Интервью со Святейшим РАФАИЛОМ (Мотовиловым), Архиепископом
Московским, Митрополитом Всероссийским – Предстоятелем Истинно-Православной
Церкви (май 2012 года)
«Портал-Credo.Ru»: Владыка Рафаил, вы наблюдаете кризис в РПЦ МП
со стороны, но все-таки больше в теме, нежели мы, мирские. Неужели все
действительно так запущено, что потребовалось проводить многотысячный молебен
ради реабилитации «честного имени Церкви»?
Митрополит Рафаил: Для
меня нынешнее унижение Московской патриархии — это унижение Православия вообще.
Я не делю Православие на правое и левое, верхнее и нижнее, «альтернативное»,
государственное и прочее. Для меня оно — едино. То, что творится сегодня — это
несомненно рука врага.
- Госдеп? Или, может, сам Сатана?
- Не смейтесь. Я вижу, что это творят
недруги. Но надо понять, кто они. Ведь кризис начался не вчера и причины его
более глубоки, чем кажется на первый взгляд. Игра РПЦ МП в государство и с
государством, заигрывание с властью, игра священства во власть... Однажды это
должно было плохо закончиться. Церковь — это совсем другая организация с другим
уставом и родом деятельности, не власть является ее целью.
- Вечный спор между Нилом Сорским, призывавшим Церковь отказаться от
богатства и власти во имя молитвы, и Иосифом Волоцким, считавшим, что Церковь
должна быть могущественной и публичной, только так она может оказывать влияние
на внутреннюю политику и помогать людям...
- В результате молитвенность
официального православия стала одной только внешней формой. У РПЦ МП не
осталось времени для общения с Богом. Произошло изживание монастырской жизни.
Монастыри действуют, но занимаются всем, чем угодно, кроме своих
непосредственных обязанностей, - благотворительностью, помощью домам
престарелым, фермерством, коммерцией, строительством...
- Фильм "Юрьев день" - яркий тому пример, в одном из эпизодов
монах, к которому пришла со своей трагедией женщина, в ответ говорит ей, что
ему срочно нужен сайдинг...
- Каждый должен заниматься своим.
Монахи молитвами целые регионы спасали. РПЦ МП от молитвенности ушла в мирские
дела. То, что провозглашалось когда-то как благо, в итоге обернулось
поражением.
- Нил Сорский проиграл...
- Он не мог проиграть. Он был
отодвинут. Но беспокойство о судьбах Церкви выражали многие святые и иерархи:
Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов,
они предвидели, что настанет тот скорбный час, который мы сегодня наблюдаем.
Но в той неправде, которую мы
пожинаем, виноваты и сами иерархи. Они забыли, что Церковь, которая ложится под
государство, теряет себя. Она перестает спасать души. Остаются одни красивые
слова. Эти проблемы в Церкви начались задолго даже до революции.
- Петр Первый первым напрямую согнул Церковь - сделал ее своим
"министерством по духовности".
- Церковь верила своему Государю,
Помазаннику Божьему, и поэтому отдалась воле его...
- То есть так метафизически было обосновано уничтожение патриаршества в
России?
- Не согласились бы — головы бы с
плеч полетели... Выхода другого не было: отказавшись от молитвенности, Церковь
выбрала свой путь.
- Но сейчас-то Помазанников Божьих, слава Богу, нет. С начала 90-х
годов Церковь попыталась играть большую роль в политической и экономической
жизни общества... Могла ли власть позволить РПЦ МП стать некой значимой фигурой
на шахматной доске, независимой силой, с которой обязаны будет считаться?
Слышала я и такое мнение: последние скандалы в РПЦ МП инициированы именно
светской властью. Церковным иерархам когда-то позволили делать, что они хотят,
чтобы в нужный момент прижать к ногтю.
- Да, у нас уже нет Помазанников
Божьих. Но, как я считаю, нет в РПЦ МП и иерархов. Это не значит, что их нет
вообще — но истинно верующие люди в этой организации явно не в почете. Человека
нельзя заставить мошенничать и воровать против его воли... Но можно, я думаю,
позволить самым темным сторонам натуры проявить себя и впоследствии
использовать эти слабости.
Нет в этом мире человека
безгрешного. Как только мы начинаем себя ощущать грешными людьми — мы идем к
православию. Но, вместо того, чтобы признавать собственные ошибки, РПЦ МП
начинает искать внешних врагов. Они не считают, что должны покаяться.
- Извините, но как можно смотреть пастве в глаза после истории с
квартирой и часами? Продолжать учить жить, читать проповеди, поздравлять с
праздниками? Делать вид, что ничего не происходит? У высшего православного
священства не предусмотрено церковное покаяние?
- Это каждый выбирает для себя.
Сам я однажды в молодости согрешил. Лет сорок назад это было. Уже будучи
иерархом ИПЦ, встретился с этой женщиной, перед которой был повинен. Она пришла
ко мне и спросила: «Вы помните меня?». Я помнил. «А как вы относитесь к греху,
что был между нами?». Я ответил, что сожалею. Но посчитал, что этого мало. Раз
Господь привел эту женщину ко мне и напомнил, следовательно, я должен был
сделать еще что-то, чтобы Он мог меня простить...
На следующий день я позвал ее на
службу. Сам встал перед паствою на колени и рассказал, что произошло, и
попросил прощения... Я для себя выбрал самый позорный метод покаяния. Но каждый
избирает тот путь, который ему близок. Если сердце закрыто, разум может найти
тысячу оправданий для греха. Но если высокое священство скажет о своих грехах
вселюдно, то народ, я думаю, простит.
- Русский народ простит... Помните, как у Плевако, защищавшего как-то
проворовавшегося попа: «Пусть поп - вор, но он столько лет отпускал вам ваши
прегрешения, простите уж и ему одно...».
- Церковь есть всепоглощающая и
всепрощающая любовь. Но о любви судят не по словам, а по поступкам. Покаяние —
это поступок. Я этого сейчас, увы, не вижу. Когда один человек требует
сумасшедших денег у другого человека, больного, обездоленного, за грязь в
квартире, разве это делается по любви? Верующие люди — милосердные, простят или
не поверят, скажут, что враги напраслину наговорили. Но сам-то человек все про
себя и про свои поступки знает. Главное, не лгать самому себе...
Грехов своих не видят обычно те,
у кого нет сожаления о совершенном. Кто не верит ни в свое спасение, ни в
царство Божие, ни во Христа. А раз не верят и стоят у кормила, это
преступление. Им надо с кочергой стоять, а не с крестом.
- А возможен ли по церковному закону добровольный уход Патриарха со
своего поста?
- Можно написать прошение об
уходе и оно будет рассмотрено на Поместном Соборе, на Архиерейском Соборе, в
случае с епископством это было возможно.
- Но прецендента такого не было?
- В новейшее время нет. Хотя
мировая история православной Церкви знает такие примеры.
- Есть и такое мнение, что ради сохранения России, ради предотвращения
гражданской войны, не должно вытаскивать наружу проблемы в Московском
патриархате. Лишь бы он оставался, тот духовный стержень, который скрепляет
общество...
- Какая духовность может быть у
вора? Какая духовность у убийцы? У мерзавца? Нам думается, что, прощая
мерзость, мы сохраняем мир — но уж лучше горькая правда. Об этом и Господь
говорил. Бегите от того священника, который оправдывает лживое молчание
благородной, казалось бы, целью. Он и себя не спасет. И вашу душу погубит.
- Куда бежать? К Храму Христа Спасителя? Стоять за Веру? Но разве вера
нуждается в молебне, больше похожим на митинг? Разве нуждается в защите Бог?
- Я считаю, что то, что было 22
апреля у Храма, это политические конвульсии... Я не хочу обсуждать это.
- Но должен же быть какой-то выход? Например, готова ли РПЦ МП к
диалогу с другими ветвями Православия в России? Возможно, вместе и нашли бы
решение?
- Я лично дважды обращался в РПЦ
МП с этим вопросом и получал нулевой результат. Года три назад мы пытались
сблизиться с тогдашним предстоятелем РПЦ МП, я говорил, что у вас есть
проблема, и та малость, которую мы представляем, может вам помочь. Я не иду к
РПЦ МП, чтобы раствориться в ней. Я предлагаю искреннюю помощь.
Готовилась встреча с Алексием II, я разговаривал с его
викарным епископом, настоятелем Новоспасского монастыря, мне было сказано, что
завтра я встречаюсь с Патриархом. Но... не произошло. Именно Кирилл был первым
противником той встречи и православного объединения. Для меня церковный раздрай
болезненен и невыносим. Но и использовать себя я тоже не позволю.
- Церковь - это не только священство. Это еще и верующие. Часть их
протестует против лжи и лицемерия так, как может, как те же «Пусси риот»,
возможно, форма этого протеста извращенная, неправильная, грубая. Но в кривом
обществе странно требовать, чтобы протест имел цивилизованные формы. Думающие и
интеллигентные люди тоже уходят из РПЦ МП — куда?
- Они оказываются большей частью
у нас. Очень жаль мне, когда уходят в католицизм, в протестантизм, в
пятидесятники, в евангелисты и так далее... Приходя к нам, люди начинают
оттаивать. Церковь - это не только кнут, тем более не равнодушие, это любовь,
забота, помощь ближнему. Священство РПЦ МП сегодня перестает работать с
паствой, простые люди им не нужны. Потому что Церковь кормит государство. Я
считаю, что денежные поступления, идущие от власти, в итоге развращают
священство. Льготы, налоговые поблажки, косвенное и прямое финансирование... А
в благодарность Церковь выполняет государственный заказ. О спасении души речь
более не идет. Если государство перестанет давать деньги, если финансированием
Церкви напрямую займутся церковные общины - священство просто вынуждено будет
обернуть лицо в сторону народа.
- Но Церковь никогда не станет рубить сук, на котором сидит...
- Не Церковь, а хапуги от Церкви.
Мы же говорим о Церкви Христовой.
- А у нас Патриарха Господь финансирует, как Кадырова — Аллах. И тот, и
другой заявили об этом открыто в СМИ — получается, что государство как бы здесь
совсем и не при чем.
- Вы в это верите?
- Ой, мне всегда не хватало веры в чудеса... Вот и сейчас, если честно,
я не вижу естественного и благоприятного выхода из конфликтов вокруг РПЦ МП.
- Он в том, я полагаю, чтобы
немедленно собрать Всероссийский Поместный Собор всех Православных Церквей. И
Украина, и Белоруссия могут на нем присутствовать. Собор может проходить долго.
Там должны быть высказаны позиции всех православных Церквей Руси. И каждый
православный человек имеет право заявить свое мнение.
То, что происходит сегодня в РПЦ
МП, это не рок, не беда, не происки нечистого. Это неумолимая необходимость
церковного очищения. Мы должны собраться и выслушать друг друга... Посмотреть
друг на друга как в зеркало, увидеть собственные неправды. Все происходит по
попущению Господнему...
Екатерина Сажнева, «Московский комсомолец», для «Портала-Credo.Ru»