В ХХ веке Господь даровал многострадальной Сербской Церкви и сербскому
народу старца игумена Фаддея Витовницкого (Штрбуловича, 1914-2003) как небесную
помощь и утешение – это был один из самых духоносных подвижников прошлого
столетия. Начав свой духовный путь под руководством русских монахов, он вобрал
благодатный дух оптинских и валаамских старцев, соединив его в себе с духом
синайских исихастов. На протяжении многих десятилетий он воплощал в своём
духовническом служении опыт благодатного старчества, хранимый Святым Преданием
Церкви.
Все, кто встречался с ним, чувствовали, что старец Фаддей опытно прошёл
все три ступени подвижнического совершенствования, о которых устами святого
Максима Исповедника учит Церковь: делание, созерцание и Богословие, где первое
очищает человека от страстей, второе просвещает ум ведением духовного мира, а
третье увенчивает его высшими состояниями живого Богообщения. Тем ценнее для
нас сегодня благодатные слова его поучений.
О СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Наша планета приближается к
завершению своего бытия, приближается Второе Пришествие Божие, когда Господь
сотворит всё новое, и очень грустно, что люди не хотят одуматься… Мы постоянно
грешим, скользим и падаем. Самое главное при этом – встать и снова идти к Богу.
Хоть сто раз в день упадешь – ничего, вставай, иди дальше и не оглядывайся
назад – что было, то прошло.
Помни: здесь всё изменяется,
всегда изменяется. Ничто не стоит на месте и не остаётся прежним – всё
совершенствуется или в добре, или во зле. И человек – такое создание, что он никогда
не стоит на месте. Он постоянно становится или лучше, или хуже, в зависимости
от того, какие качества в себе развивает.
+ + +
Третья мировая война уже
началась. Сейчас силы зла пытаются объединить человеческий род, чтобы
установить «новый мировой порядок» для прихода антихриста. Но не получается,
они удивляются – почему, ведь они так преданно служат дьяволу? Они жалуются
ему, что не могут завершить дело из-за православных. И сам дьявол тоже
жалуется, что из-за православных не может осуществить свой адский план. Поэтому
православные страдают от натиска мирового зла. И всё же покуда среди нас есть
смиренные и кроткие души, которые постоянно молятся, чтобы Господь не попустил
зла, ради таких душ не может сатанинский план состояться, ради них и ради невинных
детей ещё светит солнце и Бог благословляет нас.
+ + +
Безбожная волна современности не
пощадит ни одного государства. Государство это семья с множеством членов, и эту
семью надо беречь, а мы этого не делаем. Сатанинское зло овладело и Россией,
Россия должна была много страдать, но русский народ сохранил веру. Русское
православие стало глубже, в нём больше внутреннего, чем внешнего. Сегодня
русское благочестие – более истинное благочестие, чем до гонений.
+ + +
Плохо всему миру, однако нам
тяжелее от того, что мы избранный народ - христиане. В большой опасности
православная Греция, она с трудом противостоит влиянию Запада. Против Сербии,
против одного малого народа восстал весь мир… Мы должны защищать друг друга,
потому что мы братья в одной вере. Пока сила Божия не соберёт нас и не соединит
в одно целое, чтобы в этом целом отразился образ Божий, мы останемся разбитыми
и разбросанными, как осколки зеркала. Мы сами являемся причиной своих
страданий, потому что в народе нет покаяния. Народ отдалился от Бога. Мы должны
возродиться через покаяние, через поворот к Абсолютному Добру, через искреннее
обращение к Богу.
+ + +
Свободная воля человека,
повреждённая гордыней, утратившая страх Божий, превратила Божие благо,
дарованное людям, во зло, потому мы и страдаем и мучаемся в этом мире. Так, нет
ни одного научного открытия, которое Бог даровал бы в ущерб человеку. Всё
даровано исключительно для добра и является только добром. Но знание без веры –
это катастрофа! Господь дал нам всё, а мы не умеем жить правильно и создаём в
своих душах и вокруг себя ад. Похоже, конец близок…
СЛУЖЕНИЕ И
ЖЕРТВЕННОСТЬ
Вся жизнь человека – служение.
Каждый человек имеет от Бога своё задание на земле. Поэтому и служить надо
Богу, ибо Он – Родитель всего человечества и всей вселенной и служить надо
Тому, Кто выше всех. Наше служение должно быть примером благородства и
святости. Всякое дело здесь, на земле, дело от Господа, и нам надлежит
исполнять его от всего сердца, без остатка. Бога надо взыскать всем сердцем. Он
не требует философии; нужно только просить от сердца с верой, как дитя просит
отца. Нужно постоянно держать в уме, что Господь на нас смотрит. С Ним мы
должны вставать и ложиться, работать, есть и ходить. Господь повсюду и во всём.
Царь Славы пребывает в каждом творении и в детях Своих.
+ + +
Праведность думает не о
собственных интересах, но о жизни ближнего своего. Постараемся с помощью Божией
воспитать в себе такое благородство. Роль христианина в мире заключается в
очищении мироздания от зла и распространении Царства Божия. Помни: не человекам
работаем, но Богу! Каждое дело – от Господа. Тогда мы будем жертвовать собой
ради дела. А пока в нас нет самопожертвования, мы не готовы для Царствия
Небесного.
+ + +
Любовь это жертва. Любовь
жертвует собой ради любимого. Когда в нас живёт Божественная любовь в полноте
благодати, мы можем охватить этой любовью не только землю, но и всю вселенную,
не делая разницы между родными и чужими. Сердце, полное любви, не думает о
себе, оно приносит себя в жертву и молится за весь мир. Посвятим же себя
Божественной любви – жертвенной, всеобъемлющей, которая всё прощает и всему
радуется.
+ + +
Не следует много думать о себе,
потому что думая о своих потребностях, мы сами себе мешаем. Мы сами себе –
наибольшее препятствие. Думаем о зле которое вокруг нас, которое ранит нас, но
если бы зла не было в нас самих, оно бы нас не задевало. Надо терпеть и
прощать. Не принимать к сердцу обиды. Мы даже не отдаём себе отчёта в том,
насколько нас терроризируют падшие духи. Нам кажется, что это наши мысли – злоба,
зависть, ненависть, а на деле – тирания из тираний! Кайся и плачь. Слёзы
приносят радость в искушениях и благодарность в страданиях, рождают любовь к
врагам и молитву за них, позволяют видеть чужие грехи, как свои.
+ + +
Господь помогает нам побеждать зло;
и пока мы здесь, на земле, мы должны его победить! Но зло невозможно победить
злом. Зло побеждается только добром. Против любви борьба бессильна, никто не
может с ней бороться. Любовь – непобедимая сила, ибо Бог есть Любовь.
+ + +
Божественная любовь не терпит
эгоизма. Мы должны презреть себя ради любви Божией, а своего «господина Я» не
просто выгнать, а убить. Пока он не умрёт, мы не сможем соединиться с Господом.
«Господин Я» вечно сердится, что всё не так, как он хочет. Я смотрю в своё
сердце, и куда бы не посмотрел, вижу этого «господина». А когда придёт
искушение – ударит ножом и пронзит, и зияет рана…
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: МЫСЛЬ
И СЕРДЦЕ
Духовная жизнь – жизнь сердечная
и мысленная, поэтому мы должны быть внимательны к тому, что роится в нашей
душе. Надо хранить внимание, чтобы в наше сердце не входило ничего, что
разрушает мир. Рассеянное сердце холодно, и душа блуждает, словно бездомная. Но
стоит ей выйти из своего сердечного дома – её бьют, бьют мысленно. А когда
внимание в сердце, когда душа придёт в себя, примирится с Господом и Господь
станет центром жизни – нам будет тепло и блаженно. Хранение внимания в сердце и
мысленного трезвения важнее подвига, поста и трудов.
+ + +
Будьте внимательны, для духовной
жизни нужно бдительное сердце. Не придавайте большого значения внешним
событиям, будьте сосредоточены в себе, в своём сердце, в Господе, а внешние
события оставьте. Сохраним внимание и пребудем в молчании, а когда Господь
увидит наш труд, что мы постоянно ищем Его и хотим быть с Ним навеки неразлучно,
тогда он дарует нам благодатную силу, и сердце постоянно молится.
+ + +
И добро и зло начинаются с
помысла. Нужно внимательно следить, чтобы всё, что мы делаем и думаем, было
угодно Господу. Каковы наши мысли, такова и наша жизнь. Мы и представить себе не
можем, какую силу имеют наши мысли! Мы можем быть источником и большого зла, и
большого добра. А мы обвиняем других, хотим исправить всех вокруг себя, но
никогда не начинаем с себя. Большую сердечную боль надо претерпеть, чтобы душа
освободилась от мысленных уз греха.
+ + +
Господь смотрит вглубь нашего
сердца, о чём это сердце печалится, чего хочет. Если в сердце есть что-то
нечистое, влекущее к соблазнам этого мира, привязывающее к земной жизни, тогда
наши скитания будут долгими и у нас будет много мучений и страданий. Это
потому, что мы раздвоены: хотим быть с Христом, а сердце всё ещё в плену.
Поэтому мы так много страдаем.
+ + +
Сердце должно отделиться от своих
внутренних желаний. Нужно исторгнуть из него все земные планы и желания. Нужно
всё отвергнуть, соединиться с Господом, просить у Него помощи, смириться – и Он
очистит нас. Внутренняя молитва – вот самый великий труд, который может
совершать человек. В ней душа очищается, чтобы принять Божественный огонь и
непрерывно молиться в Духе Святом. Дух Святой должен сойти в наше сердце, чтобы
губительная мудрость мира сего больше не могла заполнить его.
+ + +
Каковы мысли, такова и жизнь. Дух
питается мыслями как тело – пищей. Помыслы нам внушаются со всех сторон. Мы
живём как бы среди мысленных радиоволн. Но не умеем подключиться к Источнику
жизни, чтобы чувствовать радость жизни, впадая вместо этого в мысленные сети
лукавого, которые нас окружают. Причина болезней в мысленном падении. Болезнь –
от мысли. Каждый грех есть прежде всего мысль, мысленная сила.
+ + +
Всё в нашей жизни зависит от
мысли. Всё начинается с мысли – и добро, и зло. Люди обращают на свои мысли
мало внимания, и от этого – много страданий. Когда мы мысленно обращаемся к
окружающим нас обстоятельствам, входим в этот круг размышлений, нет нам ни
мира, ни покоя. Ради своего же блага мы должны хранить добрые мысли и добрые
желания. Но мы этого не делаем и потому страдаем. Мы держим в себе много зла;
надо освободиться от зла в себе. Наша жизнь такова, и мы сами таковы, каковы
наши мысли. Как только нас побеждают злые мысли, мы и сами становимся злыми.
Всякая мысль, которая нарушает наш внутренний покой, исходит из ада.
О СКОРБЯХ И
ИСКУШЕНИЯХ
Тот, кто стремится к Богу,
проходит через многие испытания. Каждый, кто хочет благочестиво жить, претерпит
большие страдания, чтобы приобрести драгоценный духовный опыт. Господь
попускает много разочарований, горя и страданий здесь, на земле, чтобы мы
махнули рукой на весь мир, если он так ранит нас, и чтобы увидели, что только
Бог – Источник утешения, радости и покоя. По тяжким испытаниям и скорбям,
которые нам посылает Господь, мы узнаём, что Он нас любит. Если Он ведёт нас
через беды и испытания, страдания и душевную боль, значит, Он нас оберегает.
Если весь мир восстал против нас, значит, мы Богу угодны…
+ + +
Здесь, на земле, нет ничего и
никого, кто может дать нам покой. Единственный податель мира, жизни и радости –
Бог. Он даёт покой, тишину и радость. Душа, преданная Богу, ничего не боится:
ни угроз, ни врагов, ничего. Тот, кто не предаётся на заклание как агнец за
каждую, даже самую малую добродетель и не проливает за неё своей крови, никогда
не обретёт её. Так Господь установил, что мы покупаем вечную жизнь ценой
добровольной смерти. Кто не умрёт совершенной смертью через умерщвление своей
воли, не войдёт в Царствие Небесное.
+ + +
Всё, что происходит с нами,
полезно. Не принимай на себя слишком много житейских забот, а храни свой мир и
живи с Богом. Пусть всё идёт, как идёт. И себя, и своих близких мы должны доверить
Господу. Господь всюду, и без Его промысла, без Его попущения не бывает ничего
на земле. Когда мы укореним в себе эту мысль, тогда всё нам легко. Первый шаг к
Богообщению – предать себя полностью в руки Божии. И тогда действует Бог. Тогда
мы становимся добровольным орудием в Его руках – движимые Им в мыслях,
желаниях, словах и делах.
+ + +
Будем думать о Господе постоянно,
зная, что всё в Его власти, что Он может всё. Тогда зачем и к кому ещё
бращаться? Кто сильнее Его? А Он здесь, рядом с нами, в сердце, в центре жизни.
И однажды, когда вы полностью предадите себя Его воле, увидите, как Он наградит
вас. Человеческая природа вошла в таинство Святой Троицы – это бесценный дар,
который мы, прилепившись к земному, так мало ценим.
О МАЛОВЕРИИ И СОМНЕНИИ
Мы маловерны, в нас нет доверия к
Богу, мы всё сомневаемся, помнит ли Он о нас, или нет? События, которые
попустил Господь, идут своим ходом. И если мы стяжали сердечный мир, они
пройдут мимо нас и не повредят нам. А если мы включаемся в них со своей волей,
то страдаем. Мы постоянно боимся животным страхом, а нам надо победить в себе
это адское свойство. Нас постоянно преследует страх, вся жизнь в страхе –
боимся завтрашнего дня, боимся будущего, не зная, что с нами будет дальше. Это
животный страх. Страх Божий в том, чтобы всем сердцем любя Господа, бояться
оскорбить или опечалит Его своим мыслями, словами, делами.
+ + +
Единственное спасение,
единственный выход – во внутреннем изменении, в перемене сердца. Мир должен
установиться в наших душах, тогда и вокруг будет мир. Хранение мира в сердце –
самое главное. Любой ценой не допускайте в сердце тревогу. Мысленный хаос – это
состояние падших духов. Мы молимся рассеянно, мы маловеры, не предаёмся воле
Божией, нам всё кажется, что мы должны обо всём думать, а у Бога много других
забот.
+ + +
Будущее не в нашей власти,
следовательно мы должны быть свободны от этих мыслей. Всё нужно предать в руки
Божии. Он – единственный, Кто планирует, Кто знает, что будет с этим миром. А
нам надо освободится от натиска лукавых мыслей: что будет, как будет? В этом
настоящая свобода, свобода Божия, свобода от тирании суетной мысли; только
тогда мы обретаем мир.
+ + +
Бог находится в центре жизни. Он
в нашем сердце, невзирая на то, чтим мы Его, или нет. Он неразлучен с нами, ибо
Он – жизни податель, Он дарует жизнь каждому творению. Поэтому ко всякому делу
нужно приступать с мыслью о Боге. Центром мысленных движений души не должен
быть какой-либо земной предмет. Мысленный центр любви – Господь. Не должно
привязываться к земным предметам и к самому себе, своим мнимым нуждам.
+ + +
На молитве человек должен
чувствовать, что он один на один с Богом, что больше никого нет на свете,
только Бог и он. Молится нужно сердцем: в сердце концентрируются все силы ума,
и Господь – Бог сердца. Он – центр всего живого, Он движет жизнью и не нужно
искать Его где-то далеко. Он здесь и ждёт, что мы примем Его и поверим Ему.
+ + +
Мы обременены своими трудностями,
заботами, волнениями, слабостями, и нам необходимо освободиться от этого
бремени, а сделать это под силу только Богу, ибо Он – Носитель нашей немощи.
Когда мы от всего сердца помолимся Богу, когда предадим Ему беды наши и наших
близких, когда сложим их к Его ногам, тогда Он ослабит наши узы и устроит всё
по милости Своей. Он – Бог, Он всё это создал и знает, как этим управлять. А
наша задача заключается в том, чтобы соединиться с Ним.
+ + +
Смысл нашей жизни в том, чтобы
вернуться в объятия Божии, стяжать благодать Святаго Духа. Когда святые шли за
Христом, то уже не оглядывались ни вправо, ни влево, но шли прямо к Богу. Пока
на нас не сойдёт озарение Святаго Духа, нас одолевают страхи. Когда же
благодать Святаго Духа освятит душу, она не чувствует ни страха, ни страданий.
СМИРЕНИЕ И СВОЕВОЛИЕ
Совершенство христианской жизни –
в смирении. Насколько душа смирится, настолько ей открываются тайны небесные.
Душа, которая не смирилась, не может принять благодати. Чувство своего
ничтожества свидетельствует о том, что благодать Божия хранит душу. Что у нас
есть своего? Ничего нет! Мы – оружие в руках Божиих и должны быть полностью ему
преданы. А Он будет руководить нами по Своей святой воле. Если мы сами не
смиримся, Господь не перестанет нас смирять. Пока мы не научимся смирению,
много сердечной боли нам придётся перенести. Господь стоит рядом и попускает
нам принять боль под левое ребро, чтобы стало видно, сколько там смрада.
+ + +
Мы не привыкли к послушанию, не
умеем покоряться воле Божией, но всё хотим устроить по-своему. За непослушание
мы извергнуты из рая. Послушание приходит к нам тогда, когда мы начинаем
понимать, что натворили своим непослушанием. Век свой земной сократили и
повсюду нам грозит катастрофа, весь мир натянут, как струна, а нам и горя мало!
Нет, сынок, не можешь по-своему, своевольных не принимает Небо! Послушание
созидает, а самоволие уничтожает. Свободная воля человека утратила страх Божий,
превратила Божие благо, дарованное людям, во зло, поэтому мы страдаем и
мучаемся в этом мире.
+ + +
Наши желания разрушительны. Наши
чувства ненасытны. Все чего-то ищут, как будто они здесь, на земле, вечные. Но
напрасно, всё напрасно! Нам всегда что-то не так. А между тем история идёт к
завершению; и если бы не было искренних молитв верующих, то давно бы наступил
Апокалипсис и Страшный суд. Со временем будет всё меньше истинных христиан, усердных
молитв и всё меньше возможности отложить конец мира. Вся современная
цивилизация направлена на то, чтобы отвлечь внимание человека от самого себя,
от своего сердца, от истинных ценностей. Мы слишком беспокоимся о себе, а ведь
только человек, полностью предавшийся в волю Божию, может стать радостным и
мирным. По мере нашего освобождения от попечений Господь дарует нам чувство,
что Он – с нами.
+ + +
Всё вокруг – тайна Божия.
Самонадеянный человек думает, что он что-то знает, а на деле мы повсюду окружены
тайнами, мы сами для себя – великая тайна. Господь – в нас, и поэтому мы тайна
для нас самих. А Господь открывается только смиренной и кроткой душе. Нам всю
жизнь, всегда, будет чему учиться и совершенствовать себя, так же как
совершенствуются ангелы и святые, бесконечно переходя от познания к познанию,
из силы в силу. Если дух человека смирен, он переходит от познания к познанию.
Ведь природа человека, возвышенная над всем творением, вошла в таинство Святой
и Животворящей Троицы!
(Источник: Старец Фаддей Витовницкий. «МИР
И РАДОСТЬ В ДУХЕ СВЯТОМ», Новоспасский монастырь, 2010 г .)