В одном самарянском селении «…не приняли Его, потому что Он имел вид
путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали:
Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и
Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого
вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лука.9,53-56).
В наше время оттого, что люди
привыкли ежедневно видеть убийства, глумление над статусом сынов Божиих,
низложены силы Веры народа святаго: «против Всевышнего будет произносить слово
и угнетать святых Всевышнего, даже возмечтает отменить у них праздничные
времена и закон и они преданы будут в руку его до времени, времен и
полувремени» (Даниил.7,25), «…к концу времени и времен и полувремени при
совершенном низложении силы народа святаго все это совершится» (Даниил.12,7).
Только Бог ведает своих Своих
страдальцев за веру. В православной России угнетение единоверцев началось
задолго до нашего времени. «Ей-ей, государь, Бог ведает, что не знаем мы за
собою никакого вымысла злого, только держимся мы старого благочестия, - писали
кровью своего сердца в конец исстрадавшиеся, загнанные, не видевшие никакого
выхода люди, тщетно просящие милости у правительства, - милосердный государь,
царь, велим нам пребывать в старой прежней вере, да пожалуй нам за государевой
печатью память, чтобы приказные люди не приезжали, нас, бедных, не разоряли. Мы
плачем и пишем от жалости сердца своего, чтоб не принимать нам веры новой, но
не даждь Бог помыслить и на смертный час готовы от них пострадать и в огню
сгореть, как у Даниила-священника пострадали. За Христа пострадати изволим, потому
что с женами и детьми на мучение идти» (л.1).
Этот документ 1679 года высокопреосвященнейшие
князья церкви выдвинули против гонимых обвинение в ереси, для чего и
сфабриковали подлог: вымышленное соборное постановление на Мартина-армянина.
«Мартин-армянин — вымышленный инок, будто бы пришедший в Россию из Армении и
проповедовавший еретическое учение, которое было якобы осуждено Киевским
собором 1157 г.
Мартин-еретик будто бы проповедовал, что имя Иисус следует писать с одним «и»,
что инокам можно есть мясо, что нужно поститься в субботу и т. п. На «Соборное
деяние» опирался в 1-й пол. XVIII в. в своих спорах со старообрядцами
новообрядческий архимандрит Питирим (впоследствии Нижегородский митрополит),
показывая им копию этого документа, якобы полученного им от Димитрия
Ростовского. Оно приводится в качестве мощного аргумента
противостарообрядческой полемики в книге митрополита Питирима «Пращица»,
изданной по благословению Синода. Фальшивка была разоблачена в «Поморских
ответах», что, в свою очередь, поставило перед господствующей церковью задачу
дискредитировать сочинения старообрядческих
апологетов, вместо того, чтобы признать подлог. «Соборное деяние»
стало одним из классических примеров фальсификации письменных исторических
источников с явно выраженной идеологической целью (подробнее см.: Козлов В.П.
Тайны фальсификации. М.,1996.С.22-44) (л.2).
Сокрытие подлога способствовало
брожению умов, углублению раскола между духовенством и верующими, создавало
иллюзорные надежды в обществе на восстановление правды революционным путем, то
есть споспешествовало победе атеизма в России.
В наши дни низлагаются силы
народа святого тем, что верующих в Единого Бога обвиняют в нетерпимости, в
нарциссизме собственного превосходства. Открыто утверждают, что Библейский Бог
обречен на гибель (?), что невозможно примирить Всеблагость и Всемогущество
Бога со злом в человеческой истории. Большая часть людей живет так, словно Бога
нет, а значительная часть ученых, философов, работников культуры исповедуют,
что Бог Библии умер: «Однажды гестаповцы вешали ребенка перед тысячами
свидетелей заключенных. Поднимаясь на виселицу, смертельно бледный малыш
напоминал «ангела с печальными глазами». Кто-то из заключенных прошептал: «Где
же Бог, где же?». Ребенок умирал не менее получаса. Узников заставляли смотреть
ему в лицо. Вдруг в душе Визеля послышался ответ: «Где Он? Вот Он! Он висит на
этой виселице» (л.3).
Когда человек умирает в теле, для
него умирает весь видимый мир, когда же человек умирает духом, то ему кажется,
что умирает Бог.
Несовместимость Всеблагости и
Всемогущества Божия с морем зла в человеческом мире только кажущееся. Ибо то,
что Господь Бог Всеблаг и Всемогущ - самое важное и первичное. Не будь
Всеблагости и Человеколюбия Господня, мы давно были бы перемолоты злом наших
грехов в пыль и развеяны во Вселенной.
Мировоззрение, включающее
Бога - Творца, Вседержителя и Спасителя,
несравненно ближе человеческому сердцу, чем представление о самодостаточной
материи, безконечной во времени и пространстве. Это последнее представление
загоняет в тупик безсмысленности и никчемности человеческую жизнь, перед
чудовищной громадой холодного к человеку Космоса.
Преимущество же верующих в Бога в
том, что их мировоззрение строится по образцу семьи: Бог – заботливый Отец
всех; школа, малая Родина, Отечество –
тоже семья. Человек рождается в заботящейся о нем семье. Вот почему верующие
составляют более 90 процентов населения. Хотя есть небольшой процент людей с
мироощущением научно-безрелигиозным, и они дополняют собой полноту
человечества.
В разные периоды своей жизни
человек исповедует то более, то менее религиозное мировоззрение. Ответа вопрос
«Где и что есть Бог?» никто из людей в полноте своей никогда не знал. Но
косвенно можно помочь вопрошавшим советом обратить внимание на человека и на
солнце, как наиболее яркое из подобий Бога. Солнце светит и согревает, наполняя
жизнью поверхность Земли. И как солнце пронизывает своим светом и теплом все
живущее на Земле, а само в своей мощи в тысячи раз превосходит планету Земля,
то это подобно тому, что Господь Бог держит и греет каждого Сам, безконечно
превосходя Свои творения. Хотя Он «везде сый и вся исполняй», мощь Его – за
пределами видимой нами Вселенной. Поэтому древние, обращаясь к Богу, поднимали
свой взор от земли к небу, где – вся мощь Отца Небесного.
Человеческий волосок на руке
содержит генетическую информацию клеток всего человека, хотя человек безконечно
совершеннее своего волоска. Вот и наша видимая Вселенная, как волосочек на теле
Бога.
Видимый мир своей непознанной
нами до конца целесообразностью и чудесностью проповедует о своем Законодателе,
Жизнеподателе, Величайшем Чудотворце. «Самое пагубное дело, – наставляет
святитель Григорий Богослов, - не чтить Бога и не знать, что Он – первая вина
всяческих, от Которой все произошло и пребывает, соблюдаемое по неизреченному
чину и закону» (л.4).
«Совершенно низлагаются силы
народа святого» постоянным попранием соборного волеизъявления деятельно
ревностных верующих, всегда сострадающих гонимым. «Со временем апостолов не
было такого периода в церковной истории, когда бы принцип соборности не
требовал защиты и укрепления» (л.5).
Отстаивая и укрепляя соборность,
как важнейшую часть пребывания в Боге, Святейший Архиепископ Московский,
Митрополит Всероссийский – Предстоятель Истинно-Православной Церкви Рафаил в
своем Пасхальном послании 2009 года объявил верующим о созыве Поместного Собора
в текущем году согласно Уставу Церкви: «Дабы быть нам достойными звания
христианского и продолжать стоять в той истине Божией и свободе во Христе,
которую завещали нам святые мученики и исповедники Российские» (л.6).
«Совершенно низлагаются силы народа
святаго» нарциссизмом конфессионального превосходства иудеев над соверующими в
Единого Бога Библии христианами. В этой связи книга «2000 лет вместе» (л.7)
представляет мощный прорыв к действительному диалогу между христианством и
иудаизмом. К сожалению, случаев взаимной нетерпимости слишком много.
Как в годы романовского
правления, как при коммунистической диктатуре осуществлялось тоталитарное
преследование придерживающихся веры отцов, так и сейчас проявляется
нетерпимость к верующим во Единого Бога. Вот, одна православная женщина продала
квартиру, уехала из России с ребенком в Израиль на пмж. Вскоре ее вынудили
вернуться по вероисповедным причинам. Она осталась без жилья. Недавно был
принят закон для отказа в гражданстве за христианское вероисповедование Единого
Бога (л.8).
Цитируем книгу «2000 лет вместе».
«Иногда по тексту Евангелия может создаться впечатление о якобы принципиальных
разногласия между Иисусом и фарисеями по вопросу важности соблюдения тех или
иных законов Божиих: вопрос лечения или срывание колосьев в поле в субботу. «Не
то оскверняет, что в уста входит, а что из уст выходит». Однако, если мы
возьмем параллельные еврейские источники, то увидим массу высказываний,
аналогичных высказываниям Иисуса, типа: «суббота для человека, а не человек для
субботы», который является классическим еврейским принципом» (л.9).
Можно только приветствовать
мнение раввина о том, что Господь наш Иисус Христос был праведником в законе.
Надо учесть, что первосвященник, судивший Иисуса Христа, представлял не народ,
а элиту, зависимую от римских властей. Таким образом, обвинение в богохульстве
Господа Иисуса Христа проистекало из политических мотивов, прикрытых
религиозной формой. Сейчас политические условия кардинально изменились, поэтому
можно и нужно восстановить справедливость. И в этой связи нам кажется, крайне
неправомочным обвинение Господа Иисуса Христа в богохульстве, которое произнес
первосвященник.
«Иисус молчал. И первосвященник
сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус
говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого
сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник
разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует!» (Мф.26,63-65, а также см.
Мк.14.61-64, Лк.22,67-71).
Признание себя сыном Бога не есть
богохульство, так как, по Библии, через Адама мы все – сыны Божии. Господь
Иисус Христос по смирению назвал Себя только помазанником, только Сыном Божиим
и только Сыном Человеческим, то есть Мессией.
«Приведем один эпизод, который
может прояснить эту проблему... Евреи как раз высказали свою убежденность в
правоте подхода еврейских мудрецов к вопросу о Мессии. «Если так, - спросил
христианин, - то как вы можете объяснить то, что рабби Акива, один из
величайших мудрецов Талмуда, принял Бар-Кохбу (вождя еврейского восстания
против римлян в 133 г.
н.э.) за мессию?». Евреи смутились и не знали, что ответить. Раввин, до тех пор
не вмешивавшийся в разговор, повернулся к христианину и спросил: «Откуда вы
знаете, что Бар-Кохба не был мессией?». «Это очевидно, - ответил тот, -
Бар-Кохба погиб, не принеся освобождения». «Так примените этот ответ к своим
доводам об Иисусе», - предложил раввин» (л.10).
«Отвечая» раввину, мы утверждаем,
что Господь наш Иисус Христос принес великое освобождение и уверовавшим в него
иудеям, и всем уверовавшим в него
народам. В настоящее время почитающих Бога Библии как христиан, так и
отпочковавшихся от них мусульман, более половины из живущих на Земле людей, что
превышает в сто раз число исповедующих иудаизм.
То, что множество народов исповедуют Библейское откровение, является
точным исполнением следующего пророчества в Библии: «Я – вот завет Мой с тобою;
ты будешь отцом множества народов и не будешь ты больше называться Аврам; но
будет тебе имя Авраам, ибо Я сделаю отцом множества народов» (Бытие 17,4-5).
Очень важно, что не только какого-то одного народа, но именно множества народов
отцом сделал Господь Авраама через Господа Иисуса Христа.
Одним из многочисленных указаний,
что Господь Иисус Христос пришел как Спаситель всех, даже гонителей тех, кто
верует в Него, есть сказание о ревнителе отеческих преданий Савле, ставшего из
ярого гонителя великим апостолом Павлом. «Савл же, еще дыша угрозами и
убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам,
чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав,
приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял
его свет с неба. Он упал на Землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл!
что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус,
Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал:
Господи! что повелишь мне делать?» (Деяния.9,1-6).
Все больше знамений ежедневно,
что миру скоро конец. И когда люди совсем разуверятся в Боге, когда мы доживем
до конца века сего, «то, как молния, сверкнувшая от одного края небес, блистает
до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день свой» (Лк.17,24).
Христиане уверуют, что Господь пришел во второй раз, а евреи – в первый раз.
Господь же скажет всем: «по вере вашей да будет вам» (Мф.9,29). Горе тогда
будет всем нам, если останемся чужды духу Христовой любви.
[Митрополит Сергий (Саркисов), викарий
Московской епархии], монахиня Илария
Литература:
1.И.А. Прозоров. История
старообрядчества. Третий Рим. М., 2002. с.111-112.
2.В.В. Боченков. П.И. Мельников
(Андрей Печерский). Ржев, изд-во Маргарит. 2008, с.34.
3.Эли Визель. Три повести. Изд-во
Яир, Израиль. 1989. С.63-64.
4.Григорий Богослов. Творения.
Часть 5. С.125.
5.Духовные ответы №17. Медиа-77.
Мо, 2006, с.23.
6.Пасхальное послание Святейшего
Архиепископа Московского Митрополита Всероссийского Предстоятеля
Истинно-Православной Церкви Рафаила.
7.Пинхас Полонский. 2000 лет
вместе. Ростов-на-Дону.Феникс, 2009.
8.Л. Улицкая. Даниэль Штайн,
переводчик. Эксмо. М, 2006. С.106.
9.Пинхас Полонский. Там же. с.26.
10.Там же, с. 223.
Страница "Памяти Митрополита Сергия" в соц.сети "ВКонтакте"