Будь христианином в сердце, т.е.
будь всегда искренен на молитве, в обращении с ближними, всегда верующий,
уповающий, кроткий, незлобивый, ко всем доброжелательный, справедливый,
нелюбостяжательный, сострадательный, милостивый, воздержный, целомудренный,
терпеливый, покорный, мужественный.
Читаешь светский журнал или
газету: легко и приятно читается, легко всему верится. Но возьмись читать
духовный журнал или книгу, особенно церковную, или начнешь читать молитвы
иногда – станет тяжело на сердце и сомнение тебя будет мучить, и неверие, и
какое-то омрачение и отвращение. Многие в этом признаются. Отчего это бывает?
Не от свойства, конечно, самых книг, а от свойства читающих, от качества их
сердец, и – главное – от диавола, врага человеческого, врага всего священного:
он вземлет слово от сердца их (Лк.8:12). Когда читаем светские сочинения, мы не
трогаем его, и он нас не трогает. Как примемся за священные книги, начнем
мыслить о своем исправлении и спасении, тогда мы идем против него, раздражаем
его, мучим его злобу, и вот он нападает на нас и взаимно мучит нас, – что же
делать? Не бросать же доброго дела, душеполезного чтения, молитвы, а надо
терпеть и в терпении спасать свою душу. В терпении вашем стяжите души ваша
(Лк.21:19), говорит Господь. Это же применить надо к театрам и церкви, к сцене
и к Богослужению. В театре многим приятно чувствуется, а в церкви – тяжело,
скучно, – отчего? Оттого, что в театре все прекрасно подлажено чувственному
человеку, и диавола мы там не трогаем, а тешим его, и он нам делает удовольствие,
не трогает нас: веселитесь себе, друзья мои, думает, только смейтесь да Бога не
помните. В церкви же все приспособлено к возбуждению веры и страха Божия,
благочестивых чувств, чувства нашей греховности, растленности; и диавол всевает
в наше сердце сомнения, уныние, тоску, лукавые, скверные и хульные помыслы, – и
вот сам себе не рад человек и стоять не может, час трудно простоять. И бежит
скорее вон. Театр и церковь – противоположности. То – храм мира, а это храм
Божий; то – капище диавола, а это – храм Господа.
Люби всякого человека, несмотря
на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна – образ Божий.
Другие со слабостями, бросающимися в глаза, злобны, горды, завистливы, скупы,
сребролюбивы, жадны, да и ты не без зла, может быть, даже в тебе его больше,
чем в других. По крайней мере в отношении грехов люди равны: вси, сказано,
согрешиша и лишени суть славы Божией (Рим.3:23), все повинны пред Богом и все
равно нуждаемся в Божием к нам милосердии. Потому любя друг друга, надо терпеть
друга друга и оставлять, прощать другим их погрешности против нас, чтобы и Отец
наш небесный простил нам согрешения наши (Мф.6:14). Итак, всею душою чти и люби
в каждом человеке образ Божий, не обращая внимания на его грехи – Бог един свят
и безгрешен. А смотри, как Он нас любит, что Он для нас сотворил и творит,
наказуя милостиво и милуя щедро и благостно! Еще почитай человека, несмотря на
его грехи, потому, что он всегда может исправиться.
При покое, просторе, услаждении
плоти она оживает со всеми своими страстями и наклонностями, а при тесноте,
озлоблении, томлении – умерщвляется со всеми своими страстями; вот почему
премудрость и благость Отца Небесного подвергает и душу и тело наше тяжким
скорбям и болезням, и вот почему нам должно не только благодушно терпеть скорби
и болезни, но и радоваться в них больше, чем в состоянии душевного спокойствия,
простора и телесного здоровья, ибо несомненно худо душевное состояние того
человека, который не подвергается душевным скорбям или телесным болезням, особенно
при обилии благ земных; сердце его неприметным образом плодит из себя все виды
грехов и страстей и подвергает его духовной смерти.
Лучше не передавать укорных слов,
посылаемых к нам от кого-либо, а умолчать об них, или передать, хотя ложно,
слова любви и благорасположения, тогда дух наш пребудет спокоен. А передавать
слова вражды и зависти весьма вредно; они производят нередко в нетерпеливых и
самолюбивых людях, к которым относятся, бурю душевную, возбуждают угасшую
вражду и производят раздор. Надо иметь христианское терпение и мудрость змиину.
Чем, какими страстями ни бороли
бы тебя враги, терпи без уныния, без озлобления, с кротостью и смирением, и не
допусти в сердце движения нетерпения, злобы, ропота и хулы.
Ты очень ясно видишь, что тебе
чрезвычайно трудно, – а без благодати Божией и усердной молитвы и воздержания –
невозможно измениться к лучшему; ты ощущаешь в себе действие множества
страстей: и гордости, и злобы, и зависти, и жадности, и сребролюбия, и уныния,
и лености, и прелюбодеяния, и нетерпения, и непокорности, и остаешься с ними, и
бываешь часто связуем ими, а долготерпеливый Владыка терпит тебя, ожидая твоего
обращения и исправления, и всеми дарами Своей благости наделяет тебя. Будь же
снисходителен, терпелив и любовен и к живущим с тобою многострастным людям,
побеждая всякое зло добром, и главное, молись об них Богу, да исправит их, да
обратит сердца их к Себе, Источнику святыни. Не помогай диаволу в
распространении его царства. Святи своими делами имя Отца Небесного,
способствуй Ему в распространении Его Царства на земле: Богу бо есмы
споспешницы (1Кор.3:9), ревнуй об исполнении воли Его и на земле, как на
небеси... оставляй долги должникам своим с радостью, как радуется добрый сын
тому, что имеет случай исполнить волю любимого отца своего.
Следующее убеждение да будет
всегда присуще твоему сердцу: все мы – люди – едино (братия), и для всех нас
все – Бог, всеблагой, всемогущий, неоскудевающий Источник; но и во всех также
может действовать и действует диавол, враг рода человеческого, коего зло,
производимое в людях, надо побеждать добром, терпением, кротостью,
снисхождением.
Видя свечи горящие и лампады в
церкви, восходи мыслию от огня вещественного к невещественному огню Духа
Святого: Бог наш есть огнь поядаяй (Евр.12:29); видя и обоняя фимиам
благоуханный, востекай мыслию к духовному благоуханию Духа Святого, благоухание
есмы Богови (2Кор.2:15), равно по противоположности – к духовному смраду,
который есть грех, и старайся исполняться огнем Святого Духа и прогонять
сердечную холодность, которая от диавола, от плоти и от мира приходит, и
благоухай пред Богом благоуханием благодетелей: кротости, незлобия, смирения,
послушания, воздержания, целомудрия, терпения и проч. Удаляйся зловония
страстей, злобы, зависти, гордости, непослушания, невоздержания, блуда и проч.
Необразование, неразвитие,
неумягчение и неисправление сердца в тысячу раз виновнее, нежели
необразованность ума: ибо необразованный умом есть темный человек, достойный
снисхождения и сожаления, а образованный, но преданный страстям и порокам,
злобе, гордости, презорству, зависти, чревоугодию, объедению, пьянству,
любостяжанию, блуду и другим страстям, при многом своем знании, равно как при
знании воли Божией, есть человек черствый сердцем, мертвый для Бога, ибо не
прилагает узнанных правил к делу, не исполняет воли Божией и еще с большим
безстрашием и дерзостью нарушает ее, чем необразованный. В необразованном
человеке простота сердца, кротость, незлобие, смирение, молчаливость, терпение
дороже пред Богом всех наших познаний, всего внешнего лоска, всех заученных
выражений, всех приторных учтивостей, всех продолжительных молитв, всех
хитросплетенных речей; даже самые грехи, как грехи неведения, извинительнее.
Потому уважай простую необразованность и учись у ней тому, чего нет у
мнимообразованного, т.е. простоте, незлобию, терпению и проч. Необразованные –
это младенцы о Христе, которым иногда Господь открывает тайны Свои.
Любовь христианская лучше
предпочитает терпеть все внешние неудобства жизни, тесноту, отсутствие чистого
воздуха, убытки, нежели из-за внешних этих и подобных неудобств допускать
нетерпение, огорчение, раздражение, озлобление, ропот на стесняющих нас по
нужде или по капризу характера, или по желанию пожить на чужой счет, на чужое
спокойствие. Любовь все терпит и все переносит с ущербом для себя, для своей
материальной и телесной жизни: ибо где любовь, там благодать Божия и всякое
добро, там спокойствие, там довольство. Христианин претерпевает все, только бы
не лишиться благодати Божией, которая для него величайшее из благ.
Так как мы странники и пришельцы
и путники к Горнему Царствию, то нам не нужно обременять себя заботами о
житейском, пристращаться к земным благам, богатству, сластям, отличиям, чтобы
эти заботы и пристрастия не запинали нас в час кончины и не сделали ее
постыдною. Христианину еще здесь, на земле, надо привыкать жить жизнью горнею:
в посте, нестяжании, в молитве, любви, кротости, незлобии, терпении, мужестве,
милосердии. Как тяжело в час кончины человеку, который в этой жизни имел своим
идолом деньги или пищу и питье, или земные почести! Теперь все это ему ни к
чему не послужит, а между тем сердце его крепко привязано к ним и истинного
сокровища, дающего ему жизнь, т.е. добродетели, не имеет. Итак, чтобы легче
было умирать, – а умирать надо всем, – не должно любить ничего в мире. Имея
пищу и одежду, сими довольна будем (1Тим.6:8).
Святые Божии человеки – цветы
прекрасные, нетленные, благовонные. Не смердящими от грехов устами касайся этих
цветов, т.е. молись им чистым сердцем и чистыми устами, не небрежно, не
рассеянной мыслию, но с благоговением, неспешно. Они словесные небеса; они на
земле жили небесно, чудно, в великих подвигах, в великой любви, в великом
смирении, незлобии, терпении, самоотвержении, возлюбив Бога паче всего.
Из изд. Св.Иоанн Кронштадтский. «Моя жизнь во Христе»