Преподобный Макарий Унженский с житием.
Костромская икона начала XVIII века
Во все времена Российская земля
рождала верных сыновей и заступников. В трудные годы захвата Руси татарами и
распрей удельных князей на защиту Отечества встали Дмитрий Донской и Сергий
Радонежский. В этом ряду и преподобный Макарий, Желтоводский и Унженский
чудотворец. В церковных песнопениях его величают «похвалой и утверждением всей
Российской земли».
Родился будущий святой в Нижнем
Новгороде в 1349 году, с раннего детства стремился к служению Богу, и с ним
происходили необыкновенные вещи. Двенадцатилетним подростком он оставил
родительский дом, начал странствовать, пока не получил приют в одном из
окрестных монастырей. Жажда иноческих подвигов и уединения влекла его дальше –
в глубь дремучих лесов, где он построил обитель близ слободы Решмы Юрьевецкого
уезда Костромской губернии, но затем снова ушёл вниз по Волге, обосновавшись
близ Желтоводского озера. Шли времена князя Василия Тёмного, Димитрия Шемяки,
хана Улу-Махмета…
Воины хана разорили Желтоводскую
обитель в 1439 году, когда старцу было 90 лет. Он был приведён пред грозные очи
Улу-Махмета, но удостоился ханского расположения: был не только отпущен на
свободу сам – вместе с ним были освобождены 40 пленённых русских мужей с жёнами
и детьми.
Удаляясь от Желтоводской обители,
из пределов Казанского царства, Макарий задумал поселиться вблизи Галича. «Не
скорбите, чада, – вразумлял он спутников, – не скорбите о постигшем нас
бедствии от скитских варваров (татар) за наши прегрешения. Этим несчастием
обращает нас Бог ко спасению. Пусть Он, по Своей благой воле, устрояет всё ко
благу нашему». Они держали путь к реке Унже; можно было идти вверх по течению
Волги, но здесь рыскали отряды татар, и путешественники пробирались по непроходимым
чащобам и болотам…
Был июнь, путников мучили голод и
жажда. Хотели было заколоть в пищу пойманного лося, но шёл Петров пост.
Обратились к преподобному, а тот приказал отпустить зверя, отрезавши у него
правое ухо. «Через три дня, в праздник апостолов Петра и Павла, он сам явится
пред нами», – сказал старец. При наступлении дня праздника Макарий отошёл в
сторону и уединённо молился. Отпущенный три дня назад лось (его узнали по
отрезанному уху) чудесным образом явился сам. «Сотворив молитвами велие чудо и
прекормив гладныя люди до изобилия», – поётся в службе преподобному…
Через некоторое время путники
достигли Галичской земли, приблизившись к городу Унже. Жителей в нём было
немного, почти все вышли навстречу подвижнику и просили его остаться здесь. Но
Макарий с малых лет избегал мирской славы. Тогда ему указали на возвышенное
пустынное место, находившееся в 15 верстах от города, вниз по течению реки
Унжи, на её правом берегу. Оно понравилось пустынножителю, он водрузил здесь
крест, устроил келью.
Последние дни жизни преподобный
проводил в молитвенных подвигах, к которым привык. К нему стали приходить
ищущие душевного спасения люди, вскоре была основана деревянная обитель. Здесь
в 1442 году 30 сентября в три часа ночи, когда преподобный обычно заканчивал
акафистное пение, ему была явлена икона Пресвятой Богородицы. В полугоре, на
месте явления чудотворного образа, по молитве старца исторгся источник
прозрачной ключевой воды.
Святой редко оставлял Унженскую
пустынь. Достигнув 95 лет, он посетил город Унжу для наставления местных
жителей в вере. Здесь старец сделался нездоров. Время кончины было ему
известно. Отходя ко Господу, он приобщился Святых Тайн и заповедал, чтобы его
тело было отнесено в Унженскую обитель. Помолившись в последний раз Господу,
святой попрощался с духовными детьми, завещав им радость и мир. 7 августа 1444
года преподобный Макарий окончил земную жизнь, 83 года пребывая в монашестве.
Тело перенесли из города в пустынь со свечами и духовным пением. По пути четыре
раза останавливались, на этих местах вскоре были поставлены часовни. Как при
перенесении, так и при погребении святого Макария совершались многие исцеления.
Материал подготовлен при участии А.Зудова
и В.Зубкова, «Наука и религия» (№3,2012 г.)