Прекрасен ты, русский
православный народ, в порывах твоего благочестия и религиозного усердия. Дивен
ты и велик своим несравненным терпением, выносливостью и пламенным горением
духа и сердца любовию к Богу. Не тяготят тебя длинные службы в маленьком душном
храме в страшной давке, в поту, в духоте и жаре, то в холоде, на морозе, в
ненастье погодном стоишь ты или идешь за св. крестами и иконами по целым часам,
не покрывая главы и не изнеживая себя привередническими опасениями простуд и
ущерба здоровью! О, как ты любезен моему сердцу за столь дивные проявления
твоей веры, терпения и благочестивые к Богу усердия.
*******
В простом русском народе нашем
есть и та добрая светлая черта, что он умеет со всем наслаждением и
искренностью молиться за других. Это особенно заметно при погребальном обряде
над нашими умершими. Толпы народа, часто совершенно чуждого покойному, охотно сопровождают
его до места упокоения. При встрече с погребальным шествием рука встречного
тотчас же поднимается для крестного знамения, и душа в особо умиленной молитве
возносится к небу. Я долго не мог оторвать глаз однажды от одной старушки,
которая при прохождении мимо нее погребального шествия, со слезами на глазах, преклонив
колени, усердно молилась за совершенно чужого и случайно ставшего столь дорогим
ее сердцу человека. Простой народ наш вообще довольно здраво убежден, что такая
молитва за другого имеет великое значение и пользу и для самого молящегося,
хотя и не этим, конечно, вызывается его молитва и не нарушается этим и чистота
ее.
*******
Некогда надвинулись на
Константинополь полчища варваров и обступили его со всех сторон кораблями,
готовы были предать все мечу и истреблению. Тогда патриарх Фотий погрузил в
море ризу Божией Матери, и внезапно поднявшаяся страшная буря рассеяла и потопила
корабли варваров. Эти варвары — были предки наши. Наши далекие отцы, деды и
прадеды. Значит, в лице их как бы мы воевали на святыни Ее, мы восставали на
Нее, мы устремились на Ее верных рабов с огнем и мечом. Царица Небесная
потопила наши корабли, но сохранила от гораздо более тяжкого потопления наши души,
которые с тем большим усердием должны славить теперь Преблагословенное Имя Ее,
сделавшееся и для нас столь дорогим, родным, богатым всякими милостями и
утешениями.
*******
Люди неверующие, избираемые часто
для наказания именующих себя верующими и не живущих по вере, получают как будто
ту помощь и милость Божию, какая более свойственна получению верующими. Так
Господь, карая Россию, призвал на нее язычников и благословлял успехом их
грозное оружие все время войны и на суше, и на море, тогда как нас всюду явно
казнил неудачами. И это было не только согласно с решением суда Божия наказать
нас, но и с правдою Божиею, поставившею выше относительно достоинство язычников,
живущих честно, нежели именующих себя верующими, но живущими зазорно. Если
христиане не выше язычников по своей жизни, это уже вменяется в достоинство
язычнику, и в тем больший позор христиан. То, что простительно язычнику и
неверующему, то самое — преступление для верующего.
*******
Господь, когда захочет наказать
нас, накажет и в самое «Святое Святых» нашей жизни, как некогда отнял
молитвенников за свой народ («если бы Моисей и Аарон стали за них, Я и то не
послушал бы») и Ковчег Завета предал в руки врагов. Так и ныне попускает иногда
самые дорогие святыни христианские терпеть поругания от неверных и нечестивых,
предавая нас болезненному чувству стыда и позора за неотмщенное кощунство, и
полную безнаказанность святотатственных преступлений. Кажется (сколь это ни
жестоко!), христианство — не в его идеальности, а в способах его проявления в
нас и усвоения нами — также знает вырождение, как все другое живущее и
развивающееся на земле. Мы именуемся христианами,
но разве так жили первые и истинные христиане? Все совершается както механически,
безжизненно, в силу привычки, без участия души, без сосредоточения внимания,
без умиления, без трогательности и вообще без той первобытной свежести,
простоты, задушевности и непринужденности, которые отличали всякое проявление
христианского настроения в первые времена.
*******
Революционные неистовства и т.
под. движения и вольномыслия — отражение суда Божия неверности христиан своим
заветам. Мы все подсудны этому суду. Все виновны в появлении этих ненормальностей,
«вси уклонишася» и стали ответственны за это уклонение, навлекающее столько
нареканий и на Бога, и на веру Христову, и на Церковь, и на христианство.
*******
Христиане ли мы? Никто так мерзко
не умеет праздновать своих праздников, как мы, русские, православные христиане!
Пьянство, разгул, драки, побои, брань самая скверная, отвратительный разврат, бешеные
удовольствия — это, значит, у нас праздник! Да, праздник дьяволу, а не Господу
Богу!
*******
Невозможно быть истинным слугою
земного Царя, не будучи истинным слугою Божиим. Только истинный Божий слуга
имеет все побуждения, силы и средства быть верным слугою Царя и полезным членом
Церкви и Отечества.
*******
Как жаль о. Иоанна Сергиева!
Точно померк окружающий свет. Жаль Церковь нашу Православную, лишившуюся столь
крепкой опоры и столь драгоценного сокровища и утешения и столь сильного
доказательства своей преимущественной истины и святости. Еще более полноводною
рекою потечет теперь по св. Руси неверие, злочестие и всякие вредоносные
веяния, сдерживавшиеся этою могучею личностью, выдвинутою Промыслом Божиим в
противовес еретику Толстому. Эх, батюшка, батюшка! Видишь ли ты наше горюшко?
Видишь, конечно, и уже утешаешь новою верою в тебя не как земного молитвенника
о нас, подобного нам по немощам, а как небесного, близкого к Престолу Божию во
свете неодоленной, победоносной Ангельской славы.