ВОЛГОГРАДСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Субъект РФ. Территория 113,9 тыс. кв.км.
Центр – г.Волгоград (до 1925
г. г.Царицын, до 1961 г. г.Сталинград). География: область
расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, в степной и частично в
полупустынной зонах. Граничит на севере с Саратовской обл., на северо-западе с
Воронежской обл., на западе с Ростовской обл., на юге с Калмыкией и
Астраханской обл., на востоке с Казахстаном. Главные реки - Волга, Дон. На
территории Волгоградской обл. в бассейн Волги входят Волгоградское
водохранилище и 29 рек, в бассейн Дона - Цимлянское, Варваровское, Береславское
и Карповское водохранилища и 161 река (наиболее крупные - Ахтуба, Еруслан,
Хопёр, Иловля, Медведица). Волгоградская обл. разделена на 33 района, в неё
входят 19 городов, 29 поселков. Население: 2 млн. 699 тыс.чел. (2002 г.). Национальный
состав: русские - 88,89%, украинцы - 2,09%, казахи - 1,68%, татары - 1,06%,
армяне – 1%, немцы - 0,63%, азербайджанцы - 0,53%, остальные (белорусы, евреи,
корейцы, марийцы, цыгане, чеченцы, чуваши и др.) - 4,92%.
Административное устройство
Царицынская губерния
была создана решением Совета Северокавказского военного округа Красной Армии в
сентябре 1918 г.,
но из-за активных военных действий в регионе губернии органы власти не
сформировались. 10 мая 1920 г.,
вскоре после взятия Царицына частями Красной Армии, 1-й губернский съезд
советов подтвердил создание Царицынской губернии, отделённой от Саратовской губернии.
В 1925 г.
губерния была переименована в Сталинградскую, в 1928 г. с рядом друних
регионов объединилась в Нижневолжский край, который 10 января 1934 г. был разделен на
Саратовский и Сталинградский края. В 1936 г. Сталинградский край был преобразован в
Сталинградскую обл., с 10 ноября 1961
г. область имеет современное название.
Религия
К началу 2005 г. в Волгоградской обл.
было зарегистрировано 363 религиозные организации, принадлежащие к 20
вероисповеданиям. Из них приходы РПЦ составляют 56,7%, старообрядческие - 2,5%,
римо-католические - 1,7%, протестанские (лютеранские, евангельских
христиан-баптистов, евангельских христиан, пятидесятников, адвентистов седьмого
дня и методистов) – 2,3%, мусульманские объединения - 4,7%, буддийские общины -
0,6%, иудаистские - 2,8%, др. религиозные организации - 8%. (В начале XX в. 94%
жителей Царицынского уезда принадлежали к РПЦ, 0,9% были старообрядцами, 1% -
протестантами, 4% - буддистами, 0,1% жителей исповедовали др. религии. В 1929 г. на территории
Сталинградского, Камышинского, Хопёрского округов Нижневолжского края, вошедших
в состав современной Волгоградской обл., действовали 735 зарегистрированных
религиозных организаций различных вероисповеданий).
Религиозная ситуация в Нижнем Поволжье в VII - сер. XVI в.
В VII-X вв. территория современной Волгоградской
обл. входила в состав Хазарского каганата, с которым связаны первые известия о
христианских общинах на Нижней Волге. Попытки христианизации хазар были
предприняты в 80-х гг. VII в. духовенством Армении, но не имели серьезных
последствий. В перечне епархий Константинопольского Патриархата (известен в
единственном списке XV в.) отмечается ситуация, которая, как полагают
исследователи, сложилась в Хазарии к концу IX в. Под № 37 в списке упоминается
«епархия Готии», в состав которой входили «митрополия Дорос, [епископы]
хоциров, Астиля, Хвалиса, оногуров, Ретега, гуннов, Таматархи» (ὁ Χοτζίρων,
ὁ ᾿Αστήλ,
ὁ Χουάλης,
ὁ ᾿Ονογούρων, ὁ
῾Ρετέγ,
ὁ Οὔνων,
ὁ Ταμάταρχα)
(Darrouzès. Notitiae. P. 241-242. № 3. Стр. 611-618; P. 245. № 3. Стр.
777-779). Крепость Астиль отождествляется с Итилем (Атилем) (город на Волге,
выше современной Астрахани), являвшимся столицей Хазарского каганата.
К X в. в Хазарии существовала христианская
община. Согласно житию, равноап. Кирилл (Константин), находясь с миссией в
Хазарии, около 860 г.
крестил 200 хазар. Как сообщает аль-Масуди (сер. X в.), в это время в Итиле
были «двое [судей] для тамошних христиан, которые судят по закону Инджиля
[Евангелия]» (Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и
русских. СПб., 1870. С. 130). Впрочем, несмотря на принятие правящей хазар.
верхушкой в сер. IX в. иудаизма и некоторое распространение христианства и
ислама, основная часть хазар придерживалась язычества.
После падения Хазарии во 2-й половине X в.
часть её территории вместе с Саркелом (крупный город на Дону, после 965 - русская
крепость Белая Вежа на месте современного Цимлянского водохранилища) перешла
под власть киевских князей, после чего в городе появились христиане. В нач. XII
в. русское православное население покинуло Белую Вежу. По Великой степи в XI -
нач. XIII в. кочевали племена печенегов, торков и половцев, среди которых
господствовало язычество; среди половцев были и христиане (хан Юрий
Кончакович).
После разгрома монголо-татарами в
1232-1241 гг. половцев, Волжской Булгарии, Руси и Кавказа хан Батый основал государство
Золотая Орда. В течение долгого времени среди населения, жившего на
территориях, подвластных Золотой Орде, сосуществовали язычество, буддизм, ислам
(в 1313 г.
ставший господствующей религией) и христианство. Среди христианских исповеданий
в начальный период монголо-татарского госудраства заметную роль играло
несторианство, распространённое среди правящей верхушки, несторианином был
старший сын Батыя хан Сартак (1255-1256 гг.). Хан Берке (1256-1266 гг.) преследовал
несториан и разгромил их общину в Самарканде. В золотоордынских городах
существовали, также, общины Яковитской церкви (об этом свидетельствуют вопросы
православного Сарайского епископа Феогноста, направленные греческим архиереям в
1276 г.)
и Армянской Апостольской Церкви.
Для окормления православного населения
поволжских и подонских степей, входивших в состав Орды, а также многочисленных
руссских пленных, живших в Орде, в 1261 г. была создана Сарайская и Подонская
епархия Русской Церкви. Первоначально резиденцией Сарайских архиереев являлся
г.Сарай-Бату (Селитренное городище в Астраханской обл.), затем Сарай-эль-Джедид
(предположительно Царёвское городище в Волгоградской обл.). В сер. XV в., в
период войн в распадавшейся Орде, резиденция Сарайских епископов переместилась
в Москву, на Крутицы.
В 20-х гг. XIV в. в столице Орды появилась
католическая кафедра во главе с францисканцем Стефаном. Францисканцы занимались
миссионерством среди кочевников, их проповедь имела успех, при хане Узбеке
католики пользовались льготами и владели охранной грамотой. В 1334 г. в Сарае мусульмане
убили миссионера-францисканца Стефана Венгерского, которого местные католики
стали почитать как святого. Прекращение деятельности католиков в Золотой Орде,
по-видимому, связано с последствиями похода в 1395 г. войск Тамерлана,
опустошивших земли Орды. В образовавшихся после распада Золотой Орды татарских
ханствах и ордах господствовал ислам.
Православие на территории Волгоградской обл. в сер. XVI - XXI вв.
После покорения Россией Казанского ханства
для окормления православного населения Среднего и Нижнего Поволжья в 1555 г. была образована
Казанская епархия, в состав которой вскоре вошли и земли подчиненного в 1556 г. Астраханского
ханства. В 1589 г.
воеводы князья Г.О.Засекин-Зубок, Р.В.Алферьев-Нащокин и И.А.Нащокин построили
на острове Царицын на Волге деревянную крепость и в ней церковь.
В 1602 г. Нижнее Поволжье стало частью
новоучрежденной Астраханской епархии, к которой были приписаны все церкви по
Волге, «начиная от Саратова к югу, по Медведице и Хопру до Дона».
Организационному оформлению новой епархии помешало Смутное время. Царицынский
воевода Н. М. Плещеев весной 1605
г. признал власть Лжедмитрия I и выполнял поручения
самозванца в Москве. В 1606 г.
г.Царицын был захвачен и разграблен казаками во главе с самозванцем Илейкой
Коровиным («царевич Петр»). К весне 1607 г. появление самозванцев в станицах
донских и волжских казаков стало массовым, во главе отрядов астраханских и
царицынских повстанцев стояли «царевичи» Иван-Август и Лавр. 18 декабря 1607 г. на пути из Москвы в
свою епархию в Царицыне скончался Астраханский архиепископ св.Феодосий
(Харитонов). Из-за военных действий его тело было предано земле в г.Казани в
следующем году, в 1617 г.
перезахоронено в г.Астрахани.
После избрания на русский престол Михаила
Феодоровича началось восстановление церковной и хозяйственной жизни в Нижнем
Поволжье. В 1614-1620 гг. Царицынская крепость была перенесена на правый берег
Волги, в ней построили церкви, по-видимому Иоанно-Предтеченскую и Троицкую, при
которых в 60-х гг. того же столетия возникли женские и мужские монастыри, в
50-х гг. XVII в. в Царицыне упоминается женский монастырь в честь Владимирской
иконы Божией Матери. В 1670 г.
Царицын был взят казаками донского атамана С.Т.Разина. Основная часть местного
духовенства не поддержала восставших, однако была принуждена подписать
крестоцеловальную грамоту, которая призывала к сопротивлению царской власти.
В 20-х гг. XVIII в. правительство
принимало меры для христианизации калмыков и расселения их на малоосвоенных
землях Поволжья. В 1724 г.
в С.-Петербурге был крещен хан калмыков Баксадай Дорджи Тайчин, в свое кочевье
между Волгой и Доном, неподалеку от г.Царицына, он увез походную церковь,
устроенную по рисунку императора Петра I. В 1727 г. в Калмыцкую миссию
был определен царицынский соборный диакон Михаил Протопопов. В 1725-1734 гг.
приняли крещение около 1700 калмыков, новообращенных селили в гг.Царицыне, Чугуеве
и Астрахани. В 1839 г.
в г.Царицыне открылась школа для детей православных калмыков, наиболее активным
из учителей был диакон Царицынской Преображенской церкви Василий Дилигенский,
составивший букварь калмыцкого языка, активно занимавшийся переводом церковных
книг на калмыцкий язык.
К концу XVIII в. в Царицыне действовали 6
храмов (в т. ч. кафедральный Успенский собор, построенный в 1683 г.) и несколько
часовен, в Дмитриевске (современный г. Камышин) - 4 храма. В 1885 г. открылось
Царицынское отделение Духовно-просветительского союза, ставившего своей целью
духовно-нравственное просвещение, миссионерство и борьбу с распространением
старообрядчества и сектантства. В 1913 г. на территории будущей Волгоградской обл.
находились 7 монастырей и около 600 храмов, в г.Царицыне действовали 16 православных
церквей, завершалось строительство в центре города Александро-Невского собора
(освящен в 1918 г.).
В 1682 г. Поместный Собор РПЦ обсуждал проект
открытия новых епархий, в т. ч. Царицынской. Астраханский и Терский митрополит
Никифор, ссылавшийся на малонаселенность и бедность края, выступил против, и
проект не был осуществлен. В 1799
г. Царицынский край вошел в состав Саратовской и
Пензенской епархии (в 1828-1917 гг. именовалась Саратовской и Царицынской). В
настоящее время границы Волгоградской обл. совпадают с границами Волгоградской
и Камышинской епархии РПЦ МП (созданной 31 января 1991 г.). На территории её действуют
244 православных прихода, 6 монастырей. С января месяца 2011 г. решением Архиерейского
Собора Истинно-Православной Церкви создаётся и Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ
на территории Волгоградского региона и Республики Татарстан.
Также, на развитие религиозной ситуации в
крае сыграло немаловажную роль течения старообрядчества
и мусульманство, которое в немалой степени было распространено и
раньше.
В посл. трети XVII в. старообрядцы активно
селились на территории современной Волгоградской обл. В конце 60-х гг.
посадский человек из Ельца старообрядец К. Ларионов по прозвищу Косой построил
на р.Медведице укрепленный городок, который в 1689 г. (или 1688 г.) г. был уничтожен
царскими войсками. В 1674 г.
иеромонах Иов (Лихачёв) основал на р.Чир мужскую Пустынь, в которую в 1685 г. из новгородских
пределов переселился др.крупный деятель раннего старообрядчества - игумен
Досифей. Обитель стала широко известна и быстро заселялась, в т.ч. выходцами из
Москвы, особенно активно - после стрелецких выступлений в 1682 г.
Правительственные розыски привели к уходу
казаков-старообрядцев в глухие места по рекам Хопёр, Медведица и Кумылга. После
подавления восстания К.Булавина (1707-1708 гг.) царь приказал «все казачьи
городки, лежащие по Донцу, Медведице, Хопру, Бузулуку и Иловле, сжечь и
разорить до основания, людей рубить и заводчиков сажать на кол», в результате,
как говорилось в донесении царицынскому воеводе, «вверху по Дону казаков никого
не осталось». Казаки переселились дальше на притоки Дона. Они продолжали
перемещаться и позднее: в 1718 и 1733 гг. на Царицынскую линию переселились
более 2 тыс. старообрядцев.
Большинство современных центров
старообрядчества в Волгоградской обл. сложилось в кон. XVII - нач. XVIII вв. на
основе древних и новосозданных станиц, таких как Михайловская и Кумылженская
(на Хопре), Усть-Хопёрская и Усть-Медведицкая (на Дону), Глазуновская и
Берёзовская (на Медведице), и хуторов Суровикин, Котельников, Калачёвский
(Калач) - между Чиром и Цимлой (ныне Цимлянское водохранилище). Почти в каждом
поселении современной Волгоградской обл. можно выявить последователей
староверия. В 1917 г.,
по неполным данным, в границах современной Волгоградской обл. действовало 30 приходов
старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, и 15 приходов беглопоповцев.
В Камышине, куда в 1697 г. переселились
принадлежавшие к православной Церкви выходцы из Казани, в XIX - нач. XX вв.
проживало менее всего старообрядцев. В то же время 1-й благочиннический округ
Камышинского уезда (в настоящее время в Красноармейском р-не Саратовской обл.)
был населен преимущественно представителями разных направлений поморского
согласия и странниками-подпольниками. В 1912 г. в г.Камышине и в округе числилось более
7500 беспоповцев. Др.центром беспоповства был Царицынский уезд: на хуторе
Купоросный, заводе «Урал-Волга», в с. Н.Ельшанка жили выходцы из Архангельской
губернии и с Урала, в 1912 г.
в этих поселениях числилось ок. 500 последователей «старой веры». В посл. трети
XX в. в г.Волгограде наряду с общиной брачных поморцев действовало
малочисленное сообщество самокрещенцев, ведущих начало от симбирско-самарского
основателя самокрещенства Матфея Андреевича, отделившегося от поморцев,
отрицающих брак.
Отдельные самокресты жили также в Дубовке
Царицынского уезда, основанной в 1718
г. донскими казаками-старообрядцами. В 1785 г. станица была
преобразована в посад, в связи с чем казаков отселили в станицы, а в Дубовке
появились переселенцы из разных губерний, что привело к возникновению
уникального центра религиозного разномыслия. В 1912 г. в Дубовке
насчитывалось 709 старообрядцев разных согласий и более тысячи последователей
сектантских учений. Наряду со старообрядцами, признающими Белокриницкую иерархию,
и беглопоповцами, имевшими в Дубовке моленные (в нач. XX в. на средства Ф. Е.
Морозовой в городе был построен храм Белокриницкой иерархии), в городе жили
отделившиеся от молокан субботники и воскресники, меннониты, баптисты,
толстовцы, последователи небольших сект, напр. «незнайки», восстановить взгляды
которых на сегодняшний день не представляется возможным.
К сер. XIX в. в г.Царицыне действовали 2
мечети, в июне 1919 г.
открылась 3-я. В 20-х гг. XX в. после закрытия этих мечетей мусульманским центром
области стала мечеть в с. М.Чапурники (ныне Светлоярского р-на), которая
действовала до 1941 г.
и вновь открылась в мае 1946
г. В нач. 80-х гг. были зарегистрированы мусульманские
общины в г.Волгограде, Палласовке, селах Маляевка и Бахтияровка Ленинского
р-на, Латошинка Старополтавского р-на; началось строительство мечетей. В Волгоградской
обл. к 2005 г.
зарегистрировано 17 мусульманских общин, действует Волгоградское региональное
духовное управление мусульман, входящее в Центральное духовное управление
мусульман России (центр в г.Уфе). Большинство мусульман области живут в
Волгограде, Волжском, а также в Суровикинском, Светлоярском, Среднеахтубинском,
Ленинском, Быковском, Палласовском, Старополтавском р-нах. Все местные организации
относятся к традиционному исламу - суннизму ханафитского мазхаба.
По материалам «Православной Энциклопедии»
|