Хотящий благоугодить Богу,
надеющийся стать через веру сонаследником Христу (Рим.8:17) и старающийся
подражать Господу, чтобы и самому назваться духовным сыном Божиим, прежде всего,
должен, запастись долготерпением и стойкостью, мужественно переносить разнообразные
встречающиеся на его пути скорби, тесноту, гонения, будь то телесные болезни и
страдания, или людские поношения и обиды, или разные невидимые тяготы,
насылаемые на душу от злых духов, желающих ввести ее расслабление, отчаяние и
нетерпение и тем помешать ей войти в Царство, по устроению Господа, который
попускает каждой душе пройти испытания в различных притеснениях, чтобы
обнаружились души, от всего сердца возлюбившие Господа, с Ним достойно
переносящие все нападения лукавого и надежды Господней не удаляющиеся, но
всегда с великой верой и стойкостью ожидающие благодати искупления, а потому и
способные пройти через все испытание; так, получив обещанное Духом, они
становятся достойными Царства. Душа, следующая слову Господа, должна, поэтому,
взять с радостью крест Господень, как написано (Мф.16:24), то есть быть готовой
перенести ради Господа все постигающие ее испытания, будь они тайные или явные,
и навсегда привязаться к Господу надеждой, ибо в Его власти и терзания души,
оставленной Им, и ее избавление от всякого искушения и тесноты.
Если она не мужается и не
переносит с достоинством в терпении все беды, но горюет, коснеет, подавлена,
отчаивается, пугается борьбы и теряет уже всякую надежду на свое избавление (а
это тоже уловка зла, вселять в душу робость и отчаяние), не утверждается в
своем уповании, перестает ежечасно ожидать в непоколебимой вере милости
Господней, то такая душа порождением жизни не становится, потому что по следам
всех святых не шла и по стопам Господа не ступала. Вдумайся: вот, отцы,
патриархи, пророки, апостолы и мученики изначально прошли тесным путем бедствий
и испытаний и тем сумели угодить Богу, что достойно претерпели всю тесноту и
искушения, под гнетом, среди напастей радуясь в терпеливой надежде на
воздаяние, как говорит Писание: «Дитя мое! Если ты идешь служить Господу Богу,
приготовь свою душу к испытаниям, углуби свое сердце и крепись» (Сир.2:1-2); и
опять же Апостол: «Если остаетесь без научения, которое обязательно для всех,
то вы – незаконнорожденные дети, а не сыны» (Евр.12:8); и в другом месте: все
выпавшее на твою долю «как благо прими, зная, что без Бога ничего не бывает»
(Дидахе.3:10; Ориген «О началах» III 2, 7). И Господь говорит: «Блаженны вы,
когда будут поносить вас и гнать и скажут всякое злое слово на вас из-за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах»
(Мф.5:11-12); и это: «Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство
Небесное» (Мф.5:10), – изгнанные или явно от людей, или тайно гонимые от духов
злобы, которые противятся ищущей Бога душе и ввергают ее во всевозможные
стеснения, чтобы помешать ей войти в вечную жизнь, но вместе и чтобы
обнаружилось ее достоинство, если она поистине любит Бога, перенося всю
тесноту, и если она до конца укрепится в надежде, с непоколебимой верой ожидая
избавления (Евр.6:18), – или чтобы открылось, наоборот, что в ней нет настоящей
любви к Богу, если она не претерпела, уклонилась от испытаний, коснела, робела
и теряла надежду. Ибо в разнообразных притеснениях и искушениях обнаруживается,
какие души недостойны и какие достойны, какие имеют веру, надежду, терпение и
какие не имеют, – чтобы, показав свою крепость и верность, достойные души,
которые претерпели до конца, утвердились в надежде и за то приняли через
благодать искупление и по праву унаследовали Царство. Пусть поэтому каждая
душа, хотящая благоугодить Богу, прежде всего мужается в благородной надежде и
терпении; тогда она сумеет перенести все нападения и все притеснения лукавого.
Ибо не настолько попускает
Господь быть искушаемой душе, надеющейся на Него и ожидающей Его, чтобы она
встала в тупик и изнемогла, подвергшись испытаниям и тесноте, которые она не в
силах перенести; как говорит Апостол: «Верен Бог, Который не попустит вам быть
искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и выход, чтобы вы смогли
перенести» (1Кор.10:13). В самом деле, лукавый не столько хочет, испытывает и
теснит душу, а сколько отпущено ему от Бога, только бы душа мужественно
крепилась в надежде и с верой ожидала Его помощи и заступничества. И невозможно
ей быть оставленной, но чем упорнее она борется, с верой и надеждой прибегая к
Господу, чем с меньшим сомнением ожидает Его помощи и избавления, тем скорее
избавляет ее Господь от всех обступивших ее бедствий. Он Сам знает, какие нужно
душе пройти испытания, какую школу, какие искушения, и настолько допускает;
лишь бы она сама была до конца крепка в терпении и надежде, и тогда она
постыдится. Как сказано: «От скорби происходит терпение, от терпения
испытанность, от испытанности надежда, а надежда не постыжает» (Рим.5:3-5); и
еще: «Как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных
обстоятельствах...», и прочее (2Кор.6:4). И Господь говорит: «Претерпевший же
до конца спасется» (Мф.10:22), и еще: «Терпением вашим спасайте души ваши»
(Лк.21:19); и в другом месте сказано: «Кто верил Господу – и был постыжен? Или
кто пребывал в страхе Его – и был оставлен? Или кто взывал к Нему, и Он презрел
его?» (Сир.2:10). Ведь если даже люди, причастные малому соображению и уму,
умеют проверять и решать, какую тяжесть и ношу может нести каждое животное,
скажем мул, осел и верблюд, и столько нагружают животное по его силе; и гончар,
выделывающий сосуды, если не вложит их в печь, чтобы они отвердели от обжига,
то они не сделаются пригодными для употребления, и он знает, насколько их
надлежит класть в огонь, пока они не станут пригодными, и не оставляет их в
печи сверх должного, чтобы они не растрескались и не погибли, но и не меньше
должного, чтобы они не остались недоделанными и негодными, – словом, если в
видимом мире у людей столько знания и разборчивости, то насколько лучше Бог,
Сам будучи неким непостижимым и неизреченным знанием и разумением, всецело
являясь Премудростью, знает, какие искушения, трудности и испытания потребны
душам, хотящим благоугождать Ему и жаждущим достичь вечной жизни.
Зато, мужественно и верно
претерпев в надежде все трудности до конца, они вступают потом испытанными и
достойными в Царство Небесное. Как конопля не годится для изготовления из нее
тончайшей пряжи, если ее долго не трепать, и чем больше ее треплют, чешут, тем
она делается чище и пригоднее, так и Боголюбивая душа, входя в великие
искушения, испытания, скорби и достойно претерпевая их, предстает более чистой
и пригодной для тонкого духовного делания и наконец удостаивается наследовать
вертоград Царства Небесного. Поистине, как вновь слепленный сосуд, еще не
обожженный в печи, не готов для человеческого употребления, или как дитя по
своему неразумению не готово для дел мира, ни строить города, ни деревья
насаждать, ни сеять семя, ни совершать какое-либо иное мирское дело не может
(потому что неразумно, Евр.5:13), – так и души, пусть даже они стали причастны
Божией благодати и питаются при своем неразумии духовным наслаждением и
утешением по благости Господа: еще не проверенные и не испытанные в различных
потеснениях от злых духов, не показавшие на деле свою любовь к Богу, они крайне
неразумны и, так скажу я, совсем бесполезны для царства, потому что еще не
обучены, как сказано: «Если же остаетесь без научения, которое обязательно для
всех, то вы – незаконнорожденные, а не сыны» (Евр.12:8). Словом, скорби и
испытания служат на пользу человеку и делают душу испытанной и твердой, если
она с достоинством и решительно, с надеждой и доверием к Богу переносит
напасти, с нераздвоенной верой ожидая избавления от Господа и Его милосердия. И
невозможно ей не удостоиться обещанного духом (Галл.3:14) и избавления от злых
страстей, если только она, испытанная и верная, с великим терпением укрепится
до конца в надежде на Господа.
Как святые мученики претерпели в
видимом мире многие истязания и, идя даже до смерти, через свою надежду на
Господа остались в добром исповедании, показали свою надежность и за то
удостоились получить венец правды (1Тим.6:12-13;2Тим.4:8), и кто перенес
большие и тягчайшие муки, те заслужили и получили большую славу и свободу у
Бога, а кто отступил, устрашился мук и бичей, не остался в благом исповедании
до конца, те и теперь, и в судный день предстанут несвободными и устыженными, –
подобным же образом и души, во испытание преданные скорбям и невидимо
по-разному мучимые духами злобы, тайно ли внутри мучительными стеснениями или
лукавыми помыслами, явно ли телесными страданиями, претерпев мужественно,
укрепившись в надежде и ожидая с верою воздаяния Господня, удостаиваются такого
же венца правды и, уже здесь восприемля искупление, в судный день получают в
Боге равную свободу с мучениками. Ибо они перенесли то же мучительство
потеснений, что и те от людей, и от тех же самых духов злобы, что обуревали тех
мучителей; и насколько большие потеснения и возмущения лукавого они
претерпевают, укрепляясь в надежде, настолько большую славу приобретают у Бога
и избавляются по чаянию надежды своей, удостаиваясь утешения Духа (Деян.9:31) и
становясь наследниками вечных благ Царства, а дрогнувшие души, из робости и
страха не переносящие потеснений, но впадающие в леность, раздражение и
отчаяние, свернувшие с пути праведности (Мф.21:32; 2Петр.2:21) и не уповающие
на милосердие Господне до конца, – такие души, оказавшись негодными, вечного
Царства достичь не смогут. Поэтому даже до смерти каждая душа должна ради
Господа, за нас умершего, хранить стойкое терпенье, крепиться в надежде на Него
и так удостоиться вечного спасения; всем, хотящим совершенно избежать грядущей
геенны, наказывающей грешников, и достичь Царствия Небесного, надо еще здесь
претерпеть потеснения геенны через насылаемые лукавым искушения, и если они
устоят до конца, твердо надеясь на милосердие Господне и храня веру, то и от искушений
и от тесноты силою благодати они избавляются, и общения Святого Духа
удостаиваются (2Кор.13:13), и вечной геенны отныне удаляются и наследуют вечное
Царство Христово. Такой узкий и тесный, по Писанию, проложил Господь путь,
ведущий в жизнь; потому и немногие вступают на него. Но когда такая надежда нас
питает, когда такое обетование обещано неложным Богом, все нападения и
притеснения лукавого да претерпим мы достойно ради награды, ожидающей нас на
небесах. Ведь какие бы скорби ни перенесли мы ради Господа, что может
сравниться с обещанной грядущей жизнью, или с даруемым в ней для
долготерпеливых душ утешением от Святого Духа (Деян.9:31), или с избавлением от
мрака злых страстей, или с наказанием за множество наших грехов? Как сказано:
«Если же мы под судом, то это Господь наставляет нас, чтобы мы не были осуждены
заодно с миром» (1Кор.11:32); и еще: «Нынешние временные страдания ничего не
стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас» (Рим.8:18).
Будем же как мужественные воины,
готовые умереть за своего царя. В самом деле, отчего в миру, когда мы вращались
среди житейских забот, мы не страдали столько и не имели таких бедствий, теперь
же, когда мы начали благоугождать Господу, против нас воздвигнуты лукавым такие
нападения и потеснения? Ясно, что ради Господа мы столько страдаем, потому что
враг ненавидит нас и пытается совратить нас с пути или вселить в нас
расслабление или малодушие, чтобы мы не благоугодили Ему и не спаслись. Но
сколько бы лукавый ни восставал на нас, все его козни против нас рассеются,
если сами мы пребудем в стойкости и мужестве, готовые даже до смерти претерпеть
с надеждою на Господа. Ведь мы имеем защитника нашего и поборника Иисуса, и Он
нам, теснимым и надеющимся на Него, дарует терпение, а враг постыжается, когда
мы получаем победную награду в борении (то есть Царство Господне).
Станем же как наковальни,
принимающие удары, но не подающиеся, не получающие отпечатков расслабления, или
малодушия, или косности от бичей искушений; иссекаемые, победим своим терпением
противника. И Господь наш ходил в веке сем бичуемый, поносимый, изгоняемый,
оплеваемый; напоследок же и позорной смертью на кресте от беззаконных Он был
наказан, и все то Он перенес ради нашего спасения, оставив нам пример жизни
(1Петр.2:21), чтобы тем же путем испытаний, скорбей и смерти, каким шел Он, шли
истинно верующие в Него и хотящие сделаться Его наследниками (Рим.8:17); чтобы
как Сам Он много страдал ради нас, а в конце концов, умерев на кресте, победил,
и Распинаемый распял, и Погибающий погубил грех во плоти (Рим.8:3), осудив его
и разрушив вражьи силы, как сказано: «Отняв силы у начальств и властей, на
кресте подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15), – так и
мы, если достойно и решительно, идя даже до смерти, претерпим все возмущение и
потеснение лукавого, то победим противника верою, терпением и надеждой на
Господа и, явившись тем самым испытанными, удостоимся избавления, исполнимся
освящения Духа и станем наследниками вечной жизни. В духовном борении победа
над противником бывает через страдания и смерть. Страдая и умирая с решимостью
ради Господа, победим мы противоборствующего. И если мы хотим всю тесноту и
испытания считать не тягостными и жестокими, но легко претерпеть любые козни
лукавого, то должны всегда, как о желанной, думать о смерти за Господа, и, взяв
по слову Господа ежечасный крест свой (то есть смерть), с решимостью следовать
за Ним; тогда мы без труда перенесем всякую скорбь, будь то тайную, будь то
явную. Как желанную ожидая и всегда с вожделением имея перед глазами смерть за
Господа, насколько успешнее, даже с радостью претерпеваем мы тесноту, как бы
она была тяжка. И оттого мы иногда в нетерпении считаем наши испытания
обременительными, тяжкими и невыносимыми, что смерти Господа нашего Христа
перед глазами не имеем и наш разум не вожделеет ее ежечасно. Поэтому желающий
наследовать Господу возжелай и Его страстей. В конце концов, любящие Христа в
том и проявляют себя, что достойно и решительно переносят все постигающие их
беды.
Так воззовем же к Господу о
даровании нам разумения, чтобы знать Его волю и охотно исполнять ее всегда
стойко и долготерпеливо с радостью, которую Он Сам дарует нам, укрепив нас на
благоугождение, чтобы, оказавшись испытанными и достойными, мы получили вечное
спасение в Иисусе Христе Господе нашем, Которому слава во веки. Аминь.
|