Какая связь между мужеством и верой?
Господь указывает, что «все
возможно верующему». Тем из нас, кому необходимо мужество в предстоящей борьбе,
должно глубже укрепляться в своей вере. Она — источник мужества, как и мужество
укрепляет ее в свою очередь.
Имеет смысл подробно рассмотреть,
что такое мужество, потому что это наша сила к действию. Веруя в наше будущее
восстановление и бессмертие, нам необходимо, кроме того, самим подвигом
исповедовать эту нашу веру.
В трудные моменты жизни, когда мы
страдаем от собственного бессилия или испытываем нестроения, либо подвергаемся
нападкам от сатаны, воюющего на нас непрестанно, единственное наше оружие и
помощь, что у нас остается — это мужество. Результат наших личных усилий, оно
побуждает нас к битве и бодрствованию.
Мы веруем, что мы не одни, а с
Богом, Который призвал нас в Свое войско. По собственной воле мы приняли
решение подчиняться Богу, считая подчинение нашей обязанностью и осуществляя
его на практике. Орудия воли и ее движущая сила — ревность по Богу и мужество.
Зная это, диавол пытается
парализовать их, выставляя на вид наши проступки и прегрешения. Он изобличает
преступления человека, устрашая его, как «судья»: «Вот! Ты преступник! Опять
стал предателем! Ты ни на что не способен! Зачем тебе предпринимать все эти
усилия, если ничего не можешь добиться?»
Весь этот замкнутый круг
диавольского коварства вызывает, особенно у неопытных, упадок сил и приводит к
бездействию. Вот поэтому подвижник должен быть очень внимательным, чтобы не
попасть в сеть сатаны-«обвинителя» и не погубить весь свой труд, согласившись с
вероломными предложениями диавола.
В силу того, что подвиг покаяния
многообразен и препятствия многочисленны, вполне естественно, что подвижник
оступается, поскольку и страсти, и привычки в нем еще живут и заявляют о себе.
В этой ситуации диавол представляет Бога грозным Судьей, призывающим
преступившего заповедь к ответу. И у последнего, как у отступника, уже не
имеющего прежнего дерзновения, опускаются руки, теряет он свое мужество и
ревность по Богу.
Богоносные отцы наши, добре
подвизавшиеся и увенчавшиеся, учат нас опыту, которым сокрушали коварство
сатаны и отбивали его нападения. Мы уже не считаем Бога грозным Судьей, каким
нам коварно Его пытается представить враг, но видим в Нем Отца нашего и так
отвечаем обманщику: «Отойди от меня, сатана! Не имею я нужды в судье! Перед
Богом согрешил, Богу, ради меня ставшему человеком и усыновившему меня, а тебя
упразднившему, и дам ответ. Не убоюсь Отца моего никогда, не отрекусь и не
предам Его. Неопытность моя и твое коварство ставят мне преграды. Но коварство
твое Бог упразднил Своей благодатью, а меня наградит, потому что для того Он
меня и предназначил».
Этими словами мы показываем то,
как подвижник должен воевать и не сдаваться, даже если ему случится упасть или
оступиться.
Конец покаяния есть по благодати,
а не по заслугам нашим, единение с Богом и Отцом и обожение, как то описывает
Господь наш: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они в Нас» (Ин. 17:21) и
«хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин. 17:24).
Крайняя (наименьшая) степень
покаяния — это когда кающийся, сколько бы он ни предавался нерадению, сохраняет
правую веру в Бога и не отрекается христианского исповедания. То, что он
сохраняет и не отрицается во Христа исповедания, означает, что пребывает он в
состоянии покаяния и среди кающихся. Бог же благодатию Своею пребывает с ним, ожидая
его пробуждения от тьмы отчаяния.
Это состояние засчитывается
Божественным милосердием за исповедание веры и, таким образом, Бог, взыскующий
обращения больных и немощных, воздвигнет его, потому что тот не предал до конца
покаяние. Спасение наше не сделка, но вопрос веры и исповедания Того, Кто
спасает верующих в Него и ожидающих Его неизреченного к ним сострадания и
человеколюбия.
Что такое молитва, какой она должна быть, и каковы ее плоды?
Молитва есть основное средство,
что соединяет все разумные существа с их Создателем Богом. Она будет и в новой
жизни их основным занятием и обязанностью.
Молитва есть непосредственная
связь и постоянное средство общения Ангелов и людей с Богом.
Молитва — это выход из бренных
наших оков в область бесконечного, она выводит нас за те жалкие пределы,
которыми мы ограничены, и дает ощущение безграничного и сверхъестественного.
Исчезают пространство, место,
образ, и мы ощущаем действие Божественных свойств. Если мы и хотим описать
природу и сущность этого вышеестественного дара, то понимаем, что этот труд
превосходит наши силы. Ограничимся лишь описанием того, как в нас действуют ее
результаты и плоды.
Настолько величествен этот
Божественный дар тварным существам, что и Сам Дародатель прибегал к молитве,
пребывая в нашем тленном мире. Апостол Лука сообщает, что Господь «пробыл всю
ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12).
Иногда молитва Его была в виде
исповеди, иногда как сугубое моление или благодарение и прошение к Начальнику
Светов, Отцу; тем самым Господь хотел показать необходимость и значение этого
величайшего дара. «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (Ин. 11:41),
«Отче Святый! соблюди их во имя Твое... тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и
никто из них не погиб, кроме сына погибели... Не о них же только молю, но и о
верующих в Меня по слову их» (Ин. 17:11, 12, 20).
Самый лучший и потрясающий пример
— это гефсиманская молитва, в которой трижды Он умоляет Отца после того, как
восприял на Себя в действительности уврачевание всего мира.
Куда бы мы ни обращали внимание
наше: от момента создания твари и потом, всюду соприсутствует молитва. Таким
образом, молитва — это связь и единство всей твари с Богом и Творцом и их
проекция в вечность.
Настолько сродни разумным
существам молитва, что и сама по себе она начинается непроизвольно в случаях
необходимости и особенно в момент опасности, неощутимо и без всякой мысли
приводя в движение члены.
Она совершеннейший инструмент,
который дает твари, человеку особенно, возможность действительного общения с
его Создателем. С ее помощью человек может просить и получить необходимое,
влиять на изменение наказания, которое Правосудие Божие на него налагает,
преизобильно получать благословение, узнавать то, чего не знает, оказывать
поддержку ближним, умоляя Бога об этом, и вообще, через молитву человек может
стать причастником многих свойств Бога нашего и Отца.
Впрочем, описать результат и
превосходство этой добродетели, называемой молитва, над прочими невозможно.
Придите же, все вы, труждающиеся и обремененные, обитающие в этом месте общего изгнания,
в лоно матери добродетели — молитвы, и она даст вам покой более, чем вы того
ожидали или просили.
Старец Иосиф ВАТОПЕДСКИЙ