«Врата адовы не одолеют Церкви»,
по обетованию самого Главы и Основателя Ее. И это обещание не одно простое
преувеличение, но должно осуществиться и во всей своей точности: дóлжно ждать
точно таких трудных минут для Церкви, которые действительно столкнут Ее до
самых врат ада. Т. е. близости к совершенной ужасной гибели. И тут-то и тогда-то
пророчественное обещание Господа должно осуществиться надлежащим образом.
*******
Говорят о реформе Церкви? Но кто
же убедился в необходимости этого и в недостаточности Церкви собственным опытом
и неудовлетворением своих истинных духовных потребностей Церковью? Не говорят
ли о реформе и отмене церковных установлений те, которые сами никогда и
«пальцем» не хотели коснуться их? Не справедливее ли говорить о необходимости реформирования
прежде всего нас самих, восстановления первобытных отношений к Церкви и вечным
законам жизни Христовой, от которых мы так удалились и так отвыкли, что всякое
приспособление Церкви к нам в настоящем состоянии равносильно ее принижению и
падению.
*******
Лицемерные чтители святыни и
благословения церковного хотят, чтобы Церковь освящала театр и давала
благословение на начало или открытие театральных зрелищ. Дерзкое безумие и
несмысленное кощунство! Зачем им непременно здесь надобится благословение,
тогда как, несомненно, во многих других и гораздо более важных случаях у себя
дома те же люди и не подумают ни о каком благословении! Поверьте вы все,
меломаны, театрофилы и антрепренеры, что успех ваших занятий совершенно может
обойтись и без церковного благословения, и даже успешнее — если хотите — дело ваше
пойдет именно без благословения, чем при нем… И зачем здесь непременно
привлекать к участию Церковь? Не все прилично подводить под небесные
благословения! Надо знать и здесь свои границы и свои приличия! Ведь так начнут
скоро требовать, чтобы Церковь благословляла и кропила св. водой и скверный
табак, и другие слабости и прихоти человеческие! Запросят благословения разные Омоны
и кафешантанные певицы на открытие своих душепагубных подвигов, потребуют
особый чин на открытие своих действий балаганные «Петрушки», заходатайствуют об
особой молитве на открытие и освящение — всякие вертопрашеские карусели… Как
это было бы мило, неправда ли? Молитва на освящение карусели! Ведь вот к каким
кощунственно безумным последствиям все это должно совершенно логически повести?
И никакую границу тут установить нельзя: раз признано будет право на
благословение за одним развлечением, вполне резонно тогда же должно будет
признавать то же право и за всеми другими. Да до развлечений ли истинному
христианину? До смеха ли? До забав ли? До удовольствий ли сцены? До играния ли
жизнью, когдау него завсегда столь много печальной правды, когда от него требуется
столько св. серьезности, строгости и осторожности в отношении к делу своего
душевного очищения и спасения!? Не излишне-суровый это «пуританизм». Нет! Это
вполне естественнейшее и разумнейшее выражение и требование истинно-христианского
настроения и жизни во Христе, Который за всякое слово праздное в Своем
последователе угрожал недаром взыскать ответ в день судный, и «утешающимся»
ныне здесь предвещал там «горе!»… Никакие упреки в «пуританизме» здесь
неуместны: ходите по театрам, если вам нужно, если вы праздны, развлекайтесь,
но не привлекайте к участию в этом Церковь: она не для этого, она не для благословения
праздности и развлечений.
*******
Зачем украшения храмов, св. икон
и т. п.? Зачем это богатство в храмовой обстановке, драгоценность окладов,
сосудов и всякого рода церковной утвари? Говорят: не лучше ли было бы, если бы
храмы были обставлены как можно скромнее, драгоценности, составляющие мертвый
капитал храмов, пошли на явно благодетельные общественные учреждения: приюты,
пансионы, столовые для учащихся, больницы, богадельни и т. п. Ссылаются и на
то, что Господь не нуждается ни в каких драгоценностях для Своего угождения и
Сам подтверждал, что они вовсе не составляют истинной и довольной жертвы Ему… Однако,
Господь допускал и вещественную драгоценность жертвы, хотя бы и в явный ущерб
делам благотворения, — и не только допускал, но и строго остановил осуждавших
такой образ благоугождения Ему и выражения Своих чувств. Так, Он милостиво
принял в дар любви от помилованной грешницы, повидимому, столь безплодное
пролияние на Его ноги драгоценного мира, и когда Апостолы, увлеченные Иудою, с
негодованием находили, что гораздо лучше было бы ценою этого мира
облагодетельствовать нищих, Господь отдал полное предпочтение поступку женщины
и устранению нищих. Конечно, это не значит, что навсегда и всецело
благотворение нищим должно уступать свое место увеличению храмовых драгоценностей
и украшений. То и другое имеет свои совершенно самостоятельные, не уничтожающие
друг друга и не мешающие права и области. Таков, между прочим, вечный смысл и
замечания Спасителя: «Нищие всегда имате с собою!»… Наконец, о драгоценностях,
употребляемых любовью христианскою к благолепию и украшению храмов, надлежит
судить не по материальной их стоимости, для Бога, конечно, представляющей
совершенное ничтожество, а по их идейному значению для человека. Драгоценности
сами по себе не накормят, не напоят, не оденут и не успокоят ни одного нищего:
они, конечно, могут быть переведены на деньги, деньги изведены на нищих и т.
п., но проследите, что станет с этими драгоценностями: они повиснут в виде
серег на ушах кокоток, обогнут тяжеловесными браслетами руки мегер легкого
поведения, бриллианты, камни и жемчуги послужат к удовольствию и завлечению
прожигателей жизни и т. п., разве это более достойное употребление того, что
Господь сделал более или менее драгоценным в наших глазах? И не это ли, что Он сделал
для нас драгоценным, мы должны употреблять на дом, посвященный Его Имени и
служению? Правда, велика нужда нищих, и немалых средств требует им помощь. Но
изведите же сначала на их нужды все свободные сбережения в вашем собственном
ковчежце, вверенном вам от Бога именно на эти нужды, а не на всевозможные суетные
излишества, ничем не лучшие кражи Иуды. Вы негодуете на миро, обливающее ноги
Спасителя, и грубо переводите его цену на деньги крадомые. О, как слепы и мелки
вы, предпочитая эту драгоценность совершенно не замечаемому вами другому
сокровищу, гораздо более драгоценному, при котором только и миро могло иметь ту
цену, какой оно удостоилось в глазах Спасителя: это — слезы грешницы, слезы
умиления, благодарности и теплой любви, для выражения коих не много никакой
земной ценности и жертвы.
*******
Господи! Корабль Церкви Твоей под
сильным креном. И Ты, Добрый Кормчий наш, почиваешь, не внимая опасности нашей
или намеренно испытываешь нас… Помоги нам, погибаем…
*******
Господи! Болью сжимается сердце
мое при мысли о том, сколько незаслуженных тяжких оскорблений и порицаний
терпит св. Церковь Твоя от разных неверов и изуверов, и главным образом — из-за
нашей недостойной звания христианского жизни.
*******
Пусть мы пастыри — плохи, как
говорят наши обличители. Но — что же они, эти обличители, сделали для улучшения
Церкви? Двинули ли хоть пальцем это якобы дорогое для них дело? Чем проявили
желание помочь и способность улучшить эту Церковь, кроме желчной критики всего
и равнодушия к Ее судьбам? Не ясно ли, что у них желание — совсем не иметь
никакой Церкви или иметь свою церковь безбожия, самочиния, разврата?
*******
Как многие из нас напоминают и
повторяют своею жизнью и поступками Евангельского лицемера, только думающего о
себе, что он любит Бога, а делами своими показывающего другое: «Отиде глубоко
скорбе…». Не в этом ли разлад жизни и веры, слова и дела, убеждения и практики
— весь трагизм, все проклятия современной жизни и все ее несчастья? Не в этом
ли и главная беда, и причина страданий Церкви Христовой? Не потому ли она стала
ненавистною многим, что люди, считающие и называющие себя принадлежащими к ней,
живут хуже язычников, между тем как истинная христианская жизнь должна бы, наоборот,
всех влечь в Церковь? Посему и то, что — разочарованные жизнью современных
недостойных христиан обращают свою ненависть на саму Церковь, как будто это она
учит людей нечестью и порокам. И тут и там — разлад, ошибка, извращение мыслей
и суждений.
*******
Параллельно Христовой Церкви
развивается в подрыв и противовес ей особая диавольская «церковь», с ее
последователями и служителями диавольскими. Для большего обмана и уловления в
пагубу неосторожных и неопытных, сатана лукавый во всем копирует Церковь
Христову, подменяя ее св. истины, правила и установления своими измышлениями, имеющими
единственную цель — оторвать людей от Церкви, от Христа и направить к пропасти
погибельного самообольщения и гордыни.
*******
На чем могут утверждать свою
лукавнующую «церковь» еретики, не насчитывающие своей истории и сотни лет? К
чему они могут привязать ее? Откуда вести ее начало, если не из глубин адовых,
где и конец им?
*******
«Исказители держат в своих
скверных руках св. книги только для приманки, чтобы уловлять души неопытных и
закалать их на невидимом духовном жертвеннике»… (Златоуст). Как прекрасно подходит
этот резкий суд Златоустого учителя к нынешним сектантам с их приторно-сладкими
речами о Христе Спасителе, заповеди Которого они обходят на каждом шагу,
оцеживая наших комаров и поглощая своих верблюдов.
*******
Как тяжело было состояние духа
Апостола, когда он стонал: «Все меня оставили…» и когда внешнее состояние
Церкви Христовой не радовало благополучием и миром. Христиан уничтожали, не
было им пощады, не было — казалось — и надежды на лучшее и на успех. И, однако,
Апостол бодрится сам и других бодрит: «Мужайся. Крепись, злопостражди». Так и
ныне говорят, ныне Церкви Христовой особенно плохо. Пусть, но это все не начало
ее конца. И доныне Господь с нами. Бывало и прежде не лучше, и не годы, а
десятилетия и сотни лет, и Церковь вышла победоносной из всех испытаний. И теперь
будет, конечно, то же.