Во имя Отца и Сына,и Святаго
Духа!
Мы слышали призыв апостола: «…
отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света!». Во дни Великого поста Церковь
неустанно призывает нас на подвиг борьбы с внутренним врагом - духовной
леностью.
Со дня грехопадения сердца людей
по-прежнему заняты «пированиями и пьянством, сладострастием и распутством,
ссорами и завистью», как будто ничего не произошло. Человечество думает почти
исключительно о собирании или защите земных сокровищ, об удовлетворении своих
материальных, земных потребностей и своих страстей. Не видит ту новую, светлую
жизнь человеческую, которая среди ночного мрака уже стала возможной благодаря
Христу и Его Церкви. Не видит оно, как приближается великий день встречи этого
тварного мира с несотворенным и неприступным светом Божества - день гибели для
спящих, но день спасения для тех, которые вовремя проснулись.
«Се - время благоприятное. Се -
время покаяния...» …мы слышали сегодня слова апостола: «Ночь прошла, а день
приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света! День
спасения приближается». И мы, христиане, как «сыны света и сыны дня», должны
теперь бодрствовать.
Уже слышим мы торжественное и
радостное приглашение нашей святой Матери - Церкви Православной, - обращенное к
нам: «Постное время светло начнем, к подвигам духовным себе подложивше... да
сподобимся вси видети Всечестную Страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно
радующеся».
И слух наш внутренний уже слышит
призыв Великопостного песнопения: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши... Воспряни
убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».
Наступили светлые дни Великого
святого сорокадневного поста, ведущего нас к духовному созерцанию Страстей
Христа Бога нашего и неизреченной славы Его тридневного Воскресения.
Братья и сестры!
- «очистим душу, очистим плоть...
яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное Воскресение достигнем
Господа и Спаса нашего, Иисуса Христа».
Пост, как некое добровольное
ограничение себя в пище, является не только неким упражнением духовным, очень
полезным для здоровья человеческой души. Он освящен примером святых апостолов
Христовых, постившихся при своем служении Господу, о чем неоднократно
упоминается на страницах Нового Завета (Деян.13,2-3; 14,23. Ср.2 Кор.11,27), и
прежде всего, великим примером Самого Господа, постившегося после Своего
Крещения во Иордане от Иоанна и пребывавшего в пустыне без еды сорок дней и
сорок ночей (Мф.4,2 и др.). И ввиду таких ясных указаний в писаниях
апостольских и самом Евангелии, человек, презирающий пост, на самом деле лишает
себя права называться христианином.
Но, дело, конечно, не только в
воздержании от пищи. И дело, конечно, не в том, что какая-то пища, на самом
деле данная нам Богом, стала бы сама по себе осквернять человека. Христос ясно
говорит: «Ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его... Ибо
извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния,
любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство,
завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит
и оскверняет человека» (Мк.7,18-23). И Церковь не напрасно предлагает нам к
размышлению апостольские слова: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто
не ест, не осуждай того, кто ест». Внешний облик поста может быть очень
разнообразным у различных людей. И особенно от людей со слабым здоровьем, от
людей старых или же несущих какой-то исключительно тяжелый труд никакие особые
подвиги в этом отношении не требуются.
Ибо, главное - не воздержание от
пищи, а любовь и молитва. Постом и молитвою мы должны простирать свои руки ко
Спасителю Богу со смиренною просьбою: «Милостиве, помилуй мя падшаго». Тогда
Сам Господь даст нам свыше Свою руку, спасающую и укрепляющую нас. Главное -
искреннее сердечное обращение к Богу и искреннее обещание Ему оставить всякий греховный
навык, какой кто имел.
Для этого нужно себя добровольно
лишить во время поста и некоторых удовольствий, самих по себе, может быть, и не
дурных и даже благородных, но мешающих нам сосредоточиться на деле нашего
спасения и собрать свой ум для духовного созерцания Страстей Христовых и
Воскресения Его.
Братья и сестры!
Примем этот Великий пост как
Божий дар честно и радостно! Будем внимательны и будем жить по слову
псалмопевца: «Служите Господу со страхом, и радуйтесь с трепетом» (Пс.2,11).
Будем есть и пить умеренно - а прежде всего с благоговением и благодарением
Богу. Будем иметь усердие к службам церковным. Будем стоять в этом земном
храме, как на самом Небе, со страхом и будем хранить должное молчание во время
чтений, пения и молитв, зная, что мы стоим перед Самим Богом. И не забудем
христианскую любовь друг к другу. Постараемся друг друга радовать, чтобы все
утешились и радовались духовно в эти святые дни, и друг другу служить, каждый
теми способностями, которые он имеет от Господа. И Господь даст нам прощение
грехов и неизреченную радость свободы детей Божиих, если только мы искренне
приступаем к Нему.
А кто не искренне молится, кто не
искренне посещает богослужения и даже дерзает приступать к Святым Тайнам с
неочищенной и неискренней душой - тому все это только будет в суд и осуждение.
Бога обманывать нельзя. Перед людьми можно скрывать свои внутренние чувства и
стремления, и то не всегда. Но совсем нельзя свое лицо скрывать перед Богом,
как хотели скрыть себя от Него после грехопадения Адам и Ева. Ибо Бог видит все!
До сих пор Бог еще долготерпит
нас. Да обращаемся и мы к Нему с любовию и искренним покаянием. «Ныне, убо,
Спасе, и мене спаси, томлением ищуща Тебе. Аз бо сокрытися от Тебе не хощу.
Восхищен Тобою хощу звати Тебе: Милостиве, помилуй мя падшаго!». Аминь.