|
|
В категории материалов: 45 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 4 5 » |
Юбилей славянской письменности – это действительное время её существования, но и тайна, тайна рождения. В ранних сказаниях говорится, что буквы для славянского письма явились Константину Философу (Кириллу) чудом. Юбилей славянской письменности – это действительное время её существования, но и тайна, тайна рождения. В ранних сказаниях говорится, что буквы для славянского письма явились Константину Философу (Кириллу) чудом. В этом, конечно, иносказательное противопоставление славянской азбуки прежним, которые имели протяжённую историю становления и распространения. Однако – если без чуда, – то мы не ведаем точно: когда именно, где, в какой постепенности или полноте разрабатывалась славянская письменность Кириллом и Мефодием, создавались переводы на неё Священного Писания и богослужебных текстов. И какая из кирилло-мефодиевских азбук была создана раньше – кириллица или глаголица? И какая из них кем из братьев? Это вопросы, на которые учёные ищут ответы. Однако на эти трудные вопросы есть простые ответы. Братья трудились на просветительской славянской ниве вместе. Из двух азбук утвердилась кириллица. На ней и пишем. История же письменности, ставшей национальным достоянием Болгарии и Сербии, а затем Руси, началась в иной стране – в Моравии. И это достоверно. С этого начнём и мы. |
Никто не станет отрицать, что сегодня – в который
уж раз в своей истории! – Россия переживает смутное время. Эти испытания
предвидел Иван Ильин, чья активная творческая жизнь пришлась на первую половину
ХХ века. "Он любил Россию!"... |
Каждый раз, когда Россия подвергается страшным
бедствиям и наступают смутные, тяжелые времена, мы обращаемся к прошлому, чтобы
отыскать там их глубинные причины. Те, кто сознает неразрывность истории
русского народа и истории Православной Церкви, ищет эти причины в тех
обстоятельствах, которые нарушали благодетельную для народа и государства
симфонию (согласие) властей духовных и гражданских, Священства и Царства. Так,
после революции 1917 года многие православно мыслящие люди задавали себе
вопрос: что же послужило причиной той катастрофы, духовным выражением которой
явилось всеобщее богоотступничество, что привело к потере Святой Руси
христианского имени? На этот вопрос отвечает профессор канонического права
М.В.Зызыкин в своей книге "Патриарх Никон, его государственные и
канонические идеи", впервые изданной в Варшаве в 1931–1932 годах... |
Где бы мы, русские люди, ни жили, в каком бы
положении мы ни находились, нас никогда и нигде не покидает скорбь о нашей
родине, о России. Это естественно и неизбежно: эта скорбь не может и не должна
нас покидать. Она есть проявление нашей живой любви к Родине и нашей веры в
нее... |
...Именно семья дарит человеку два
священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь, и в живом отношении к
которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей
любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание,
справедливость и разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места для этих
зиждительных и ведущих первообразов, этих живых символов и в то же время
творческих источников духовной любви и духовной веры! Ибо неподлинные силы его
души, непробужденные и не взлелеянные этими благими, ангело-подобными образами,
могут остаться в пожизненной скованности и мертвости. |
Русская идея есть нечто живое, простое и
творческое. Россия жила ею во все свои вдохновенные часы, во все свои благие
дни, во всех своих великих людях. Об этой идее мы можем сказать: так было, и
когда так бывало, то осуществлялось прекрасное; и так будет, и чем полнее и
сильнее это будет осуществляться, тем будет лучше... |
Искусство есть служение и
радость. Служение художника, который его творит и создает для того, чтобы
вовлечь и нас в сослужение с собою. Радость художника, создающего и, вот,
создавшего в своем произведении новый способ жизни, и подарившего нам,
созерцающим, эту незаслуженную радость... Понимают ли это люди? Помнят ли
ныне об этом народы, мятущиеся и соблазняемые в духовной смуте? Знают ли они
вообще, что такое служение и радость? |
…Христианский национализм есть восторг от
созерцания своего народа в плане Божием, в дарах Его Благодати, в путях Его
Царствия. Это есть благодарение Богу за эти дары; но это есть и скорбь о своем
народе, если народ не на высоте этих даров... |
Тот,
кто продумает, а главное прочувствует указанные мною основы и источники христианской
культуры, тот увидит, какой великий и величавый духовный простор открыт
современному человеку. Проблема христианской культуры доселе не разрешена и
разрешать ее будут грядущие века, из поколения в поколения. В духовные врата,
открытые христианством, всякий из нас призван войти, и сохраняет свою волю и
свободу - вступать в них или не вступать. За последние два века европейское
культурное человечество поколебалось на пороге этих врат, отвернулось от них и
попыталось идти своими, нехристианскими и нерелигиозными путями. Плоды этого
поворота мы пожинаем ныне во всех областях культуры. |
Что есть безответственный, недобросовестный,
безразличный к истине ученый? Что есть художник, ищущий успеха, а не
художественного совершенства? Может ли настоящий христианин стать безчестным
демагогом, или продажным чиновником, или разнузданным тираном? Дух христианства
обращает человека к Богу в небесах и к Божьему делу на земле. Это Божье дело на
земле становится Предметом его служения; и самая жизнь его, и дела его
становятся вследствие этого предметными. Этот дух христианской предметности
христианство вносит во всю культуру человечества, - в семейную жизнь, в
воспитание, в службу, в общественность, в хозяйство, в политику, в искусство и
в науку... |
|
|
|
|