«...Мы с детскою покорностью все
должны переносить, и приятное, и неприятное, и за все прославлять благого Бога,
т. е. пришла на нас какая скорбь или болезнь, будем говорить: слава Тебе,
Господи! Умножились ли скорби и болезни, опять: слава Тебе, Господи! Безотрадные
скорби и болезни усилились и ведут ко гробу, опять: слава Тебе, Господи! Ибо по
смерти вечно будем жить и радоваться во светлостях Святых. А посему, что бы ни
случилось с нами, за все будем благодарить Бога и говорить: слава Тебе,
Господи!
А распятие, виденное вами во сне,
знамением спасительным есть для вас, ибо крест есть посланное на вас огорчение,
которое, если благодушно претерпите, то оно, как злато дражайшее, честно будет
пред Богом, и увенчаны будете в день праведного воздаяния нетленным венцом, или
короною, блестящею паче злата.
Богом так определено, чтобы
каждый человек имел в жизни сей какой-либо крест, т. е. прискорбие душевное,
который должен он благодушно несть, ибо от малодушия и нетерпения никакой
пользы нет. И когда многи скорби и праведным людям в жизни сей случались, то
мы, люди небезгрешные, кольми паче все должны терпеть.
Что с нами ни бывает, без
попущения Божия не бывает, как сказано праведным Иовом: «якоже Господеви
изволися, тако и быстъ» (Иов.1:21). И посему, подобно ему, должны благодушно
переносить все случающееся в жизни неприятное, и удерживать себя от
ропотливости, и не говорить: почему это так, а не так? Ибо, как говорит той
Исаак Сирин, неси ты премудрее Бога...
Ибо так устроено Господом Богом,
пекущимся о душевном спасении нашем, чтобы каждый человек в жизни сей свой имел
крест, который с детскою покорностью к Отцу нашему Небесному должно несть.
Многие достойные люди сколько невинно претерпевают различных искушений и бед! А
мы, обремененные грехами, не думая ни о чем, посиживаем в теплой комнате и,
покоясь на мягком пуховике, должны хотя болезнями расплачиваться за свои грехи,
почему и будем из глубины души взывать ко Господу: «Отче наш, да будет со мною
во всем Твоя Святая воля; точию не лиши мя Небесного Царствия Твоего». И тако
размышляя, милость Божию обрящем.
Мы с вами обещались пред Святым
Евангелием все неприятности переносить и терпеть, а на самом деле и не говори
нам никто о терпении, а от сего и бывает нестроение всякого рода, т.е.
беспрерывный ропот и разные желания, то переход в другие места, или
возвратиться в мир на прежнее житье-бытье, или даже и умереть, но все таковые
желания не только бесполезные, но и богопротивные. Всего бы лучше – себя во
всем переменить, тогда и благо бы было и вам, и мир Божий водворился бы в душе
вашей, чего вам богомольчески и желаю я.
Какое бы ни постигло тебя огорчение,
какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса
Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно –
при нем все неприятности утихают, бесы исчезают; утихнет и твоя досада,
успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его.
Господи! даждь ми терпение, великодушие и кротость! Господи! даждь мне зрети
моя согрешения и никого не осуждати!
Конечно, легче бы было с сытым
чревом и с мягкого пуховика, перевернувшись, да прямо в пресветлый рай, но туда
со креста дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одною или двумя, но многими
скорбями достигается! Вам, как и мне, более нравится находиться всегда в
спокойном положении, но иже Христовы суть, те распинают плоть свою со страстями
и похотями. Мы же с вами весьма бессильны и многонемощны, и подумать страшно о
распятии, о железных гвоздях и копии! По крайней мере, претерпим Бога ради хотя
косой взгляд, холодный прием и отказ о просимом и хотя с сих ничтожных степеней
начнем свое распятие, и, Бог милостив, проберемся и мы за великими страдальцами
в Царство Небесное!
Сердечно сожалею я о душевных
огорчениях ваших и о неприятностях по должности вашей и прошу Господа Бога о
помощи Божией и подкреплении в несении сего нелегкого креста, который, может
быть, задумываете вы сложить с себя и засесть на безмолвие в свою келью? Но
скажу вам, многоболезненная мати моя, что вы свободою от должности не будете
свободны от искушений и прискорбии, а только умножите оные, ибо будут уязвлять
ваше сердце еще больнее, доколе не изженут, и рекут на вас всяк глагол зол
лжуще! А посему Бога ради до времени потерпите, ибо терпение убогих не
погибнет, т. е. не останется без награды. К сему скажу вам словами святого
Давида: «чадо, аще хощеши видети дни свои благи, то удерживай язычек свой»
(Ср.:Пс.33:13–14), т. е. ничего не говори дерзновенно м. Игуменье и не делай
никаких предосудительных замечаний противно Н. Н., и благо будет вам. Мне
покойный старец мой батюшка о. архимандрит Моисей в подобных случаях говаривал:
«А ты, брате, знай Бога да себя, так и будет с тебя».