Не трать всего времени жизни
своей на попечение о теле своем; но когда тело алчет и требует пищи, рассуждай,
что и душа имеет нужду в свойственной ей пище, и делается мертвою, как и тело,
если оно не примет телесных снедей; потому что человек двойствен, состоит из
души и тела. Посему Иисус сказал: ты приставник дома, давай душе, что душе
свойственно; не тело только питай, но и душу не оставляй лишенною и алчущею. О
таковой душе говорит апостол: Питающаяся
пространно жива умерла (1Тим.5:6). Итак не попускай, чтобы душа умерла от
голода, но питай ее словом Божиим псалмами, пениями и песнями духовными,
чтением Священного Писания, постом и бдениями, слезами и милостынею, надеждою и
помышлением о благах будущих, вечных и нетленных. Все сие и подобное сему есть пища
и жизнь для души; посему и великий пророк сказал: да будут слезы мои мне хлеб день и нощь (Пс.41:4). О блаженная душа
Давидова, вместилище Духа Святаго! Каждый день и каждую нощь проливал пророк
Давид слезы; а мы, виновные в тысячах худых дел, не хотим и на один час прийти
в сокрушение, и покаяться. О, какая радость бывает на небе, когда человек
грешный прольет слезы на земле, отвергнет худой навык, возненавидит грех, и
скажет: Неправду возненавидех и омерзих
(Пс.118:163), и от всякого пути лукава
возбраних ногам моим (101)!
Не будь опрометчив, чтобы не
сделаться ненавистным для всех; не допускай в себя высокомерия; не давай
никогда покоя плоти своей, чтобы не сделалась она бременем душе твоей; не
увлекайся пристрастием к хуле; не заграждай себе покаяния отчаянием. Смотри,
чтобы отчаянный образ действования не совлек тебя с неба. Да не высказывает
тайных дел твоих велеречие твое; да не унизит кого-нибудь твоя злоречивость; да
не ослепляет разума твоего неразумие; да не омрачает благоразумия твоего глупость,
да не возобладает над умом твоим безумие; да не изменит рассудка твоего
нерассудительность; или и другое что запрещенное да не входит в сердце твое
скрытно от ума, и да не уводит тебя пленником из небесного царства. Напротив
того, трезвись, как написано, день и ночь
поучаясь в заповедях Божиих (Пс.1:2), чтобы не нашел когда ума твоего
праздным от сего поучения, и не посеял в нем плевел своих бедный и окаянный
враг, далекий от всякой любви, потому что проводит он дни свои в суетных
мечтах.
Кто не будет плакать о человеке,
удалившемся от Бога? Сказываю же вам, братия, что не имеющий в себе любви
Божией - враг Богу, потому что нелжив Сказавший: Ненавидяй брата своего, человекоубийца есть (1Ин.3:15). В ком нет
любви тот друг диаволу, тот, - сосуд высокомерия, собеседник клеветников,
делатель гордыни, одним словом сказать, тот - орудие диавольское. Беден и
окаянен, кто не приобрел терпения; потому что в ком нет терпения, тот
колеблется ветром, не переносит обиды, малодушествует в скорбях, в подчинении
ропотник, в послушании прекослов, в молитвах ленив, в ответах медлителен, в
словопрениях мужествен. В ком нет терпения, тот терпит много ущерба; таковому
нет и возможности прилепиться к добродетели; а напротив того, достойным
одобрения он противится, преуспевающим завидует. Блажен человек, который
нелегко предается гневу или приходит в раздражение. В ком нет духа гневливости,
тот не преогорчает Духа Святаго; таковой всеми прославляем, восхваляется
ангелами, любезен Христу; у него и тело и душа всегда здравы. А кем обладает
дух гневливости, тот часто сердится из ничего. И подлинно беден и окаянен, кто
не владеет собою в подобных вещах. Гневающийся убивает душу свою. Как всех благ
и всех добродетелей выше любовь; так всякого греха тяжелее - ненавидеть брата.
Кто ненавидит брата своего, тот пребывает в смерти. Кто лишает наемника мзды, и
кто ненавидит брата своего, те будут тяжко осуждены вместе с убийцами.
Когда согрешишь, не жди обвинения
от другого, но прежде нежели обличен и оговорен, сам себя обвини в сделанном;
приступи к исповеди и не стыдись. Когда делал постыдное для себя, ты не
стыдился; ужели же устыдишься теперь слов, оправдывающих тебя? Говори здесь,
чтобы и против воли не сказать там. Исповедь во грехах служит к уничтожению
прегрешений. Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их,
напротив того, Ему угодно, чтобы мы чрез исповедь пришли в сознание своих
грехопадений. Не чего-либо тяжелого и трудного требует от нас Бог, но крушения
сердца, умиления помыслов, признания в грехопадении, неутомимого и усильного
припадания к Богу, наконец того, чтобы после исповеди просили мы себе прощения,
в чем согрешили, и тщательно остерегались сего в последующее время. Итак, во
сколько крат лучше плакать и сетовать здесь в продолжение сей краткой и
временной жизни, нежели, предаваясь здесь смеху, идти туда на мучения,
продолжающиеся в век века? Но ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать
грехи свои? Стыдись лучше грешить, нежели исповедываться. Размысли: если не
будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано там пред целой
вселенной. Где больше мучения? Где больше посрамления? На дела мы отважны и
бесстыдны; а когда должно исповедаться, тогда стыдимся и медлим. Если будете
исповедывать грехи свои, нет в этом стыда; напротив того, в этом правда и
добродетель. А если бы не было в этом правды и добродетели, то исповедь не
имела бы себе награды. Послушай, что сказано: Глаголи ты грехи твоя прежде, да оправдишися (Ис.43:26). Повелевает
исповедываться не для того, чтоб ты был наказан, но чтобы ты был прощен.
Итак, роизведем строгое испытание
не только дел своих, но и слов и помышлений, и строго исследуем, как проведен
каждый день, какой грех сделан в продолжение сего дня, сколько дней прожито
худо, и какое движение или помышление возбудило нас к недоброму движению. И
постараемся по мере грехов своих показать и покаяние. Наложим наказание на совесть
и подвергнем ее сильному упреканию, чтобы по восстании от греха, страшась
мучительности прежних ран, не осмелиться нам снова впасть в ту же пучину. Веди
в совести запись, и замечай в ней ежедневные грехи свои, и пусть эта записная
книга каждый день будет раскрыта перед тобой; взвешивай сам в себе, что доброго
и лукавого тобою сделано; приводи себе в память реку огненную, червя
неусыпающего и горький ад, чтобы страхом мучений приумножать в себе доброе и
истреблять лукавое. Будем плакать прежде времени, чтобы не скрежетать зубами во
время и не плакать во времена. Сею жертвою благоугождается Бог; сими водами
орошаемый человек приносит плод, сими водами омывается перст, сими водами
угашается огонь, просветляется тьма, разрешаются узы, обращаются заблуждавшие,
спасаются все, и Бог прославляется; сими водами и Петр омыл прившедшую в него
скверну, ибо изшед вон, плакася горько
(Мф.26:75).
(Творения иже во святых отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. – Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр.Сергиевой Лавры, 1907, т.3)