Сказал Господь расслабленному: «Встань, возьми одр твой и ходи!» И тотчас расслабленный встал, взял одр свой и пошел» (Ин. 5, 8)
Как быстро, легко, свободно!! 38
лет лежал несчастный — ни живой, ни мертвый, неспособный двинуться даже
настолько, чтобы доползти до целебного источника воды живой, — оставленный,
заброшенный, забытый всеми настолько, что не находилось даже человека, который
бы из сострадания к страдальцу оказал столь ничтожную, легкую и в то же время
столь громадную для больного услугу — помог ему окунуться и возвратить себе
здоровую, настоящую человеческую жизнь.
Сколько в этой евангельской
истории поучительного, утешительного, возвышенного! Подивимся прежде всего
Божественной — славной и страшной — силе Господа нашего Иисуса Христа. «Встань,
возьми одр и ходи!» — сказал Господь. И недвижно лежавший 38 лет расслабленный
тотчас встал, взял свою постель и пошел! Как воин быстро выполняет команду
своего начальника, так слушались нашего Царя Жизнодавца все существа и стихии
вселенной.
Встречается ему прокаженный и
говорит: «Господи! Если Ты хочешь, то можешь и меня очистить!»… — «Хочу,
очистись!» — сказал Господь, и — слово стало делом! (Мк. 1, 40).
Попадается слепец, и, узнав, что
проходит мимо Иисус, кричит Ему: «Господи! Помоги мне!»… —" «Чего тебе
хочется?» — заставляет Господь сказать слепца во всеуслышание. И когда тот
объявляет свое желание прозреть, Господь исцеляет его одним коротеньким словом:
«Прозри!» (Лк. 18, 41–42).
Надо ли напоминать все записанные
в Евангелии случаи быстрой дивной помощи Господа всем больным и несчастным, с
верою к Нему прибегавшим! Самый ад и смерть слушали, трепетали Его и по одному
слову Его спешили возвратить своих мертвецов.
Братия христиане! А ведь и нам,
силою Имени Господа Иисуса Христа обещана власть творить все дивные дела, даже
если бы понадобилось — и больше тех, примеры коих дал Сам Господь. Ведь всем
это сказано: «Болящие исцеляйте, прокаженные очищайте, мертвые воскрешайте,
бесы изгоняйте!» (Мф. 10, 8). Всем, верующим и благочестно живущим по вере сей,
обещал Господь знамение: «Именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы,
змия возьмут, аще и что смертно испиют, не вредит их, на недужные руки
возложат, и здрави будут» (Мк. 16, 17–18). «Если бы вы имели веру хотя с зерно
горчичное и сказали бы горе: сойди с места и низвергнись в море, она послушала
бы вас!» (Лк. 17, 6).
Но где же теперь эта дивная
чудодействующая вера? Где эти славные дела последователей Христовых?? Почему их
в настоящее время так мало? Без сомнения, от крайнего расслабления нашей веры,
нашего дерзновения и любви ко Спасителю. Как своего рода расслабленные, мы
приковали себя к земле, к земному, суетному, тленному, житейскому, и не можем,
да и не хотим, хотя бы и с помощью других, — не хотим двинуться, рвануться к
небу, к живоносному источнику благодатной жизни, обновиться, ожить для веры,
благочестия и духовной жизни. Каждый день, а не раз только в год, как источник
Силоамский, — каждый день в св. Церкви бьет с чудодейственною силою Божественный
источник Крови Христовой, всеисцеляющей, всеобновляющей. И что же? Многие ли
приходят к Нему? Как часто Чаша Господня уходит от множества верующих
нераскрытою, невкушенною! А ведь Она всегда готовится для всех верующих. Всегда
пастырь Церкви молит Господа державною Его рукою преподать Чашу Его верующим и
прийти освятить их. И Господь, ради верующих не отказывающий никогда слушать
даже самых недостойных пастырей, снисходит оказать всем Свою милость, соединить
всех с Собою причащением Своих Тела и Крови. И что же? Как часто Он приходит и
не находит желающих теснее преискреннее соединиться с Ним, принять Его,
Всеблагого Утешителя и Милосердого исцелителя всех наших немощей, печалей,
скорбей и болезней — в наши расслабленные житейскою борьбою души.
Можно ли быть так неблагодарным и
невнимательным даже к человеку, как мы невнимательны и неблагодарны к нашему
Господу? И удивительно ли, что жизнь с ее опасностями, искушениями, немощами и
скорбями борет и давит нас так, что мы стонем под ее тяжестью? Как же помочь
беде? Обратимся всем сердцем к Спасителю, Которого мы оставляем. От забвения
Его, от недостатка веры, любви и дерзновения к Нему — мы страждем нашим
духовным расслаблением: у Него же должны искать и исцеления. «Человека не
имамы, да ввержет нас в купель» обновленной жизни. Один Ты, Господи, по нашему
слезному обращению к Тебе за помощью, по нашему усиленному усердию к Тебе, —
скажи нашей расслабленной душе, да встанет она крепко на истинном пути веры и
благочестия и да не знает отныне никакого другого пути, кроме ведущего к Тебе,
Тихому Пристанищу житейских плаваний! Аминь.
Неделя о Расслабленном, 2 мая 1901 г.
Взыскатель погибших
Везде место и всегда время у
Господа для взыскания и спасения погибшего. Нет такого времени и нет такого
места, где бы и когда бы спасающая благодать Божия затруднялась найти, кого ей
нужно. Еще младенцами находит она и восхищает на небо тех, кому в зрелом
возрасте злоба угрожает изменить разум его или лесть прельстит душу его. В
лучшие минуты жизни берет и восхищает она и каждого из нас, и каждому знает и
место и время, и самый образ кончины и спасения. Нашла благодать Божия
разбойника на кресте, мытаря нашла у денежного ящика.
Савла настигла и сделала Павлом
на пути в Дамаск, куда он свирепо мчался разыскать и заключать в узы тамошних
последователей Христа. Жену-блудницу нашла и возродила у самых ног Иисусовых во
время помазания их драгоценным миром, обильно растворенным драгоценнейшим
всякого мира — покаянными слезами. Первейших из апостолов застала на рыбацкой лодке
за рыбною ловлею. Елисея пророка воззвала от плуга полевого.Наконец, вот ныне
воспоминаемую — нечисто жившую Самарянку, Фотинию, благодать Божия обретает и
обновляет у колодца, во время самого обыденного занятия — почерпания воды. Да и
одну ли только Самарянку приобрели Христу Его несколько задушевных и
прозорливых слов? Весь город, созванный пораженною всеведением Господа
Самарянкою, стекся к ногам Спасителя и несколько дней не хотел расстаться с
Ним, упоеваясь Его сладкою душеспасительною беседою.
Но братие христиане! То, что
легко и доступно спасающей благодати Божией, то самое —о, как трудно и тяжело
бывает нам! Всех ищет благодать Божия, но не всех находит. Искала она и
Иуду-сребролюбца, и — нашла в нем… предателя Спасова. Искала Она, без сомнения,
и обоих распятых с Господом разбойников, но в то время как в одном из них она
нашла первого, кому отверзлись врата Царствия Небесного, в другом она нашла —
дерзкого хулителя и неисправимого нечестивца.
Там и тогда, где и когда одни,
внимающие ей всем сердцем, спасают и обновляют свою душу, — другие, отметающие
благодать Господню, гибнут душею и телом — для сей временной жизни, и для
будущей вечной.
Как часто одно и то же действие
благодати Божией одних умиляет, других ожесточает, одних назидает, других даже
и не занимает!.. Приходит и к нам Господь Спаситель, и с нами заводит часто
Свою душеусладительную беседу, но — о, как часто мы не разумеем сего
благодатного времени посещения Его! Самарянка и у колодца думала о благочестии
и угождении Богу, вопрошая Господа об истинном поклонении Богу. А мы — как
часто и в храме Божием предпочитаем внимать соблазнам мира, похотям плоти и
врагу нашего спасения, — угождать и потворствовать им. Вот почему нас благодать
Божия не находит, посещает так редко и не оставляет в нас всех благодатных
плодов своего посещения. Будем сопровождать каждое свое действие, каждый шаг
Богомыслием! Будем призывать чаще спасительное Имя Сладчайшего Иисуса, и Он
вселится в нашем сердце и неумолкаемо будет вести в нас Свою сладкую беседу,
везде будет сопровождать нас Своими наставлениями и утешениями! Аминь.
Неделя о Самарянке, 12 мая 1901 г.