Это крест русской Православной
Церкви. Также называется
восьмиконечным или русским крестом.
Символ православной церкви в восточном Средиземноморье,
Восточной Европе и в России.
Верхняя из трех поперечных
перекладин называется «титулус», там было написано имя, надпись сделанна по
приказу Пилата на трех языках. Нижняя перекладина символизирует подставку для
ног. Верхний конец обращен на север, нижний, - на юг. Догматически восемь
концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой
- это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого
Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство
открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: «Я есмь путь и
истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Косая перекладина, к которой прибиты были ноги
Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием
Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие
пребывания всех людей без исключения под властью греха.
Такое Распятие со всеми его
изображениями открывает символический смысл и значение всех концов и перекладин
Креста, помогает уяснить те многочисленные толкования Распятия, которые
содержатся у святых отцов и учителей Церкви, делает понятным духовное значение
тех видов Креста и Распятия, на которых нет столь подробных изображений. В
частности, становится понятным, что верхний конец Креста знаменует собою
область бытия Божия, где пребывает Бог в Троическом единстве. Отделённость Бога
от твари изображает верхняя короткая перекладина. Она в свою очередь знаменует
собою область Небесного бытия (мир ангелов). Средняя длинная перекладина
вмещает понятие о всем вообще творении, поскольку здесь помещены в концах
солнце и луна (солнце - как образ славы Божества, луна - как образ видимого
мира, приемлющего свою жизнь и свет от Бога). Здесь распростерты руки Сына
Божия, чрез Которого все «начало быть» (Ин. 1, 3). Руки воплощают в себе
понятие созидания, творчества видимых форм. Косая перекладина есть прекрасный
образ человечества, призванного подниматься, совершать свой путь к Богу. Нижний
конец Креста знаменует собою проклятую ранее за грех Адама землю (см.:
Быт.3,17), но теперь вновь соединенную с Богом подвигом Христовым, прощенную и
очищенную Кровью Сына Божия. Отсюда вертикальная полоса Креста означает
единство, воссоединение в Боге всего сущего, которое осуществилось подвигом
Сына Божия. При этом добровольно преданное за спасение мира Тело Христово
исполняет собою всё - от земного до превыспреннего. Это заключает в себе
непостижимую тайну Распятия, тайну Креста.