Рождественский пост – это последний
многодневный пост в году. Он начинается с 15 (28 - по новому стилю) ноября и
продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в
Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как
заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября
старого стиля), то этот пост называют ещё и Филипповым.
Христианская жизнь немыслима без
подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верный, руководимый и
укрепляемый Святым Духом, чтобы избавиться от ига греха и господства страстей,
и чтобы самоотверженно следовать воле Господней, чтобы жить во Христе и быть
живым членом Его Тела, которое есть Церковь.
В этом подвижническом усилии
особо значительное место и занимает пост, в том числе и пост Рождественский
(Филиппов). Пост представляет собой одно из самых действенных орудий в нашей
духовной борьбе. Об этом свидетельствует слово Божие. Это открывается нам из
жизни святых. Так верит и учит наша Церковь, воспринимающая пост как одно из
своих древнейших и священнейших установлений.
Рождественский или Филиппов пост –
это зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года
таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к
празднованию Рождества Христова.
Лев Великий пишет: «Само хранение
воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали,
что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо
стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается
бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
По словам Льва Великого,
Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.
«Как Господь ущедрил нас плодами
земли, - пишет святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к
бедным».
По словам Симеона
Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея,
который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях
начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое
слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и
приобщаемся Его Божественной плоти».
Рождественский пост установлен
для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и
постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить
явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему
наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Установление же Рождественского поста, как и других многодневных
постов, относится к древним временам христианства. Уже с IY-го века св.Амвросий Медиодаланский,
Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост.
В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост
длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166
года бывшем при Константинопольском патриархе Луке и Византийском императоре
Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником
Рождества Христова сорок дней.
Как правильно питаться
православному христианину в этот пост? Устав Церкви учит, от чего следует
воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны
соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых
брашен, не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и
запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть:
мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию
святых постов».
Правила воздержания, предписанные
Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того,
в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба,
вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после
вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье -
разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского
поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в
праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни
великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же
праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только
на вино и елей.
С 20 по 25 декабря (старого
стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не
благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование
гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно
собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость
поста.
Последний же день Рождественского
поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть
сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Есть сочиво принято, видимо, в
подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником
Рожества Христова, которые питались от семен земных, чтобы не оскверняться от
языческой трапезы (Дан.1,8), - и согласно со словами Евангелия: Царство
Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков
и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях
его (Мф.13,31-36).
В сочельник у православных
христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней
звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о Рождении
Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В Рождественский сочельник
трапеза предписана один раз после Божественной Литургии. На трапезе правилами
Церкви постановлено вкушать «с елеем. Сыра же и подобных ему, и рыб, никакоже
дерзнем ясти».
Постясь телесно, в то же время
необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и
духовне, разрешим всяк союз неправды», - заповедует Святая Церковь.
Пост телесный, без поста
духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и
духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием
собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост
связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков,
искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с
исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост
не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без
молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Сущность поста выражена в
следующем церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не
очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе
исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым
демонам, никогда не ядушим».
Да пребудет со всеми вами Божие
благословение в пост Рождественский, дабы постясь с молитвою - мы с радостию в
сердце возгласили на великий праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа: Рождество Твое, Христе
Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава
Тебе!
Мира вам и благодати
Духа Святого!