"Псалом да будет непрестанно в устах твоих" (преп.Ефрем Сирин)
«Псалом, - говорит святитель
Василий Великий, - это тишина души, раздаятель мира. Он смягчает
раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Он утишает мятежные и
волнующие помыслы. Псалом - посредник дружбы, единение между далекими и
примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносит
единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ -
любовь».
История составления и поэзия Псалтири
Псалтирион, по-гречески, -
струнный музыкальный инструмент, в сопровождении которого в глубокой древности
пелись обращенные к Богу молитвенные песнопения, получившие отсюда название
псалмов, а сборник их стал называться Псалтирью. В одну книгу псалмы были
объединены в V веке до Рождества Христова. Эта книга в ее еврейском оригинале
представляет собой собрание гимнов религиозно-лирического содержания и
настроения, которые исполнялись при богослужении в древнем Иерусалимском храме
в эпоху государственной самостоятельности Иудейского царства. Поэтому они
получили необыкновенно широкое распространение как в дохристианскую эпоху, так
и особенно во время раннего христианства.
Псалтирь была переведена на
славянский язык с греческого в первоначальный период развития письменности на
Руси святыми Кириллом и Мефодием - ведь без ее текста невозможно было совершать
ни одной церковной службы. Поскольку еще в раннехристианскую эпоху Псалтирь
удовлетворяла различным потребностям, существовали редакции этой книги, зависящие
от ее практического назначения. Так возникли основные типы псалтирных текстов:
Псалтирь следованная (или "с восследованием"), применявшаяся при
церковном служении, и Псалтирь толковая (с толкованиями текста, составленными
Афанасием Александрийским, Феодоритом Киррским и другими раннехристианскими
авторами). В первой половине XVI в. в Москве был сделан новый перевод с
греческого языка толковой Псалтири Максимом Греком (Триволисом).
Тексты 150 псалмов, составляющих
Псалтирь, были переведены с еврейского языка на греческий вместе с другими
частями Септуагинты (перевод книг Ветхого Завета семьюдесятью толковниками). К
ним был прибавлен дополнительно 151-й псалом, раскрывающий жизнь Давида, царя и
поэта, именем которого надписана значительная часть псалмов. Несмотря на то,
что они известны под именем Давидовых, нет указаний на то, что все они
принадлежат царю и пророку. Святитель Афанасий Великий считает, что в
надписаниях показывается, кому принадлежит какой-либо псалом. Давидом были
избраны четыре начальника певцов и двести восемьдесят восемь служащих им.
Поэтому, как видно из надписаний, встречаются псалмы этих четырех начальников.
Таким образом, когда сказано: псалом сыном Кореовым, Эфаму, Асафу и Эману; это
значит, что они и воспевают псалом. Когда сказано: псалом Асафов или Идифумов,
тогда показывается, что псалом этот изречен самим Асафом или Идифумом. Если
говорится: псалом Давидов, показывается, что произнесший был сам Давид. Когда
же сказано: псалом Давиду, это значит, что другими изрекается о Давиде.
В Псалтири из 150 псалмов часть
относится к Спасителю - Господу Иисусу Христу; они важны в сотериологическом
плане (сотериология - учение о спасении человека от греха). Эти псалмы
называются мессианскими (Мессия, с еврейского, значит - Спаситель). Различают
псалмы мессианские в прямом и в прообразовательном смысле. Первые говорят о
грядущем Мессии - Господе Иисусе Христе. Вторые повествуют о лицах и событиях Ветхого Завета (царь и
пророк Давид, царь Соломон и др.), прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа
и Его Церковь.
Уже в раннехристианскую эпоху
греческий перевод Псалтири лег в основу христианской литургии и гимнологии. В
составе так называемых "вседневных" служб (полунощницы, утрени,
часов, вечерни и повечерия) используется около 50 отдельных псалмов. В
современном богослужебном Уставе Православной Церкви принято деление Псалтири
для удобства при употреблении ее за богослужением и в домашнем (келейном)
правиле на 20 разделов - кафизм (кафисм), от греч. «кафизо» - «сижу», каждая из
которых делится на три «Славы», или статии.
Псалмы насыщены подлинным
поэтическим чувством, сохраненным и в их славянском переводе. Они служили
источником вдохновения для всех без исключения русских авторов вплоть до XVIII
в. - от митрополита Илариона и авторов "Повести временных лет" до
Ломоносова и Державина, да и в XIX - XX вв. отзвуки поэзии псалмов слышатся в
стихах и Пушкина, и Лермонтова, и Языкова, и Федора Глинки, и Бунина.
Сущность поэтического строя
псалмов - смысловой и синтаксический параллелизм (прямой или обратный) каждого
составляющего их стиха. Эта поэтическая структура легла в основу всей
древневосточной поэзии, а затем стала ведущей и в византийской гимнологии, и в
славяно-русской оригинальной поэзии.
Псалтирь служила не только
богослужебной книгой, но и главным учебником. По ней до XIX в. включительно
учили читать и писать, что хорошо известно и что лишний раз доказывают недавно
найденные грамоты на бересте: одна из них принадлежит новгородскому мальчику
Онфиму, учившемуся в XIII в. и выписавшему на бересту текст службы
"великого повечерия". Все это неизменно поддерживало популярность
Псалтири в средневековом обществе, и поэтому количество древних рукописей
Псалтири значительно больше, чем всех остальных текстов, и уступает только
спискам Евангелия.
Традиции чтения Псалтири
В древней Церкви за
богослужениями, особенно на утрени, после псалмов, которые пелись стоя,
полагались перерывы для духовных размышлений о пропетых псалмах. Во время этих
размышлений сидели. Из таких размышлений возникли песнопения, именуемые
«седальнами». Впоследствии стали сидеть и во время чтения псалмов, а название
«кафизма» (то есть «седален», «седальный») перенесли и на псалмы. В славянском
Уставе слово «кафизма» оставлено для разделов Псалтири, а богослужебные
песнопения названы славянским словом «седальны».
В храме псалмы читаются ежедневно
за всяким утренним и вечерним богослужением. Полностью Псалтирь прочитывается в
течение каждой недели, то есть седмицы, а Великим постом - дважды в течение
седмицы.
Домашнее молитвенное правило
находится в глубокой молитвенной связи с богослужением храмовым: утренняя
келейная молитва, начиная новый день, предваряет богослужение и внутренне
готовит к нему верующего, вечерняя, заканчивая день, как бы завершает и церковную службу. Если верующий не был в
храме за богослужением, он может включить в свое домашнее правило псалмы. Число
псалмов при этом может быть различным - в зависимости от намерений и
возможностей верующего. В любом случае отцы и подвижники церкви предлагают
верующему читать псалмы ежедневно, полагая непременным условием духовной пользы
чтения и изучения псалмов благочестие и чистоту сердца. Чтение Псалтири
приносит великое утешение, ибо это чтение приемлется как умилостивительная
жертва во очищение грехов как читаемых, так и поминаемых. Как пишет святитель
Василий Великий,- «Псалтирь... за весь мир Бога молит».
Во многих местах есть обычай
просить священнослужителей в монастырях, храмах почитать Псалтирь за усопших
или о здравии, что соединяется с подачей милостыни. Но, как пишет святитель Афанасий (Сахаров),
гораздо полезнее, если мы будем читать Псалтирь сами, показывая, что лично
хотим потрудиться, не заменяя себя в этом труде другими. Подвиг чтения Псалтири
будет жертвой Богу не только за поминаемых, но и за самих, приносящих ее,
трудящихся в чтении. Читающие Псалтирь получают от слова Божия и великое
утешение, и великое назидание, чего они лишаются, поручая другим это доброе
дело, и сами чаще всего не присутствуя даже при нем.
Чтения Псалтири прихожанами
Псалтирь - это обращение человека
к Богу. Она называется «Книгой Хвалений» или «Книгой Молитв». Поэтому соборное
чтение Псалтири с общим поминовением - это молитвенное правило на каждый день
поста. Существует традиция соборного (храмового) чтения Псалтири, обычно во время
поста. Число читающих Псалтирь равно числу кафизм Псалтири, и при этом ими за
один день прочитывается полностью вся Псалтирь, а за время поста каждым
читающим Псалтирь полностью прочитывается 1 или 2 раза. По каждой славе
молящиеся поминают друг друга, а также родных и близких друг друга, духовенство
- наставников и служителей храма.
Такое соборное чтение псалтири
объединяет и сплачивает людей, укрепляет духовно, служит и утешением в скорбях.
«Яко Псалмы молят о грядущих, воздыхают о настоящих, каются о минувших,
радуются о благих делах, радость Небесного Царствия вспоминают» (Августин
Учитель).
Духовная польза чтения Псалтири
Ни одно молитвословие не может
сравниться с Псалтирью из-за ее всеобъемлющего характера. Греческий философ и
монах Евфимий Зигабен называет Псалтирь «...общедоступной лечебницей, где
излечивается всякая болезнь. Причем удивительно то, что ее слова приличествуют всем людям - особенность,
свойственная одной этой книге, которая представляет собой изобилие всякого
созерцания и правил жизни, общественную сокровищницу наставлений, содержащую в
себе при этом только то, что полезно.
Чтение псалмов - это
собеседование с Богом, назидание души и поддерживание ненарушимой памяти
божественных слов. Для начинающих учение - это самое первое и основное
наставление, для успевающих в учении - приращение познаний, для оканчивающих -
утверждение в приобретенных познаниях. Псалом - это неодолимый щит, самое
лучшее украшение для начальников и находящихся под начальством, для воинов и
для людей вовсе незнакомых с военным искусством, для образованных и
необразованных, для отшельников и для людей, принимающих участие в делах
государственных, для священников и мирян, для живущих на суше и островитян, для
земледельцев и мореплавателей, для ремесленников и для не знающих вовсе
никакого ремесла, для мужчин и женщин, для старцев и юношей, для людей всякого
происхождения, возраста, положения в свете, для людей всякой профессии.
Псалом для человека - это
совершенно то же, что веяние воздуха, или разлитие света, или употребление огня
и воды, или вообще что-нибудь такое, что всем и необходимо и полезно. В высшей
степени удивительно то, что работающие, не отвлекаясь пением псалмов от своей
работы, облегчают этим ее трудность».
«Здесь есть совершенное
богословие, есть пророчество о пришествии Христовом по плоти, есть угроза суда
Божия. Здесь внушается надежда воскресения и страх мучений. Здесь обещается
слава, открываются тайны». Все это сказал святитель Василий Великий ни о чем
ином, как о великой, неистощимой и всеобщей сокровищнице - Псалтири.
«blagoslovenie.su»