Он обращается к своим
современникам (XV века) со словами сочувствия, сострадания и нежной любви:
«Любимый мой о Христе брате и вожделенный Богу паче всех!», «Братья мои
любимые!». Сам охваченный пламенем любви к Богу, он удерживается на земле
только любовью к братиям, подобно апостолу Павлу, который имел желание «быть со
Христом потому, что это несравненно лучше; «оставаться во плоти нужнее для
вас»… «Пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере» (Филим.1,23-25).
Этот «великий старец» из боярского рода Майковых, великоросс, был преподобным
Нилом Сорским (1433-1508).
Митрополит Геронтий мечтал
сделать его своим преемником, но преподобный Нил предпочел высокому сану
жительство в лесах и молитвенное молчание пред Богом.
Совсем молодым Нил принял постриг
в монастыре преподобного Кирилла Белоезерского и оттуда отправился на Афон. На
Афоне Нил познакомился с молитвенной практикой исихастов, основанной на
очищении сердца (см. ниже). Для того, чтобы уже в земной жизни видеть Бога
духовно, как неизреченный свет. В основных чертах эта практика заключается в
сдерживании дыхания и представлении себя пред Богом. При этом желательно
творить молитву Иисусову («Господи Иисусе Христе Сыне и Слове Божий, ради
Пречистыя Матере Твоея, Приснодевы Марии, помилуй мя, грешного»), или её
усеченные варианты: «Сыне Божий (или Господи, или Иисусе Христе) помилуй мя
(или в молчании внимать Богу)».
Афонские монахи еще помнили
святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, исихаста XIV века
(1296-1359). Он, будучи афонским монахом, дал богословское обоснование
исихазма. Он же участвовал в споре о природе Света, исходившего от Христа на
Фаворской горе во время Преображения. Отвергая лжеучения о возможности
совершенного созерцания Бога телесными очами, святой Григорий различал в Боге
Сущность Абсолютно Невидимую и недоступную для телесных очей и Энергию,
неотделимую от сущности но могущую быть причастной ангелам и людям. По Григорию
Паламе – Бог есть Святый Дух, обладающий «энергиями», которые, светясь как
лучи, исходящие от одного солнца, различны между собою и отличны от Святаго
Духа, от Которого исходят. На
недоступную невидимую Сущность Бога в православных иконах Преображения Господня
указывает тёмный круг, который ближе других к телу преобразившегося Христа.
Вернувшись в Россию, преподобный
Нил основывает скит. Смирение и кротость в общении с братией доведены
преподобным до Христова предела. Всякое принуждение исключено, везде царит
жертвенная любовь.
Он называет учеников братьями, а
не учениками, ибо «один у вас Учитель – Христос, все же вы – братия» (Мф.23,8),
«Больший из вас да будет вам слуга» (Мф.23,11). Преподобный Нил советует
пользоваться «Беседами разумных и духовных мужей, Божественными Писаниями,
Заповедями Господними, Апостольскими преданиями, учениями святых отец» для
искания истинного пути жизни.
Любимая добродетель преподобного
Нила – бедность, которая более всего соответствует евангельскому образу бедного
униженного Христа. Бедность, по его убеждению, есть идеал самой Церкви. Он
категорически возражает против роскоши и украшений в церкви «и нам сосуды златы
и серебряны не подобает имети, такожде и прочия излишняя». Ссылаясь на святого
Иоанна Златоуста, он советует тому, кто хочет принести в церковь дар, раздать
его нищим.
Принимая участие в соборах
Церкви, преподобный Нил не одобрял жестокости и немилосердия к заблудшим и
настаивал на полной реабилитации раскаявшихся.
Однако под влиянием преподобного Иосифа Волоколамского эти заблуждающиеся
были приговорены кто к заточениям, а кто и к смертной казни.
На Соборе 1503 года преподобный
Нил настаивал, чтобы у монастырей сёл не было, а жили бы по пустыням и
кормились своим рукоделием. Этих же взглядов придерживались преподобные Сергий
(Радонежский), Кирилл (Белоезерский) и многие другие. Еще преподобный Феодосий
Киево-Печерский был против мирских владений монастырей, но, по словам Нестора,
уступил лишь по слабости веры монашествующих.
Отношение общества к монастырским
владениям было иногда даже враждебным. И князья, и народ не упускали случая
пограбить монастырь. Преподобный Иосиф Волоколамский восстал против Нила и его
сторонников. «Монастырское землевладение необходимо, – говорил он, – чтобы
монастыри могли выжить. Им нужны средства для поддержания храмов и служб.
Монастырские владения не мешают спасаться монахам, монастыри готовят будущих
архипастырей». В конце концов, преподобный Нил на этом Соборе потерпел
поражение.
Какова практика очищения сердца
по преподобному Нилу? Следуя за византийскими святыми отцами, преподобный Нил
указывает на пять состояний нечистоты сердца.
1. «Прилог» – мысль, желание,
появляющиеся в уме или сердце. Поскольку они возникают помимо нашей воли,
человек за них не ответственен.
2. Если мысль или желание
задерживается на дурном, наступает «Сочетание».
3. Когда же появляется влечение к
дурной мысли или дурному желанию, наступает «Сложение».
4. В случае окончательного
увлечения, когда душа возбуждена, побеждена безпорядочными мыслями, словно
носимая волнами в бурю, это называется «Пленение».
5. Когда душевные состояния
укореняются, переходят из временных в постоянные, становятся привычкой,
превращаются в часть характера, наступает «Страсть».
Преподобный Нил указывает, как
бороться. Во-первых, пресекать каждую дурную мысль, как только она появится,
когда она еще в зачатке, ибо потом будет бороться много труднее. Во-вторых,
молитва. Он понимает под молитвой не обычное произнесение молитвенных воззваний
и даже не Богослужение в храме, а «молчание мыслию», т.е. отвлечение ума от
всякого чувства и образа, что, согласно исихастской терминологии, называется
«трезвением сердца».
Очистить сердце может только
духовное присутствие у ног Христа. Вот почему необходима Иисусова молитва (см.
выше). Внутренняя молитва превосходнее песнопений и чтения псалмов. Она –
царица добродетелей и дар Святаго Духа, «Сердечное видение Света Христова».
По преподобному Нилу, необходимо всеми силами препятствовать
страстям и отсекать страстные мысли: 1) чревоугодие; 2) нечистоты; 3) алчности
(скупости); 4) начальствованиелюбия (осуждения других); 6) печали; 7)
тщеславия; 8) гордости.
Для борьбы с помыслами лучшее
средство – открытие своего сердца опытному наставнику. Помыслам гордыни нужно
противопоставить смирение. Каждый должен считать себя хуже демонов, ибо демоны
нас побеждают, любить черную работу, занимать последнее место, носить убогую
одежду, самовольно не вступать в беседу, даже если тебе кажется, что можешь
хорошо сказать, не хвалиться заслугами и добрыми делами.
Перед смертью он написал завещание,
полностью соответствующее его образу жизни… «Повергните тело мое в пустыни, да
изъедят его звери и птица; понеже согрешило есть к Богу много и недостойно
погребения. Молю же всех да помолятся о душе моей грешной и прощения прошу от
вас и от мене прощение. Бог да простит нас всех».
Ученики с честью похоронили
своего учителя. Царь Иоанн Грозный повелел построить церковь на месте его
отшельничества. «Слава века сего», которой он так хотел избежать, 400 лет не
оскверняла его и только в 1903 году он был всё-таки вписан в официальные
церковные святцы.
В наше время кроткий и истинно
смиренный исполнитель учения Христа преподобный Нил Сорский всё более и более
привлекает внимание православных своей дивной красотой.
ЛИТЕРАТУРА:
Архангельский А. Нил Сорский. Сп-Б.
1881.
Архим.Иоанн (Шаховской). Нил
Сорский. Берлин, 1939.
Иеромон.Иоанн (Кологривов).
Очерки по истории русской святости. Сицилия (Италия). 1991.
Федотов Г.П. Святые древней Руси.
Париж, 1931.
[Митрополит Сергий (Саркисов)], монахиня Илария
Страница «Памяти Митрополита Сергия» в
соц.сети «ВКонтакте»