Старец Никодим приехал к нам из Абхазии,
где он служит в одном из православных храмов. На все вопросы «Империи Духа»
старец отвечал с такой любовью, что казалось, сам Христос был посреди нас,
собравшихся в тот вечер вокруг отца Никодима. И говорил он долго, внимательно
поглядывая на собеседников и точно читая в сердцах сокрытые там вопрошания.
Старец Никодим приехал к нам из Абхазии,
где он служит в одном из православных храмов. На все вопросы «Империи Духа»
старец отвечал с такой любовью, что казалось, сам Христос был посреди нас,
собравшихся в тот вечер вокруг отца Никодима. И говорил он долго, внимательно
поглядывая на собеседников и точно читая в сердцах сокрытые там вопрошания.
– Отец Никодим, что такое духовность?
– Это – признание Духа. Но не мозгами
одними только, не все подвластно мозгам. Попробуйте объяснить мозговыми
процессами такое явление, как боль. Что это такое? Один человек рыдает. А
другой не испытывает боли. Так проявляется его бесчувственность. Именно
бес-чувственность. Материалистическая идеология была построена на том, что у
человека имеется пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Пять
органов для общения с материальным миром. Так вот что открылось, когда я
занимался духовной практикой: у человека имеется еще семь духовных чувств. Это
свобода, совесть, сила, воля, вера, надежда, любовь. И если у человека они
открываются – он выходит на духовный путь. Эти чувства и определяют связь с
Господом Богом.
– Как могут раскрыться эти чувства у
человека?
– Я много занимался вопросом Исусовой
молитвы. Те, кто достигали вхождения в эту молитву, говорили, что надо опустить
ум в сердце. Ведь мы живем в окружении информации, и ум все перекрывает.
«Ин-форма» – это только по-русски раскрывается. Мы живем в окружении формы, и
как бы мы ни хотели – мы все равно будем мыслить по образу формы. А духовность
– это ведь Дух, он выходит дальше формы, и там начинается другое мышление,
другое состояние. Если у одного, например, боль, а другой это почувствовал –
так он же рыдать будет! Не голова у него будет болеть, а душа, он же душой
почувствовал эту боль, ощутил ее. И если часто такое будет – то еще не всякий
это выдержит. Но одно дело – боль тела, и совсем другое – боль души. Посмотришь
на человека – и открывается его состояние. Иногда даже приходит желание, чтобы
что-то было заграждено, закрыто... Человек приходит ко мне, начинает говорить,
а я вижу тень, которая стоит за ним, почему-то с левой стороны, и говорит не
он, а эта сущность говорит. Я не был подготовлен к этому, очень было тяжело.
Когда человек разговаривает, внутренне чувствуешь, говорит ли он от своего
сердца, от своей чистой душевности, или откуда-то издалека. Вчера такой пример
был – пришел человек, и вроде бы я не видел за ним эту сущность, но говорил не
он. Ощущение такое: не гнать его, лучше самому уйти.
– Расскажите подробнее, что это за чувства
и чем обычные отличаются от духовных?
– Наши пять чувств (зрение, слух,
обоняние, осязание, вкус) всегда открыты, кроме состояния сна, а семь духовных
чувств могут быть как открытыми, так и закрытыми. Чтобы сориентироваться, как
проявляются духовные чувства и душевные, надо обратиться к священному писанию,
– на примере еврейского народа показаны проявления и тех, и других. Исходя из
понятия духовности открывается первопричина проявления зла в мире и в человеке.
Зло приходит извне. В нашем окружении есть невидимые сущности, которые входят в
человека и через него начинает проявляться зло. Доказательство тому, что через
человека не может подаваться зло, в том, что мы несем образ и подобие Божие.
– Приходилось вам изгонять из людей такие
сущности зла?
– Я не занимаюсь этим, но дважды
приходилось. Не дан мне дар, но я входил в порядок душевной войны с ними. Это
очень тяжело. Один раз длилось изгнание такое 14 часов. Он вышел, но я думал,
что с ним душа выйдет… (смеется) При изгнании присутствовали мама и сестра. Все
вместе молились, это было на Рождество. Всю ночь молились, с пяти часов вечера
– до самого восхода солнца.
– Как проходит изгнание?
– Можно сказать, существуют два
пути. Первый – человек внутренне концентрируется силой своей и верой, и ему
дается еще помощь извне. Люди находятся рядом с ним, настраиваются и творят
молитву. В первый раз это длилось 14 часов, в другой раз – часа полтора. Но
если в первом случае эти «сущности» вышли, то во втором – я не уверен. А второй
путь изгнания – это когда открывается духовность. Вернее, человек входит в
порядок духовности, на него не надо возлагать руки. Через искреннее обращение к
Господу Богу открывается канал, проходит Дух Святой и моментально изгоняются
сущности зла. Но такое мне приходилось видеть только во сне, в состоянии
полусна, в жизни такое еще не проявлялось. С другой стороны, люди, которым
даются такие дары, как способность исцелять, изгонять «сущностей», должны
куда-то уединяться, например, в горы уходить.
– А второй раз изгнание как проходило?
– Тоже и долго, и мучительно все это было.
Бесы сильно нападали. Дело было в Сарове, у мощей преп. Серафима. Тогда
привезли их и распространили слух, что это муляж, а не мощи. Патриарх приезжал,
вместе с ним там служили. А потом распространили слух этот. И я как возгорел –
ну как людям доказать, что мощи-то настоящие? Ведь даже если откроешь и
покажешь – все равно не поверят. И вот мне пришла очередность читать акафист. Я
тогда склонился к мощам преподобного Серафима: «Ну как им докажешь?» А там как
раз многие бесноватые ночевали. И я подумал тогда, что был бы с нами батюшка
Серафим, он бы встал и всех этих бесноватых повыгонял. И тут вдруг как они
начали выползать… девять бесноватых собралось! И стали они на меня кидаться.
Тот лежит, тот кричит, тот гавкает. А меня такой Дух объял! Мне на смену
священник пришел, я ему говорю: «Давай молебен водосвятный совершать!» А
бесноватые в это время чего только ни творили. Страшное делали! И я чувствую,
как сила моя падает. Тогда я подхожу к мощам: «Отче Серафиме, дай силу!» И
тогда снова выхожу, говорю: «Приносите всенародное покаяние! Кайтесь,
всенародно кайтесь! Как попустили, что бесы вошли в вас?» А я знал, что для
того, чтобы бес вышел, обязательно надо человека трясти. Не просто с ним
разговаривать, а в Духе. Тогда я подошел, да как взял, поднял – даже веса не
почувствовал! Говорю ей: «Кайся перед всеми!» А она в ответ: «Я зарубила всех
своих детей и выбросила в окошко!»
К другой подхожу: «Кайся!» В чем?
«Сожительствовала со своими детьми». И прочие как каяться начали… И с животными
сожительствовали, и такое говорить начали, что я даже и не слышал такого! И как
они начали тут рыдать. А потом – падают и успокаиваются. Ну, наконец я вижу,
что пора. Подхожу к ним и говорю: «Все, бесы, выходите теперь!» Подхожу потом к
Серафиму, а от мощей прямо сила идет. Я ее вдохну – и опять: «Выходите теперь,
всеми отверстиями, какими входили!» То есть, зрением, слухом, осязанием,
обонянием, вкусом. Что там начали – так то ужас! Мочиться начали, оправляться
начали, блевать начали, рыдают, все свои нечистоты размазывают… Народу тут
собралось! И все, кто там был, молиться начали, все хором запели. И все эти бесноватые
тогда попадали и так и лежали. И лишь потом медленно-медленно расползаться
стали, помыться же надо. И что интересно: прихожу в алтарь, а от меня одни кожа
и кости остались. Фаланги все видны, а вода совсем вышла. Я смотрю фелонь – а
она мокрая, как из воды. Я подрясник беру – а он такой же. И кости мои все
видны. Вода совсем вышла. Прямо кости и кожа, как мощи. Я все одежды эти снял,
они килограммов сорок весили. Помолился и лег спать. Утром встаю, прихожу,
литургия кончается. Надо проповедь говорить, а меня-то нет. Вот я тогда выхожу,
а эти все стоят, которые в силу мощей не верят. Я им прямо так и говорю: «Вот
вам! Вчера кто был, видели. Так и знайте, что не камуфляж это, а самые истинные
мощи преподобного Серафима Саровского». И только я кончил проповедь, они как
ринулись – тоже, видимо, бесноватые – в алтарь. Я из алтаря выскочил,
переоделся, и прямо в автобус. Говорю водителю: «Видишь, за мной бегут – давай
отъезжай быстро!» Автобус отъехал, а те давай кулаками махать, их там человек
15 было. Наверное, тоже бесноватые.
– Что же представляют собой бесы?
– Согласно сведениям, накопленным
человечеством, это сугубо биоэнергетические сущности, преобразованная энергия.
Понятно, что люди раньше не имели представления о биоэнергетике…
– Природа светлых духов тоже
биоэнергетическая?
– Вовсе нет, ангелы – сугубо духовные
сущности. Ангелы – это провозвестники воли Божией. Остальное – это
биоэнергетические сущности. Сущности зла тоже были строителями окружающего нас
мироздания, но когда они пожелали отойти от божественного пути – пути
всеобъемлющей божественной любви, – они лишились функции духовности, осталась
только целостность биоэнергетическая. Со временем все встанет на свои места.
Когда начнут открываться вопросы духовности, тогда каждый человек сам
почувствует, где граница между духовным, биоэнергетическим и материальным.
– Что представляет собой душа человека?
– Это именно наша настоящая вера, не
телесная, а духовная, которая несет образ и подобие Божие. Образ запечатлен в
телесности, а подобие – в душе запечатлено. Индивидуальная, разумная,
свободная, бессмертная душа награждается духовной памятью и семью чувствами.
– Батюшка, а переселение душ существует?
– Переселение души нереально. Те, у кого
есть духовное мышление, духовное чувство, сами откажутся от этого. То, что люди
рассказывают, будто они раньше были царями или перевоплощались в деревья,
растения и животных – может объясняться тем, что душа человека в состоянии сна
попадает в информационное поле Земли.
– Получается, что проявления и духовности,
и биоэнергетики могут быть похожи? Тогда как их различать?
– Если человек говорит: Господи, снизойди…
и оно появляется, при этом не надо сидеть пустыне, не кушать и не пить…
Духовное творится во славу Божию. А другое – чтобы только народ удивить.
– Зависит ли духовность от религиозного
благочестия?
– Когда лично для меня стали открываться
духовные чувства, то даже будучи священником, прежде всего, испытал на самом
себе, что я абсолютно бездуховный. Церковный, но бездуховный. То есть, мы
учились по канону, ничего не нарушая, но по своему восприятию мира – только душевные.
Проверять эту идею на других – нельзя.
– Религий много, а Бог един. И как же
быть?
– Я лично настроен на то, что должна быть
создана школа благочестия и духовности на основе христианского учения. Если в
других учениях будут строить такие школы – их дело, то есть не должно быть
каких-то противоречий. Духовные чувства должны переходить на иные
взаимоотношения, иное отношение к окружающему миру, познанию мира.
– А какое сейчас отношение к познанию
мира?
– Вот интересно было после революции.
Большевики убрали частичку «без» и применили частичку «бес». Было такое
выражение «ликвидация безграмотности». И бес стал грамотным. Но вы должны
знать, что бес обладает настолько глубоким знанием, информацией, потому то и
называют его «бес» или «диавол», от «ди-» – двойной. Лжец и соблазнитель. Он
все переворачивает наоборот. И вот когда согрешили прародители, Библия говорит
такую фразу: «И семя жены будет поражать человека в голову, а семя змия будет
поражать человека в пяту». Духовный смысл: все, что будет познано людьми,
Дьявол будет направлять им в пяту, то есть, по следу. Поэтому мы и видим, что
каждое новое изобретение – прежде всего, направляется во зло. Но эти
изобретения выстраиваются в человеке – и в нем открывается целостная
информационная картина по тому или иному вопросу. И потому единственное
воздействие Дьявола на человека – это через разум. Он может временно в человеке
побыть, а затем уйти, но если поселяется – то это уже одержимость. Тех, кто
талантлив, бесы стремятся направить на службу себе. Сколько разных талантливых
разработчиков оружия, сколько поэтов и композиторов с собой покончило…
– С какой же страны начнется новое
мировосприятие?
– Духовное обновление мира начнется с
России. И первое реальное доказательство этому – сейчас у нас открывается
одухотворенное единое Евангелие…
– Батюшка, к чему сводится возрождении
России, и роль России в последние времена?
– Как раз к возрождению духовности. Почему
сейчас такие раздоры, неприятности – потому что люди совершенно бездуховны.
Хотя некоторые стараются жить праведно, как бы приближаются к духовности.
Возрождение России – это будет раскрытие духовных чувств. Дух Любви, открытый
Самим Господом Иисусом, сейчас тихонечко открывается... Но вместе с его
открытием человек должен менять свое поведение. Тогда начинает открываться
духовное мышление – а не мышление разумом. Это очень сложно, даже нельзя в
словах описать.
– А когда обновление в Духе начнется?
– Время вообще исключается. Господь сам
сказал, что о временах никто не знает, даже ангелы на небесах, известно только
Отцу Небесному. Если кому-то Господь откроет точную дату, то они это
подтвердят. Некоторые люди могут сказать, что поскольку Евангелие переведено
почти на все языки мира, значит, произошло по всей земле. В печатном виде оно
действительно произошло, а по духовному раскрытию, восприятию – нет. Поскольку
еще не было оно откорректировано Духом Святым, оставалось с теми изъянами,
которые вошли в предшествующих переводах со старославянского языка, с которого
делали все издания на русском языке. Да и сама форма изложения четырьмя
евангелистами не давала возможности воспринимать его целостность по любому
рассматриваемому вопросу. Тем более что оно не было изложено в духе
Божественной духовной любви. Теперь все это Духом Святым корректируется.
– А как Дух Святой проявится в мире?
– Все должны знать, что проявление Духа
Святого – это проявление божественной духовной любви. И как может Бог
всеобъемлющей любви посылать кары на нас – детей, созданных по Его образу и
подобию? Демона – его будет судить Господь судом праведным, а не человека. А
нам внушают, что придет суд над человеком.
– Получается, что Господь всех простит?
– Он уже искупил грехи наши. Но те люди,
которые сами решили пройти этот путь, должны будут сами пройти искупительную
жертву. То есть если они войдут в область ада, – это для них будет
искупительная жертва. Они должны будут пройти до конца то, что не прошли на
Земле. Если человек прошел мучения на земле, то зачем его еще отправлять в ад?
Пьяный и так лежит избитый Дьяволом, – он уже проходит ад; наркотики, разврат и
все прочее – то же самое. Людям, которые прошли через это, откроется Дух
покаяния...
– А сегодня в России можно устроить
коллективное покаяние?
– Может, конечно, откроется так, как при
покаянии Иоанна Кронштадтского… Я разговаривал с человеком, который
присутствовал при покаянии Иоанна Кронштадтского – он сам стоял на коленях,
плакал. И три тысячи человек в храме, где он служил, – стояли на коленях и так
рыдали, что кафельный пол был мокрый от слез. Вот это пример общественного
покаяния. Не массового, а общественного покаяния. Такой пример был, но нигде
больше – ни в православной, ни в католической церкви – не применяется.
– Батюшка, а почему болеют дети? Ведь у
них душа ангельская...
– За грехи родителей – это одно. Второе –
колдовство извне. Если нет духовности, нет молитвы, родители не могут защитить
их.
– То есть молитва, молитва и молитва…
– И праведная жизнь. Молитва сводится к
тому, чтобы просить праведной жизни.
Беседу вел Андрей Кондратьев
«Имперiя Духа»