БЛАГОДАРИМ ЗА ПОСЕЩЕНИЕ НАШЕГО ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО САЙТА! ПРИГЛАШАЕМ ВАС, ТАКЖЕ, К ЧТЕНИЮ ГЛАВНЫХ НОВОСТЕЙ И ПУБЛИКАЦИЙ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОФИЦИАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ БЛОГЕ «ИПЦ: ИНФОРМАЦИЯ И АНАЛИТИКА» СИНОДАЛЬНОГО ИЗДАТЕЛЬСКОГО И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ЦРО ИПЦ. БЛАГОСЛОВИ ВАС ГОСПОДЬ! | We thank you for visiting our information-educational a web-site! We invite you also to read the main news and publications of the True-Orthodox Church in the official Informational blog «TOC: information and analytics» of the Synodal publishing and information-analytical Department of the TOC. God will bless you!
Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ / Volgograd and Kazan diocese TOC (Russia)
РАЗДЕЛЫ САЙТА
КАТЕГОРИИ
Исповедники веры [33]
Духовные чтения [40]
Поиски Истины [61]
Пророчества [10]
Проповеди [2]
Документы [5]
Молитвы [15]
Полезное [27]
Статьи [45]
ИПЦ [22]
А.Р. [12]
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Читайте, также, наши новости в официальном информационном блоге "ИПЦ: информация и аналитика"
Читайте, также, наши новости в официальном информационном блоге "ИПЦ: информация и аналитика"
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
С Постом Великим всех православных христиан!
С Постом Великим всех православных христиан!
2/15 февраля - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Праздник и традиции
2/15 февраля - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Праздник и традиции
2 февраля - годовщина Сталинградской битвы
2 февраля - годовщина Сталинградской битвы
19 января - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. О празднике, традиции на Украине и в Беларуси
19 января - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. О празднике, традиции на Украине и в Беларуси
С РОЖДЕСТВОМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!
С РОЖДЕСТВОМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!

ЕПАРХИЯ В СЕТИ



ИКОНОГРАФИЯ/ICONS

Иконография/Icons
Главная » Статьи » Полезное

Царицын-Сталинград-Волгоград. Религиозность края


ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Субъект РФ. Территория 113,9 тыс. кв.км. Центр – г.Волгоград (до 1925 г. г.Царицын, до 1961 г. г.Сталинград). География: область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, в степной и частично в полупустынной зонах. Граничит на севере с Саратовской обл., на северо-западе с Воронежской обл., на западе с Ростовской обл., на юге с Калмыкией и Астраханской обл., на востоке с Казахстаном. Главные реки - Волга, Дон. На территории Волгоградской обл. в бассейн Волги входят Волгоградское водохранилище и 29 рек, в бассейн Дона - Цимлянское, Варваровское, Береславское и Карповское водохранилища и 161 река (наиболее крупные - Ахтуба, Еруслан, Хопёр, Иловля, Медведица). Волгоградская обл. разделена на 33 района, в неё входят 19 городов, 29 поселков. Население: 2 млн. 699 тыс.чел. (2002 г.). Национальный состав: русские - 88,89%, украинцы - 2,09%, казахи - 1,68%, татары - 1,06%, армяне – 1%, немцы - 0,63%, азербайджанцы - 0,53%, остальные (белорусы, евреи, корейцы, марийцы, цыгане, чеченцы, чуваши и др.) - 4,92%.

 Административное устройство

Царицынская губерния была создана решением Совета Северокавказского военного округа Красной Армии в сентябре 1918 г., но из-за активных военных действий в регионе губернии органы власти не сформировались. 10 мая 1920 г., вскоре после взятия Царицына частями Красной Армии, 1-й губернский съезд советов подтвердил создание Царицынской губернии, отделённой от Саратовской губернии. В 1925 г. губерния была переименована в Сталинградскую, в 1928 г. с рядом друних регионов объединилась в Нижневолжский край, который 10 января 1934 г. был разделен на Саратовский и Сталинградский края. В 1936 г. Сталинградский край был преобразован в Сталинградскую обл., с 10 ноября 1961 г. область имеет современное название.

 Религия

К началу 2005 г. в Волгоградской обл. было зарегистрировано 363 религиозные организации, принадлежащие к 20 вероисповеданиям. Из них приходы РПЦ составляют 56,7%, старообрядческие - 2,5%, римо-католические - 1,7%, протестанские (лютеранские, евангельских христиан-баптистов, евангельских христиан, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и методистов) – 2,3%, мусульманские объединения - 4,7%, буддийские общины - 0,6%, иудаистские - 2,8%, др. религиозные организации - 8%. (В начале XX в. 94% жителей Царицынского уезда принадлежали к РПЦ, 0,9% были старообрядцами, 1% - протестантами, 4% - буддистами, 0,1% жителей исповедовали др. религии. В 1929 г. на территории Сталинградского, Камышинского, Хопёрского округов Нижневолжского края, вошедших в состав современной Волгоградской обл., действовали 735 зарегистрированных религиозных организаций различных вероисповеданий).

 Религиозная ситуация в Нижнем Поволжье в VII - сер. XVI в.

В VII-X вв. территория современной Волгоградской обл. входила в состав Хазарского каганата, с которым связаны первые известия о христианских общинах на Нижней Волге. Попытки христианизации хазар были предприняты в 80-х гг. VII в. духовенством Армении, но не имели серьезных последствий. В перечне епархий Константинопольского Патриархата (известен в единственном списке XV в.) отмечается ситуация, которая, как полагают исследователи, сложилась в Хазарии к концу IX в. Под № 37 в списке упоминается «епархия Готии», в состав которой входили «митрополия Дорос, [епископы] хоциров, Астиля, Хвалиса, оногуров, Ретега, гуннов, Таматархи» ( Χοτζρων, ᾿Αστήλ, Χουλης, ᾿Ονογορων, Ρετγ, Ονων, Ταμταρχα) (Darrouzès. Notitiae. P. 241-242. № 3. Стр. 611-618; P. 245. № 3. Стр. 777-779). Крепость Астиль отождествляется с Итилем (Атилем) (город на Волге, выше современной Астрахани), являвшимся столицей Хазарского каганата.

К X в. в Хазарии существовала христианская община. Согласно житию, равноап. Кирилл (Константин), находясь с миссией в Хазарии, около 860 г. крестил 200 хазар. Как сообщает аль-Масуди (сер. X в.), в это время в Итиле были «двое [судей] для тамошних христиан, которые судят по закону Инджиля [Евангелия]» (Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 130). Впрочем, несмотря на принятие правящей хазар. верхушкой в сер. IX в. иудаизма и некоторое распространение христианства и ислама, основная часть хазар придерживалась язычества.

После падения Хазарии во 2-й половине X в. часть её территории вместе с Саркелом (крупный город на Дону, после 965 - русская крепость Белая Вежа на месте современного Цимлянского водохранилища) перешла под власть киевских князей, после чего в городе появились христиане. В нач. XII в. русское православное население покинуло Белую Вежу. По Великой степи в XI - нач. XIII в. кочевали племена печенегов, торков и половцев, среди которых господствовало язычество; среди половцев были и христиане (хан Юрий Кончакович).

После разгрома монголо-татарами в 1232-1241 гг. половцев, Волжской Булгарии, Руси и Кавказа хан Батый основал государство Золотая Орда. В течение долгого времени среди населения, жившего на территориях, подвластных Золотой Орде, сосуществовали язычество, буддизм, ислам (в 1313 г. ставший господствующей религией) и христианство. Среди христианских исповеданий в начальный период монголо-татарского госудраства заметную роль играло несторианство, распространённое среди правящей верхушки, несторианином был старший сын Батыя хан Сартак (1255-1256 гг.). Хан Берке (1256-1266 гг.) преследовал несториан и разгромил их общину в Самарканде. В золотоордынских городах существовали, также, общины Яковитской церкви (об этом свидетельствуют вопросы православного Сарайского епископа Феогноста, направленные греческим архиереям в 1276 г.) и Армянской Апостольской Церкви.

Для окормления православного населения поволжских и подонских степей, входивших в состав Орды, а также многочисленных руссских пленных, живших в Орде, в 1261 г. была создана Сарайская и Подонская епархия Русской Церкви. Первоначально резиденцией Сарайских архиереев являлся г.Сарай-Бату (Селитренное городище в Астраханской обл.), затем Сарай-эль-Джедид (предположительно Царёвское городище в Волгоградской обл.). В сер. XV в., в период войн в распадавшейся Орде, резиденция Сарайских епископов переместилась в Москву, на Крутицы.

В 20-х гг. XIV в. в столице Орды появилась католическая кафедра во главе с францисканцем Стефаном. Францисканцы занимались миссионерством среди кочевников, их проповедь имела успех, при хане Узбеке католики пользовались льготами и владели охранной грамотой. В 1334 г. в Сарае мусульмане убили миссионера-францисканца Стефана Венгерского, которого местные католики стали почитать как святого. Прекращение деятельности католиков в Золотой Орде, по-видимому, связано с последствиями похода в 1395 г. войск Тамерлана, опустошивших земли Орды. В образовавшихся после распада Золотой Орды татарских ханствах и ордах господствовал ислам.

 Православие на территории Волгоградской  обл. в сер. XVI - XXI вв.

После покорения Россией Казанского ханства для окормления православного населения Среднего и Нижнего Поволжья в 1555 г. была образована Казанская епархия, в состав которой вскоре вошли и земли подчиненного в 1556 г. Астраханского ханства. В 1589 г. воеводы князья Г.О.Засекин-Зубок, Р.В.Алферьев-Нащокин и И.А.Нащокин построили на острове Царицын на Волге деревянную крепость и в ней церковь.

В 1602 г. Нижнее Поволжье стало частью новоучрежденной Астраханской епархии, к которой были приписаны все церкви по Волге, «начиная от Саратова к югу, по Медведице и Хопру до Дона». Организационному оформлению новой епархии помешало Смутное время. Царицынский воевода Н. М. Плещеев весной 1605 г. признал власть Лжедмитрия I и выполнял поручения самозванца в Москве. В 1606 г. г.Царицын был захвачен и разграблен казаками во главе с самозванцем Илейкой Коровиным («царевич Петр»). К весне 1607 г. появление самозванцев в станицах донских и волжских казаков стало массовым, во главе отрядов астраханских и царицынских повстанцев стояли «царевичи» Иван-Август и Лавр. 18 декабря 1607 г. на пути из Москвы в свою епархию в Царицыне скончался Астраханский архиепископ св.Феодосий (Харитонов). Из-за военных действий его тело было предано земле в г.Казани в следующем году, в 1617 г. перезахоронено в г.Астрахани.

После избрания на русский престол Михаила Феодоровича началось восстановление церковной и хозяйственной жизни в Нижнем Поволжье. В 1614-1620 гг. Царицынская крепость была перенесена на правый берег Волги, в ней построили церкви, по-видимому Иоанно-Предтеченскую и Троицкую, при которых в 60-х гг. того же столетия возникли женские и мужские монастыри, в 50-х гг. XVII в. в Царицыне упоминается женский монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1670 г. Царицын был взят казаками донского атамана С.Т.Разина. Основная часть местного духовенства не поддержала восставших, однако была принуждена подписать крестоцеловальную грамоту, которая призывала к сопротивлению царской власти.

В 20-х гг. XVIII в. правительство принимало меры для христианизации калмыков и расселения их на малоосвоенных землях Поволжья. В 1724 г. в С.-Петербурге был крещен хан калмыков Баксадай Дорджи Тайчин, в свое кочевье между Волгой и Доном, неподалеку от г.Царицына, он увез походную церковь, устроенную по рисунку императора Петра I. В 1727 г. в Калмыцкую миссию был определен царицынский соборный диакон Михаил Протопопов. В 1725-1734 гг. приняли крещение около 1700 калмыков, новообращенных селили в гг.Царицыне, Чугуеве и Астрахани. В 1839 г. в г.Царицыне открылась школа для детей православных калмыков, наиболее активным из учителей был диакон Царицынской Преображенской церкви Василий Дилигенский, составивший букварь калмыцкого языка, активно занимавшийся переводом церковных книг на калмыцкий язык.

К концу XVIII в. в Царицыне действовали 6 храмов (в т. ч. кафедральный Успенский собор, построенный в 1683 г.) и несколько часовен, в Дмитриевске (современный г. Камышин) - 4 храма. В 1885 г. открылось Царицынское отделение Духовно-просветительского союза, ставившего своей целью духовно-нравственное просвещение, миссионерство и борьбу с распространением старообрядчества и сектантства. В 1913 г. на территории будущей Волгоградской обл. находились 7 монастырей и около 600 храмов, в г.Царицыне действовали 16 православных церквей, завершалось строительство в центре города Александро-Невского собора (освящен в 1918 г.).

В 1682 г. Поместный Собор РПЦ обсуждал проект открытия новых епархий, в т. ч. Царицынской. Астраханский и Терский митрополит Никифор, ссылавшийся на малонаселенность и бедность края, выступил против, и проект не был осуществлен. В 1799 г. Царицынский край вошел в состав Саратовской и Пензенской епархии (в 1828-1917 гг. именовалась Саратовской и Царицынской). В настоящее время границы Волгоградской обл. совпадают с границами Волгоградской и Камышинской епархии РПЦ МП (созданной 31 января 1991 г.). На территории её действуют 244 православных прихода, 6 монастырей. С января месяца 2011 г. решением Архиерейского Собора Истинно-Православной Церкви создаётся и Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ на территории Волгоградского региона и Республики Татарстан.

Также, на развитие религиозной ситуации в крае сыграло немаловажную роль течения старообрядчества и мусульманство, которое в немалой степени было распространено и раньше.

В посл. трети XVII в. старообрядцы активно селились на территории современной Волгоградской обл. В конце 60-х гг. посадский человек из Ельца старообрядец К. Ларионов по прозвищу Косой построил на р.Медведице укрепленный городок, который в 1689 г. (или 1688 г.) г. был уничтожен царскими войсками. В 1674 г. иеромонах Иов (Лихачёв) основал на р.Чир мужскую Пустынь, в которую в 1685 г. из новгородских пределов переселился др.крупный деятель раннего старообрядчества - игумен Досифей. Обитель стала широко известна и быстро заселялась, в т.ч. выходцами из Москвы, особенно активно - после стрелецких выступлений в 1682 г.

Правительственные розыски привели к уходу казаков-старообрядцев в глухие места по рекам Хопёр, Медведица и Кумылга. После подавления восстания К.Булавина (1707-1708 гг.) царь приказал «все казачьи городки, лежащие по Донцу, Медведице, Хопру, Бузулуку и Иловле, сжечь и разорить до основания, людей рубить и заводчиков сажать на кол», в результате, как говорилось в донесении царицынскому воеводе, «вверху по Дону казаков никого не осталось». Казаки переселились дальше на притоки Дона. Они продолжали перемещаться и позднее: в 1718 и 1733 гг. на Царицынскую линию переселились более 2 тыс. старообрядцев.

Большинство современных центров старообрядчества в Волгоградской обл. сложилось в кон. XVII - нач. XVIII вв. на основе древних и новосозданных станиц, таких как Михайловская и Кумылженская (на Хопре), Усть-Хопёрская и Усть-Медведицкая (на Дону), Глазуновская и Берёзовская (на Медведице), и хуторов Суровикин, Котельников, Калачёвский (Калач) - между Чиром и Цимлой (ныне Цимлянское водохранилище). Почти в каждом поселении современной Волгоградской обл. можно выявить последователей староверия. В 1917 г., по неполным данным, в границах современной Волгоградской обл. действовало 30 приходов старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, и 15 приходов беглопоповцев.

В Камышине, куда в 1697 г. переселились принадлежавшие к православной Церкви выходцы из Казани, в XIX - нач. XX вв. проживало менее всего старообрядцев. В то же время 1-й благочиннический округ Камышинского уезда (в настоящее время в Красноармейском р-не Саратовской обл.) был населен преимущественно представителями разных направлений поморского согласия и странниками-подпольниками. В 1912 г. в г.Камышине и в округе числилось более 7500 беспоповцев. Др.центром беспоповства был Царицынский уезд: на хуторе Купоросный, заводе «Урал-Волга», в с. Н.Ельшанка жили выходцы из Архангельской губернии и с Урала, в 1912 г. в этих поселениях числилось ок. 500 последователей «старой веры». В посл. трети XX в. в г.Волгограде наряду с общиной брачных поморцев действовало малочисленное сообщество самокрещенцев, ведущих начало от симбирско-самарского основателя самокрещенства Матфея Андреевича, отделившегося от поморцев, отрицающих брак.

Отдельные самокресты жили также в Дубовке Царицынского уезда, основанной в 1718 г. донскими казаками-старообрядцами. В 1785 г. станица была преобразована в посад, в связи с чем казаков отселили в станицы, а в Дубовке появились переселенцы из разных губерний, что привело к возникновению уникального центра религиозного разномыслия. В 1912 г. в Дубовке насчитывалось 709 старообрядцев разных согласий и более тысячи последователей сектантских учений. Наряду со старообрядцами, признающими Белокриницкую иерархию, и беглопоповцами, имевшими в Дубовке моленные (в нач. XX в. на средства Ф. Е. Морозовой в городе был построен храм Белокриницкой иерархии), в городе жили отделившиеся от молокан субботники и воскресники, меннониты, баптисты, толстовцы, последователи небольших сект, напр. «незнайки», восстановить взгляды которых на сегодняшний день не представляется возможным.

К сер. XIX в. в г.Царицыне действовали 2 мечети, в июне 1919 г. открылась 3-я. В 20-х гг. XX в. после закрытия этих мечетей мусульманским центром области стала мечеть в с. М.Чапурники (ныне Светлоярского р-на), которая действовала до 1941 г. и вновь открылась в мае 1946 г. В нач. 80-х гг. были зарегистрированы мусульманские общины в г.Волгограде, Палласовке, селах Маляевка и Бахтияровка Ленинского р-на, Латошинка Старополтавского р-на; началось строительство мечетей. В Волгоградской обл. к 2005 г. зарегистрировано 17 мусульманских общин, действует Волгоградское региональное духовное управление мусульман, входящее в Центральное духовное управление мусульман России (центр в г.Уфе). Большинство мусульман области живут в Волгограде, Волжском, а также в Суровикинском, Светлоярском, Среднеахтубинском, Ленинском, Быковском, Палласовском, Старополтавском р-нах. Все местные организации относятся к традиционному исламу - суннизму ханафитского мазхаба.

 По материалам «Православной Энциклопедии»

Категория: Полезное | Добавил: Админ (08.05.2011)
Теги: Религии, история, архиепископ Ростислав
TRANSLATION
 
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ


ТЕГИ ПУБЛИКАЦИЙ
ПОИСК/SEARCH

ИНФОРМАЦИЯ
  • Официальный сайт ИПЦ
  • Святейший Рафаил (Fb)
  • Святейший Рафаил (Tw)
  • Информация и аналитика
  • Главный форум ИПЦ
  • Мы в Facebook'е
  • Мы в Twitter'е
  • ИПЦ "ВКонтакте"
  • ИПЦ в Facebook'e
  • Памяти Митроп.Сергия
  • Наши сайты ИПЦ

  • БАННЕРЫ
















    НАШ БАННЕР
                     
        
      
    Волгоградско-Казанская 
епархия ИПЦ  
               
    ПОДДЕРЖИТЕ НАС!


    ПОСЕТИТЕЛИ

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ИСТИНА ПРАВОСЛАВИЯ


    Words of the Gospel





    Вход | Login
    Вверх страницы

    Вниз страницы


    Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ © 2024
    The Volgograd and Kazan diocese of is TOC

     
                                  

    При использовании любых опубликованных у нас материалов - будем признательны, если вы у себя разместите активную ссылку на наш сайт! Мы имеем своё суждение и иногда оно может не совпадать с мнением авторов публикаций нашего сайта. Мы, также, с радостью примем и ваши статьи/материалы для размещения на нашем сайте. Спаси вас Господь!








    Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

    Сайт адаптирован под браузер Mozilla Firefox | The website is adapted for Mozilla Firefox