Когда большинство людей были заняты подготовкой к празднованию Нового
года, а Православные в оставшихся незакрытыми немногочисленных храмах чтили
память Святителя Николая Чудотворца, произошло
событие, впоследствии сыгравшее жестокую роль в жизни многих людей. 19
декабря 1931 года было принято решение об образовании в Центральном Казахстане
одного из филиалов ГУЛАГа - КарЛАГа. Историческая справка о создании КарЛАГа: 19 декабря 1930 года на базе совхоза создан
Карагандинский отдельный исправительно-трудовой лагерь. Из приказа по
Карагандинскому отдельному исправительно-трудовому лагерю ОГПУ от 19 декабря
1930 года: «Первое отделение КазИТлага совхоза „Гигант" ОГПУ сего числа
реорганизовать в Карагандинский отдельный исправительно-трудовой лагерь,
именуемый сокращенно Карлаг ОГПУ. Территорию Карлага разбить на 8 отделений —
площадь составляет 17 129 квадратных километра…» . В то время начиналось освоение национальных окраин СССР,
для этого была нужна рабочая сила. За
баланду и «пайку» хлеба тысячи заключенных создавали национальное
богатство страны. КарЛАГ не был исключением. В Карлаг свозили заключенных из европейской части
страны а, после войны, пополнили состав «врагов народа», арестованными на
присоединенных территориях, эмигрантами, советскими военнослужащими, попавшими
в плен и отсидевшими в гитлеровских
лагерях. КарЛАГ состоял из 26 отделений (точек), расположенных в радиусе от
двух до четырехсот километров от столицы КарЛАГа Долинки, в 45 километрах от
Караганды. Первый этап заключенных состоял из 2567 человек, он был размещен в
палаточном лагере, оцепленном с четырех сторон колючей проволокой. Люди,
сидевшие в КарЛАГе, были разных возрастов и родов деятельности, многие имели
высшее образование. Среди узников КарЛАГа были и священнослужители, для
большинства из которых этот лагерь стал заключительным звеном в их бесконечных
скитаниях по лагерям и ссылкам. Достаточно вспомнить имена лишь некоторых из
них: Епископ Уар (епископ Липецкий,
викарий Тамбовской епархии), Епископ Дамаскин (епископ Стародубский), Епископ
Герман (епископ Алма-Атинский), Лев
Гумилев (российский учёный, историк-этнолог, доктор исторических и
географических наук, поэт, переводчик с персидского языка) , Юрий Грунин (российский
и казахстанский поэт, художник и архитектор), Анна Тимирёва (русская поэтесса,
жена контр-адмирала Сергея Тимирёва, мать художника Владимира Тимирёва) , Александр
Чижевский (советский ученый, один из основателей космического естествознания,
основоположник космической биологии и гелиобиологии, биофизик, основоположник
аэроионификации, электрогемодинамики, философ, поэт, художник. Почетный
президент Первого Международного конгресса по биофизике (1939), действительный
член 18-ти академий мира, почетный профессор университетов Европы, Америки,
Азии. В 1927 году он был избран почетным членом Академии наук США как
основатель гелиобиологии) и многие другие, чьи имена нам не известны.
Одновременно с Карагандинским ИТЛ, в 1931 года под председательством Андреева
создана совместная с ОГПУ комиссия, которая выносит решение о выселении в
Центральный Казахстан 52 тысяч крестьянских семей. В 1931 году начались
массовые аресты крестьян по всему Поволжью, Пензенской, Тамбовской, Курской,
Воронежской, Орловской областей, с Харьковщины и Оренбуржья. Массовое заселение
Центрального Казахстана и создание промышленных центров было невозможно без
железнодорожного сообщения с центральными районами России. Первый этап
численностью 2567 человек был отправлен для строительства железной дороги от
Акмолинска до будущей Караганды. Дорога была закончена в рекордно короткие
сроки и уже к маю 1931 года была запущена в эксплуатацию. Территория лагеря
обслуживалась двумя железнодорожными линиями: Караганда — Балхаш — проходила в
восточной части основного массива и разрезала территорию лагеря с севера на юг.
Жарык — Джезказган — рассекала основной массив с запада на восток. Всё местное
население было депортировано с «совхозных» земель в 1931 году, поэтому на
территории ИТЛ проживал только персонал лагеря, члены их семей и заключенные.
Исключения составляли: полоса отчуждения по линиям железных дорог, где
проживали железнодорожники; посёлок Долинское, где проживало около 50 семейств
служащих прокуратуры, суда, отделения Госбанка, почты, школы. В 1950-х годах
коренное население вновь было допущено на необрабатываемые совхозом земли. В отчетах Карлага указывалось, что «местное
население» активно помогает охране ИТЛ в поисках и задержании беглецов. В
Долинке (ныне — посёлок Долинское) существует музей и архив Карлага. Фото 1 Место расстрелов узников Фото 2 Карцер для узников Фото 3 Колодец, где держали узников перед расстрелом
Фото 4 Памятники братских Церквей
Продолжение следует…
Владимир Фецер, Казахстан
|