«Могу ли я быть уверен, что Господь слышит
мою молитву (недостойную, грешную)? Могу ли я быть уверен, что молитва моя не
«в недро мое возвратится»? Могу ли я быть уверен, что Господь тут, около меня,
во время моей молитвы, слышит-слушает ее, кротким, любовным взглядом Своим
упокоивается на мне, к Нему припадающем? Могу ли я, недостойный и окаянный,
столькими изменами Ему и падениями себя запятнавший, дерзать мечтать о таком
Его снисхождении к Его последнейшему из недостойных? Писание говорит, что я должен
быть уверен в этом, если прибегаю искренно, тепло, умиленно и сокрушенно, а,
следовательно, и могу. И могу, и должен! Должен только при этом смиренно
оставить Господу право исполнить или нет мою молитву, исполнить сейчас или
позднее, целиком или частью.
Дерзновение молитвы дается и
воспринимается по мере очищения от грехов и исправления своей жизни. И
замечательно, это дерзновение является не результатом сознания, что я «что-то»
сделал для Господа и имею право на исполнение своей просьбы Ему. Нет, дерзновение
является как-то способностью души, в которой она не отдает отчета, откуда она,
приобретена или привзошла со вне и стала твоим свойством. Прежде, чем сознание
хотело бы найти дерзновение в душе как результат своего угождения Богу и
условие успешности молитвы, как уже оно находит дерзновение как свойство души,
«состояние», факт, необъяснимый ни заслугами, ни усердием молитвы. Это удел
совершенных — со всею ясностью и очевидностью находить в себе дерзновение для
молитвы и владеть им, как готовым всегда к их услугам условием молитвы.
Опытно познал я, что когда, несмотря на
все развлекающее и рассеивающее в молитве, иногда несмотря на возмущающие душу
условия, при которых приходится совершать Св. Богослужение, — несмотря на все
это, употребишь усилия совершить службу Божию усердно и благоговейно, Господь
вознаграждает сторицею труд своего служителя, обильно посылая в душу «Дух Свой
благий, гласяй безгласен» и благодатное озарение светлыми мыслями.
Если не находишь в себе веры живой,
пламенной, сердечной ко Спасителю, прилично тебе, подобно отцу евангельского
бесноватого, «со слезами» воскликнуть: «Верую, Господи, помози моему неверию!»
О, мудрое неверие, превосходящее многих веру! Представь себе: кроткий упрек
Спасителя: «Вся возможна верующему!», беснующегося отрока, убитого горем отца,
слезы его, минуты ожидания, надежды, момент сомнения и взрыв веры, вырвавшийся
вдруг из-за облаков неверия: «Верую! Помози неверию!»…
Есть ли смысл молиться Господу Богу от
бездождия, безведрия и т. п., когда все это обыкновенные явления, вмешиваться в
которые человеку значит выражать свое недовольство ими, а Богу — значит,
творить чудо по человеческой неугодности известного явления? — Есть смысл и
весьма важный. Со времени грехопадения весь мир, по слову Божию, погряз во зле;
«обыкновенные» явления в нем смешались с «необыкновенными», вредоносными;
порядок и гармония на каждом шагу во всем сопровождаются ненормальностями,
уклонениями, карательными за грех человека. Природа из слуги человеку стала
деспотом. И вот, страдая от безведрия или бездождия, мы можем и должны
обращаться к Господу за помощью, ибо такова деятельность Его против зла, что Он
в пришедшей к расстройству природе одни болезненные явления попускает — для
нашего вразумления, одни усиливает — для показания Своего праведного гнева,
другие ослабляет, в изъявление Своего милосердия. И мы можем преклонять Его на
это милосердое ослабление губительных явлений в мире именно раскаянием и
очищением грехов своих, служащих источником и основанием всех наших бед и
несчастий, и расстройств — и в мире физическом, и нравственном и т. п.
Благословен Ты, Господи! Отверзи моя уста
и сердце на хвалу и благодарение Тебе! После продолжительных и сильных ливней
по всей нашей св. Обители вознесены были моления о вeдре, и на другой же день
сильнейший ветер разогнал все облака, и к вечеру все успокоилось в благодатной
тишине! Явная милость Божия! Хотя враг и смущает сомнением в том, нашептывая,
что это так и само по себе сделалось бы. И что слишком было бы много требовать
от Господа — в такое короткое время так легко изменить всю погоду! Но, лукавый
безумец, что же трудно для Господа? И не для человека ли некогда Он создал и
весь этот мир, и строй природы? Не по Его ли слову некогда в одно мгновение
прекращались бури и умолкали ветры! А ведь Он — вчера и днесь той же и во веки!
Все, все сделает Он для человека, лишь бы и человек готов был все сделать для
Него!
Хорошо не оставлять и не сокращать
обычного молитвенного правила даже при усталости и недостатке времени. Господь
не погнушается и таким усердием, в поспешности и озабоченности, а за то леность
наша и нерадение лишаются возможности жить на счет наших послаблений и
угождений нашей легкой уставаемости и недосугам. Они являются ведь для сего и
туда, где правило откладывается и по другим более уважительным причинам.
Когда после продолжительной молитвы и
стояния тебя одолевает чувство усталости и расслабления, принеси Господу в
молитву и это твое состояние, которое будет не менее угодно и приятно Его
сердцу, как и то, когда ты приносил Ему в службу свежие силы и бодрый дух.
Нет удобнее времени для молитвы, как ночь.
Ничто не отвлекает в это время человека, он весь в себе, весь готов к молитве и
погружению в Бога, тогда как обыкновенно днем на каждом шагу к этому выступают
препятствия и развлекающие восприятия чувств — шум, доносящийся с улицы, и
щебетание птиц, и резкость дневного света и даже простое представление о том,
что теперь днем все суетится, грешит, волнуется, и както невольно заражает
поползновением на то же; а ночью все спокойно, везде тишина, располагающая и
душу к умиротворению, умолкают страсти, как звери неистовые, возбуждающиеся от
дневного света; и ничего не стоит в это время между Богом и душою: все готово к
их соединению и сладкой беседе.
Отдай молитве лучшую часть дня, если не
имеешь возможности осуществлять совершеннейшее — «непрестанно молитеся». А то
мы откладываем на молитву время ни на что негодное, время утомления, скуки,
безделия, дремоты и расслабления всех сил умственных и физических, истощаемых
часто трудом, ничего общего не имеющим с молитвой. Неудивительно, что и плода
от такой молитвы не видим.
Мы просим у Бога часто богатства,
довольства, земных благ и т. п. И Слава Богу, что Он иногда не исполняет такой
нашей просьбы. Но вот есть просьба, какой Он никогда не отказывает: это просьба
о прощении грехов, благодати Св. Духа. Проси же, грешник, достойный всякого
сожаления, что менее всего об этом просишь, хотя более всего в этом нуждаешься.
«Восставше от сна… Ангельскую песнь вопием
ти»… Ангельская песнь не словами только ангельскими, но и чувствами,
пламенностью, страхом и трепетом ангельскими — должна быть приносима Господу
Богу. А мы не только иногда не ангельскую, но и не человеческую песнь приносим:
бессознательное бормотание и безчувственное рукомахание, и думаем — так и надо,
довольно с нас.
Концом всех твоих молитвенных желаний и
прошений ко Господу да будет повержение себя во всецелую волю Божию. Мы часто
желаем неполезного нам, и Господь, видя это, не посылает нам желаемого, но если
человек слишком сего добивается и готов потерять веру в силу Бога, не
исполняющего нашей молитвы, Господь может попустить человеку желаемое им, но
вместе с тем и все иногда столь плачевные последствия сего, от коих Господь
хотел бы предохранить нас.
Молитвы, готовые в книгах и молитвах,
нужны как средство для воспитания в нас молитвы и духа молитвенного. Мы должны
приучиться молиться не словами только их, а собственными излияниями духа и
сердца. Как бы стал ты беседовать с отцом или матерью, прося их о том или
другом, так приучи себя беседовать и с Господом Богом.
Народ запрещал слепцам вопиять ко Христу о
помиловании. Но они не успокаивались и продолжали усиленнее взывать: «Помилуй
ны, Господи, Сыне Давидов!» Так и нам мешают взывать ко Господу безчисленные
неразлучные спутники — грехи и слабости наши. А мы, не как слепцы, слушаем
запрещающих нам и бросаем дело Божие и молитву, бросаем вблизи Исцелителя
просить исцеления и Его благодатной помощи.
Не говори, что не можешь молиться. Это,
значит — отказываться и от всего того, что добывается лишь молитвой. Если не
можешь сегодня молиться, постарайся завтра. Если не можешь дома, ищи свою
молитву в церкви. Если же не найдешь ее в церкви, ищи в другой. И все-таки ищи,
ибо только ищущие обретают и получают».