Дивная животворящая сила сокрыта
Господом в добродетели воздержания и верности Его заповедям. Возьмем, напр.,
пост: как он чудно живителен для души и целителен для тела! И так во всем: всякая
добродетель уже сама в себе несет человеку такое или иное благословение душе и
пользу телу. А Господь и это вменяет нам в подвиг ради Его, хотя этот «подвиг»
сам по себе есть великое сбережение души для будущей жизни и предохранение
всего себя от тлетворных заражений зла и разрушения. Возлюби Господа живою
сердечною, глубокою, неустанною без прерывною любовию, и приобретешь великое
благо, великое сокровище…
Большую силу для возгревания
любви Божией и духа умиления имеет частое, по возможности, ежедневное посещение
служб церковных и внимательное выслушивание всего поемого и читаемого с разумением
смысла и значения всего совершающегося…
*******
Хорошо не искать «развлечения»
даже в красотах природы, и во всяком случае, может быть полезнее жизнь без
этого развлечения и отвлечения, нежели с ним. При самой скучной внешней обстановке
жизни, в голых пустынях св. подвижники умели извлекать из глубин своей
неразвлекаемой ничем души сладчайшие минуты общения с Господом. Нарочно уходили
они для этого в самые глухие места, темные пещеры, голые степи и т. п., и здесь
расцветала пышно их Богозарная красота и Ангельская жизнь во плоти.
*******
Люди умудрились заставить себя
есть без алчбы и пить без жажды, придумывая всевозможные пития и явства.
Потеряли они то истинно-человеческое нормальное состояние, когда и хлеб кажется
вкуснее изысканных кушаний, и вода простая — усладительнее всяких напитков.
*******
Для чего у нас столько забот и
всяких средств сделать кушанье как можно вкуснее? Для того, чтобы есть нехотя,
без нужды, сверхмеры, для удовольствия. Для того у нас и напитки всевозможные —
чай, кофе и т. д. Мы не понимаем и не знаем удовольствия — есть один хлеб и
пить одну воду, потому что не знаем действительной нужды нашего организма, а не
избалованной нашими прихотями и сластолюбием.
*******
Представь, что Господь снова на
земле, окруженный Своими учениками. Он зовет тебя. Тебе надо предстать пред Его
лице. Как ты явишься к Нему, одетый богаче Его во многие одежды, а Он лишь — в
самых необходимых и обычных? Как явишься к Нему, в сапогах и калошах, а Он — в
сандалиях? Он сидит на камнях, а ты сейчас только с мягкой мебели? Он, едва
утоливший голод скудною трапезою, а ты — после сытного обеда? О, сколько много
найдет совесть упрекнуть тебя, если бы тебе довелось идти ко Господу!
*******
Истинно благочестивая,
Богоугодная, праведная жизнь невозможна без самого беспощадного непрестанного
понуждения себя на все доброе, без самого усиленного выдержанного обуздания своих
греховных наклонностей и слабостей, без самого упорного и неотступного насилия
над своею ленивою, сластолюбивою, эгоистическою неженкою - плотию! Не хочется
молиться — молись нарочно! Хочется чего-нибудь поесть сладкого, вкусного — не
ешь: рядом поставь с собою, и все-таки не ешь! Хочется сократить молитву, ускорить
ее — нарочно затяни, удлини! Хочется соснуть лишний часок, сверх самого
необходимого — нарочно спеши встать. Не хочется рыться в кармане, чтобы подать
просящему — нарочно поройся, даже сходи домой, и принеси оттуда, и подай
больше, чем хотел бы вначале. Не хочется служить молебен и совершать другую
какую требу богомольцам, после службы, когда ты и устал, и изголодался, и
несвободен — нарочно победи себя — и вспомни о себе и о своей плоти лишь после
удовлетворения всех. Не бойся довести так себя до совершенного изнурения: плоть
наша слишком коварна: всегда склонна преувеличивать усталость и слабость тела,
наслаждение отдыха, приятность покоя и необходимость подкрепления сил!…