апреля 1934г.
Авва
мой родной!
Сейчас
получил и прочитал и письмо Ваше от 30 марта и объяснение Ваше на 1 стих 1-го
псалма. Перечитаю его ещё и ещё. Сегодня участвовали при чтении и Заботница 1
[1 Заботница - мать Евдокия из Рождественского монастыря] и моя питерская
сродница. Заботница высказала ту мысль, что содержание Вашего объяснения должно
помочь мне в надлежащем изложении своих мыслей о прокоповичах и в определении
правильного к ним отношения. Это очень верная мысль, так как Ваше объяснение, по
своей жизненности, действительно должно служить руководством при нравственной
оценке всего происходящего вокруг нас. Спаси Вас Господи, дорогой мой, и укрепи
силы Ваши во славу Имени Своего и на пользу Церкви Православной! Вероятно, Таня
(это она, конечно, переслала мне 1 стих) перешлёт постепенно и остальные стихи.
У меня теперь в распоряжении 1 стих, вступление ко 2-му и стих 6-ой. Когда всё
прочитаю, то куда переправить это чудное произведение?
Слава
Богу, что самочувствие Ваше стало лучше, очень жалко, что одно Ваше письмо,
повидимому, не дошло до меня, потому что о производившихся относительно Вас
сношениях с У.Сыс. я до сегодняшняго упоминания Вашего о молчании У.-С.-на не
слыхал. Спасибо также, что сообщаете о предположениях м.9-ки [?]. Надо мне подтянуться
и надлежаще оценить прокоповическое действо, чтобы можно было потом узнать Ваше
мнение на сей счет. Анзерский выходец Дамаскин тоже весьма интересуется этим
делом. Но думаю всё-таки, что сдерживая пламенные порывы, я не погрешаю. Слышу
от Е. А. Л. некоторые новости, кои придётся, вероятно, весьма учитывать. Между
прочим сообщают, будто на Стремянной начали поминать отсутствующего и проч.
Хорошо, если это не с общего согласия, а если с соизволения? Одаренный
ораторским и писательским талантами это Д.?
А
о.В.Мух. всё на старом месте в Актюбинске или в другом? Если пишете ему, то
передайте мой сердечный привет и благословение. Вы вероятно знали
свящ.Гидаспова [?] о. Димитрия? Он, бедняга, лишился одного глаза и опасается
за другой. Служит, кажется, у Знамения или что-то в другой ц-ви, только не в
своей прежней, которая занята первым призывом. А кто бывший здесь Ангел? -
обилие разночтений в каждом понимании прокоповичей действительно большое.
Помните ли Вы бывшего с нами в конце 1922 г. в Таганской больнице Сергия Васильевича
Касаткина? Он возвратился с Урала к матери, которая между прочим весьма не
одобряет соседа за его непослушание, так что сосед даже у них уже и не бывает.
Сергей Вас. прямодушнее Ивана Вас.,1 (1 Иван Васильевич - ГПУ) но, по-видимому,
одного и того же настроения. Словом, сколько голов, столько умов. Да хранит Вас
Господь целым и невредимым. Заботница просит молитв и благословения. Помолитесь
о любящем Вас М. К.
(Акты, с.868)
12(25)
апреля 1934 г.
Авва
родной мой!
Получил
Ваше письмо от 8/IV . Спаси Вас Христос. Я только собирался сообщить Вам, что
при пересылке 1 пс. произошел разрыв, и Вы как раз о возможности разрыва
пишете. Не доставлен мне пакет 3-й по счету с полулистами 5 и 6, а 7 и 8
полулисты доставлены. Не хватает таким образом у меня конца 3 и всего 4 стиха.
4-й
полулист мой оканчивается так: «Духовная маслина плодовита в доме Божием пс.
51/10. Праведники духовные финики и», 7-ой мой полулист начинается так: «состояние
его природы. Что гордится земля и пепел Сир. 10/9».
Если
окажется возможным восполнить недошедшее, буду очень утешен. Постараюсь все
переписать и пошлю Е.А.Л. заказной бандеролью. В такой упаковке хорошо доходит.
Летом и день длинный, и свету довольно, так что время для переписки выберу. К
тому же с понуканиями пламенными я почти кончил. Думаю, что Вас моя формула
удовлетворит. Она строится не на общих канонических нормах, а на тех наших,
которыми определялось наше устроение после смерти Патриарха. С Соборною мыслью
и волей нас связывает не одно только п[атриаршее] завещание, а и «постановление
ВЦУ от 7/ХI 1920г. ? 30». Их взаимодействием обеспечивается законная
иерархическая преемственность, неизбежно нарушающаяся при введении в дело иных
факторов.
С
духовным наслаждением проследил я данное Вами раскрытие смысла 1-го псалма.
Ваши десять полулисточков показывают, каким методом должна созидаться вся
система православного нравственного Богословия. Горе нам, что таких библеистов,
какие нужны для этого созидания, у нас едва ли имеется кто-нибудь, кроме Вас. И
да сохранил бы на дольше силы Ваши и жизнь, чтобы Вы успели дать как можно
больше образов надлежащего пользования Библией. Поэтому Вы, пожалуйста не
мешайте м.(нрзб.) прилагать усердие к делу Вашего нынешнего устроения. Этим Вы
дадите ей возможность без особенного труда принять участие в трудах Ваших для
Господа и Его Церкви.
Сережа
К. в церковном устроении добивается только мира во что бы то ни стало. При этом
он уверен, что нарушители мира готовы идти навстречу всякому шагу в этом
направлении, и, по-видимому, он думает, что ничего особенного и не случилось.
Стоит придти, совместно совершить литургию, и все уляжется и угладится. Я
отвечал на это, что для того, чтобы можно было придти, надо предварительное
признание оттуда незаконности и отмена всех запрещений и отказ от учредительных
прав и от приматства. Говорил ли Сережа по поручению или motu proprio (по
собственному побуждению - лат.), для меня осталось неясным. Не хотел бы так
думать, но и не допустить мысль, что Сережа идет по одной же тропинке с
Ив[аном] Вас[ильевичем] (т.е. - ГПУ), не всегда удается. Во всяком случае, если
это разновидность, то не очень ярко выраженная.
Я
думал, что одаренный человек - это о. С. Дурылин, а Вы разумеете кого-то
другого. О пр[еосвященном] Иоасафе слышал снова, будто жив, но определенного
ничего. Посылал ответные открытки ещё другим терпеливцам, но нет ответа ни от
е[пископа] Амфилохия, ни от е[пископа] Василия ни от ч[ада?] его Александра
Павловича. Лагерное существование, видимо, обращается во временно-могильное. А
Вам, родной мой, может быть следовало бы по поводу двуликости своего документа
обратиться за разъяснением в центр. Всё равно, конечно, где жить, но зачем же
лишаться свободы передвижения.
Заботница
земно кланяется с обычною просьбой. Да хранит Вас Бог цела и невредима!
Помолитесь о любящем М. К.
Р.S.:
Относительно соседа думаю, что он просто позабыл, кому и что Вы просили его
переслать, а письма Вашего не найдет в своих россыпях. Мне он на Пасху прислал
свои соображения о начале утрени от недели Фоминой до Вознесения, и я начинаю
теперь с пс. 19, а не прямо с шестопсалмия.
(Акты, с.869)
21
апреля 1934 г.
Х[ристос]
В[оскресе]! Родной мой Авво!
Спаси
Вас Христос за письмо 17.IV. Получил и 5 и 6 л[источек] первого псалма.
Благодаря Ксюше познакомился с строгим суждением о нас Ларчика (Архиепископ
Иларион Троицкий) и уразумел ранее писанное Вами. Имел возможность узнать,
Ив[ан] Вас[ильевич] не столь двоедушен, как то было изображено. Но относительно
Запрещений он склонен признавать, по-видимому, их полную значимость. Поэтому
высказывает пожелание, чтобы мы обнаружили заботливость о снятии запрещения,
которое будто бы в чем-то может послужить для нас препятствием. По-моему в этих
размышлениях повинно всё то же непонимание завещания. С. В. К. не говорит о
помехе, он желал бы смягчения остроты отношений, например, чрез совместное
литургисанье. Разночтение только.
О
соседе не слышу давно уже. Куда он направился, не знаю. М. даже расскажу, если
Бог даст, увижу, как мудрена становится жизнь и с разными явлениями
проходимства приходится встречаться. Заботница земно кланяется и просит молитв
и благословения. Да хранит Вас Господь. Любящий Вас М. К.
Р.S.:
2-го мая умер е[пископ] Виктор.
(Акты, с.869)
24
мая 1934 г.
Авво
родной мой! Окончив утреннее правило свое, собирался писать письмо, между
прочим Е. А. Л., но пока пил кофе, принесли маленькую посылку. Распечатал её и
нашел там 19 четвертушек бумаги, исписанной Вашим бисерным почерком. Это Ваши «Мысли
о страхе» и «Мысли о стыде». Принялся за мысли о стыде и окончил чтение их с
искренним желанием, чтобы переживаемый и нами стыд был бы нам стыдом покаянным.
Спаси Христос Вас за Ваши труды, дорогой мой, и за то, что приобщаете и меня к
знакомству с ними. Заботница, которую я познакомил со многими из прочитанных
мыслей Ваших, не менее меня восхищалась симфонией мыслей Ваших с библейским
текстом, и своё впечатление от слышанного вслух выражает молитвенным слезным
обращением ко Господу, да сохранит силы Ваши для продвижения и расширения этого
великого делания Вашей иноческой жизни... Из мыслей «О страхе» прочитал первые
два отдела первой главы и проверил целость всей рукописи. Читать буду не спеша,
но когда окончу, то куда направить рукопись?
Сосед
прислал выписку молебна о благодетелях из требника Петра Могилы и коротенькую
записочку с уставными на сей молебен и на трипеснцы пятьдесятницы замечаниями.
Между прочим пишет: «относительно псалма в начале молебна я думаю лучше читать
111. Во 1-х, из псалма 36 самое сильное употребляется и без того: а) прокимен -
ст. 3; б) стих прокимна - ст. 26; в) в молитве ст. 25. Во 2-х, псалом 111
одобрен таким знатоком псалтири как о. Неофит. В 3-х, псалом 36 очень длинен
для молебна, особенно если предстоит поминание многих имен. Псалом 111 короче».
В конце приписывает: «Есть слух, что явился новый «блаженнейший», которому и
куколь предлагали, но не титул. Но кто это? Подробно ничего не знаю». Откуда
пишет, не знаю, штемпель на конверте неразборчивый, но, вероятно, не издалека.
Датировано именем свящм. Ианнуария, и в Георгиев день было у меня уже на руках.
О смерти
е. Виктора я приписал Вам в приготовленной уже к отправлению открытке.
Подробностей не знаю.
Из
В. Устюга пишет тамошний Ангел: «Мне Господь судил видеть живым Вашего
крестника, сына свящ. Клавдия Тюркина, к сожалению, в июле-августе 1933 г. матерью
похороненного в Устюге от дизентерии. Как советы Божии не похожи на советы
наши! Матушка ради «будущего детей» развелась с мужем своим. А после этого
скоро похоронила сначала дочь, а потом и сына, и саму скоро выбросили с работы,
обещанием каковой и подтолкнули её на шаг развода. Сейчас медленно
восстанавливается между ними согласие, но восстанавливается ли прочно - трудно
сказать, п[отому] ч[то] муж не только обиделся, но и сам покачнулся'.
Храни
Вас Господь. Простите и помолитесь о любящем Вас М. К.
(Акты, с.870)
28
мая (10 июня) 1934 г.
Если
можно, порадуйте меня сообщением о выборе места. Господь даст и вразумление по
своему обещанию исполнить просьбу двух или трёх согласных о прошенье. Сам я
тоже ничего не знаю и не знал при своём отъезде сюда, но не имею причин
сетовать. Пока здоров и благополучен. Заботница утешается возможностью
поклониться Вам земно. Да хранит и да управит Вас Господь! Ваш б[огомолец] М.
К.
(Акты, с.870)
сентябрь
1936 г.
Из
письма митрополита Кирилла (Смирнова) к епископу Чистопольскому Иоасафу
Всё
письмо Ваше, в котором Вы дали, между прочим, статью Е.М. (Е. Ярославского),
собственноручно переписанную Вами, перечитал я за один раз, черпая в Ваших
предшествовавших рассуждениях нравственное удовлетворение от сознания того, что
среди нас не утрачивается правильно-осторожное отношение к грядущим судьбам
Матери-Церкви... Текст документа даёт в этом отношении некоторое направление во
всяком случае не в нашу пользу, представляя свободу только антирелигиозной
пропаганде. Для нас же, даже желание помолиться не в одиночку, а общецерковно,
возможно будет по закону 29 года от 8/4 - только с ведома и разрешения (и,
конечно, под наблюдением) милиции...
(Архив КГБ РТ, д. 2-15145, л.75)
23
февр./8марта 1937 г.
Письмо
митрополита Кирилла (Смирнова) к иеромонаху Леониду
(Текст в квадратных скобках вычеркнут
митрополитом Кириллом)
Милость
Господня да будет с Вами, боголюбивый о. иеромонах Леонид!
19/4
III получил письмо Ваше и перевод на 10 р. Спаси Вас Господи за попечение о
моих нуждах, только смотрите, чтобы это не было самому себе в обиду и лишение
чего-нибудь необходимого.
По
поводу Ваших недоумений относительно Сергианства могу сказать, что те же самые
вопросы и в такой же почти форме были обращены ко мне из Казани десять лет тому
назад, и тогда я отвечал на них утвердительно, потому что считал все сделанное
митрополитом Сергием ошибкой, которую он сам сознаёт и пожелает исправить. К
тому же среди рядовой паствы нашей было множество людей, не разбиравшихся в
происшедшем, и нельзя было требовать от них решительного и деятельного суждения
о событиях. С тех пор много воды утекло. Ожидания, что митрополит Сергий
исправит свои ошибки, не оправдались, но для прежде несознательных [верующих]
членов Церкви было довольно времени, побуждений, и возможности разобраться в
происходящем, и очень многие разобрались и поняли, что митрополит Сергий
отходит от той Православной Церкви, какую завещал нам хранить Св.патриарх
Тихон, и следовательно для православных нет с ним части и жребия. Происшествия
же последнего времени окончательно выявили обновленческую природу Сергианства.
Спасутся ли пребывающие в Сергианстве верующие, мы не можем знать, потому что
дело Спасения вечного есть дело милости и благодати Божией, но для видящих и
чувствующих неправду Сергианства (каковы Ваши вопросы) было бы непростительным
лукавством закрывать глаза на эту неправду и там искать [духовного руководства]
удовлетворения духовных своих [нужд] потребностей с совестью, сомнящеюся в
возможности такого удовлетворения. Всё, что не от веры, грех. Ложь нельзя
исправлять ложью и [никоим образом], стало быть нельзя предпочитать
Григорьевство Сергианству.
С
митрополитом Иосифом я нахожусь в братском общении, благодарно оценивая то, что
с его именно благословения был высказан от Петроградской епархии первый протест
против затеи митрополита Сергия и дано было всем предостережение в грядущей
опасности. [У предстоятелей этой епархии искали и находили руководство по
смерти епископа Виктора послушные ему верующие Вятской епархии. Правда, среди
них проявляются иногда крайности в отношениях к Сергианству (например
перекрещивание крещенных), но эта ревность не по разуму представляется мне не
как принятое у викторовцев исповедание, а как печальная случайность,
порожденная личным темпераментом отдельных неразумных ревнителей]. С
православными предстоятелями сей епархии находился в постоянном общении еп.
Виктор при своей жизни, у них же искали и находили руководства [послушные ему]
после смерти еп. Виктора послушные ему верующие Вятской епархии.
(На
этом письмо обрывается)
(«Православная Русь», 1997)
_______
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По
след. делу ? 7, по обвинению Смирнова К. И. и Фокиной Л. Н. по ст. 58/10 и
58/11 УК.
19
августа 1933 года, по окончании срока ссылки в городе Гжатске Зап.области,
прибыл митрополит Смирнов Константин (он же Кирилл) Илларионович, который
задался целью воссоздания ликвидированной органами ОГПУ в 1931-1932 гг. к.-р.
организации «Истинно-православная церковь». Смирнов К. И установил письменную
связь с активными деятелем «ИПЦ» Парфением Брянских, Серафимом Самойловичем,
Дамаскиным и др., совместно с которыми приступил к разработке программных
положений организации.
В
результате продолжительной переписки с указанными архиереями уже начали
намечаться общие контуры этой программы. При обыске у Смирнова обнаружено
письмо епископа Дамаскина, в котором излагаются следующие взгляды:
«Совершается
суд Божий над Церковью и народом русским... Совершается отбор тех истинных
воинов Христовых, кои только и смогут: противостоять самому зверю. Времена же
приблизились несомненно апокалипсические».
«Все
наши усилия теперь должны быть направлены на установление прочных связей между
пастырями и пасомыми... и по возможности исправить совершенный грех путем
противодействия злу, до готовности даже кровию смыть грех свой».
На
вопрос об отношении к этому документу Смирнов ответил:
«Автором
письма является епископ, Дамаскин - мой единомыш-ленник. Письмо было написано архиепископу
Серафиму Самойловичу, а в копии - мне... Смысл этих воззрений состоит в том,
что рус-ским народом совершен общий грех перед Церковью... и вина в этом лежит,
главным образом, на духовенстве. Задача состоит в необходимости более глубокого
воспитания народа, чтобы членами Церкви были истинные христиане: что и означает
противопоставление царству злобы.
Эти
взгляды я высказывал епископам Дамаскину и Афанасию, которые были ее мною
солидарны по этому поводу».
Наряду
с этим митрополит Смирнов предпринимал и практические шаги по организации
нелегальных ячеек церковников, которые должны были явиться массовой базой
организации. Установки по организации подобных ячеек Смирнов давал неким Ивану
Ивановичу, Софье Петровне, монахам Горгонию и Паисию, следствием не
установленным.
В
качестве связиста между собою и указанными лицами Смирнов использовал
обвиняемую Фокину Лидию Николаевну, возвра-тившуюся из ссылки в июне с.г.
Отрицая организационную деятельность по созданию нелегальных ячеек, по этому
вопросу Смирнов показал:
«Весной
1934 года ко мне приезжали некий Иван Иванович и Софья Петровна и поставили
передо мной вопрос, можно ли доверять архимандриту Горгонию... Т. к. Горгоний
не был нам известен, то возник вопрос относительно иеромонаха Паисия... Спустя
месяц-полтора ко мне приехал Паисий и произвел на меня благоприятное
впечатление. Поэтому, когда Фокина поехала в Москву, я просил ее зайти к Ивану
Ивановичу и передать ему, какое впечатление на меня произвел Паисий».
Допрошенная
по этому поводу Фокина заявила, что она является духовной дочерью митр.
Смирнова, на вопросы 1) В чем выражались даваемые Смирновым поручения, 2) у
кого она останавливалась, приезжая из Гжатска в Москву, 3) что она знает о
приезде в Гжатск иеромонаха Паисия - Фокина отвечать отказалась.
На
основании изложенного:
1)
Смирнов Константин (он же Кирилл) Илларионович, 71 года (род. в 1863 г.). беспартийный,
русский, гр-н СССР, одинокий, митрополит, окончил духовную академию, без
определённых занятий, неоднократно репрессировался органами ВЧК-ОГПУ за к.-р.
деятель-ность, до ареста проживал в г. Гжатске.
2)
Фокина Лидия Николаевна. 35 лет (род. в 1899 г.), беспартийная, русская, гр-ка СССР,
одинокая, окончила гимназию, происходит из семьи служащего, до ареста проживала
в Гжатске и служила сче-товодом «Племзаготтреста», в 1931 г. была осуждена на 3
года в ссыл-ку по ст. 58/10 УК, -
обвиняются
в том, что пытались организовать нелегальные ячейки «ИПЦ», принимали участие в
разработке программных положений этой организации и хранили материалы к.-р. содержания
(письмо Дамаскина), т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58/10 и 58/11
УК.
Оперуполномоченный
3-го отделения Толстой.
Согласен:
пом. нач. 3-го отделения Тимофеев.
Справка:
Смирнов К. И. и Фокина Л. К. арестованы 14/VII 1934 г. и содержатся под
стражей в Бутырском изоляторе. Письмо еп. Дамаскина в качестве вещ.
доказательства приобщено к делу.
Оперуполномоч.
3-го отд. Толстой.
(В 1934 году митрополит Кирилл был
сослан в Казахстан, где в 1937 году был вновь арестован и постановлением тройки
УНКВД по Южно-Казахстанской области расстрелян
20 ноября в 24 часа. Вместе с ним были расстреляны митрополит Иосиф (Петровых)
и епископ Евгений (Кобранов), проходившие по тому же делу).
(«Московский Церковный Вестник», 1993 г.)
Свидание
с Митрополитом Кириллом протоиереев о. Илии Пироженко и о. Петра Новосильцева
(Письмо)
Добрейший
и родной друг о Христе!
Наконец-то
мы водворились в Турахании под самой Дудинкой, верст на двести севернее
Ханатайки... Проезжая мимо митр.Кирилла повидались с ним - были у него в келии.
Какое у него смирение и любвеобилие. Воистину достойнейший из достойных
архипастырей. Очень ободрил он нас, наш милый благодушный старичёк, благословил
нас иконками, разрешил служить литургию, если подыщется подходящая комната, дал
нам св.мира и даже поддержал оскудевшую дорогой нашу казну, дав нам десять
рублей.
Он
сетует, что, по-видимому, его письма не доходят до адресатов, и злые языки
распространяют от его лица неправильные мнения. Он вне молитвенного общения с
митр. Сергием и одобряет и благословляет наших Воронежских, вас и всех верных.
Рассказывал нам, как всё исполненное митр.Сергием было предложено ему и он рад,
что остался на прямолинейном пути.
Дорого
нам досталось это свидание, но именно оно этим нам и дорого. В нашем станке мы
нашли едва три домика, - леса и дров уже на месте нет, хотя около аввы К. он
ещё есть родненький. Повидали мы и Преосвященного Николая Владимирского с его
двумя «викариями»: у этого старца полное единомыслие с митр. Кириллом. Большое
они оставили у нас впечатление.
Да,
большие люди, великие христиане.
Держитесь
же крепче, и тем покажите, что Вы не забываете нас. Будем в единомыслии и
Господь сохранит нас.
Преданные
Вам,
Протоиереи
Илия Пироженко и Петр Новосильцев.
?
:Нередко
тогда практиковалось, что некоторых уважаемых святителей и пастырей
сопровождали в ссылки преданные им духовные дети или просто сторонние
почитатели. Из таковых общеизвестна была, например, «матушка Евдокия»,
неизменная и героическая спутница по всем многообразным и тяжёлым ссылкам
знаменитого тогда митрополита Казанского Кирилла (Смирнова).
(Акты, с.752)