Икона первой трети XVIII века. Хранится
в Архангельском музее изобразительных искусств
История чудотворной Иверской
иконы Пресвятой Богородицы и появления её на Святой горе Афон хорошо известна многим.
Напомним её кратко, прежде чем рассказать о списке Иверской, воспроизведённой
выше.
Согласно православному преданию,
афонский первообраз написан евангелистом Лукой. Греческие источники сообщают,
что в IХ веке, во времена иконоборчества, одна православная женщина, чтобы
спасти эту икону, пустила её в море. Спустя два века монахи Иверского монастыря
на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный
Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пошёл по воде, как
посуху, принёс образ и поместил его в храм,
но утром икона была обнаружена над воротами обители. Так повторилось
несколько раз, поэтому икону оставили там, где она сама расположилась, назвали
Вратарницей, или Привратницей. Её также
именуют Иверской – по названию монастыря, на воротах которого она обрела своё
первоначальное место. Сегодня она пребывает в специально построенном небольшом
храме внутри монастыря, слева от ворот.
С принесённого с Афона на Русь
списка Иверской иконы были сделаны копии, известные у нас с ХVII века. В 1669
году одна из них была помещена при Воскресенских воротах Москвы. Для иконы был
сделан небольшой деревянный навес, позднее вместо него воздвигли часовню. Через
Воскресенские ворота, по традиции, совершались торжественные въезды русских
царей на Красную площадь, поэтому их также называли Триумфальными. В 1791 году
часовню перестроил архитектор Матвей Казаков. После разорения и пожара 1812
года Иверская часовня была восстановлена как памятник победы над Наполеоном. В
1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли и Воскресенские ворота.
В 1994–1995 годах часовня и
ворота были восстановлены (по проекту архитектора О.И. Журина).
Москвичи всегда почитали Иверскую
часовню, называли её «отрадным перепутьем для всех верующих». Её чтили,
впрочем, не только москвичи и даже не только православные: на поклон к
чудотворному образу приходили католики, лютеране, а то и вовсе нецерковные
люди. Марина Цветаева писала об Иверской иконе с особой теплотой:
«А вон за тою
дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льётся «Аллилуйя»
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля».
На Руси издавна было множество
списков с первоначальной иконы. Из их числа и размещённый здесь образ «Богоматерь
Иверская с чудесами». Характер чудес, о
которых рассказывают клейма, уже не вполне византийский, ибо в них повествуется
о купце и его сыне, проживающих в Сиверском (Северном) крае.
Надпись в верхнем левом картуше
сообщает, что купец, умирая, завещал родственникам заботу о своём единственном
сыне. Но они не выполнили его волю – разорили его имение и разграбили
имущество. У сына осталась одна лишь икона Богоматери. Отрок, будучи в
отчаянном положении, решил отправиться в странствие, а икону доверил морю. Как
написано в картушах: «Принесе икону на брег пристанища и пущает на море,
обливаяся слезами».
Дальше географические координаты
смещаются: икона возникает там, где её, по древнему преданию, и обрели, – у
Иверского монастыря на Святой горе Афон. Монастырский повар видит её, хочет
взять в руки, но безуспешно. Он рассказывает о плавающей вблизи берега иконе братии и игумену. Под колокольный звон
монахи идут к берегу моря, и игумену удаётся достать икону из воды.
Икону поставляют в церкви для
поклонения, а тем временем отрок,
«нищенствуя многое время», приходит в обитель, видит родительский образ
и с плачем молится перед ним. Он рад был бы остаться здесь навсегда, но игумен
с братией не дают ему приюта и изгоняют юношу, который в скорби пребывает за
стенами обители. Однако икона не оставляет его, она становится над его
распростёртым телом на воздусе.
Братия видит икону, стоящую на
воздухе над своим владельцем, и очень удивлена случившимся. Видя такое
попечение образа Богородицы над своим рабом, игумен соглашается принять юношу в
монастырь. В ответ на это икона – «сама на руце игумену понесошася…».
На клеймах далее изображается
повторное перенесение иконы в монастырь, раскаяние братии перед отроком. Икону
возвращают на её прежнее место.
А отрок проходит пострижение в
иноческий чин, становится монахом, членом монастырской братии…
Как видим, воспроизводимый здесь
образ Иверской содержит не совсем привычный рассказ о ней. Принятые в
православной церковной литературе повествования умалчивают о данном сюжете.
Здесь вместо византийской женщины-гречанки, по преданию, отправившей икону
плавать по морю, появляется сын неведомого купца, также пускающий чудотворный
образ странствовать по волнам – он идёт вослед ему и приходит, с его помощью, к
спасительному монашескому жительству. Можно сказать, что здесь перед нами
древнерусский народный вариант рассказа
о происхождении чудотворного Иверского образа Богоматери.
Олег Мраморнов, «Наука и религия»