«Некоторые евангельские истины,
по мнению светских людей, неисполнимы, хотя они и доступны человеческому
разуму. К таким истинам надо отнести учение Христа о том, что для каждого дня
нашей жизни довольно своей заботы и поэтому не следует заботиться о завтрашнем
дне. Эта истина совершенно отвергается людьми, обремененными семьями, делами,
службой или имуществом. Но странно, однако, что светские люди забывают при этом
исторические факты и что не может существовать такой евангельской истины,
которая бы не оправдывалась в жизни христиан и не подтверждалась на примерах.
Неблагоразумно, да и несправедливо отвергать жизнеописания многочисленных
христианских подвижников.
Действительно, заботились ли
святители, преподобные, безсребреники и многочисленные подвижники Русской земли
об одежде, пище, о жилище, безопасности среди своих врагов? Искали ли власти,
чести, средств к существованию? Нуждались ли в чем? Нет, они пользовались всем
и сами помогали неимущим; заботились лишь о делах небесных, духовных, о
благочестии и спасении души, решительно отрекались от дел мира и следовали
слову Христа: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся
вам (Мф. 6, 33). И многие другие прославились на весь мир своею жизнью, хотя
были люди женатые, семейные и со средствами. Следовательно, подобная жизнь
возможна всем христианам, и сомнения нашего светского разума есть клевета и
хула на евангельскую истину
Чем только не оправдываются
светские люди! Будто бы Евангелие требует удаления в пустыню и отречения от
мира, созданного, однако, для пользования людей, пища, одежда, жилище, знание и
обучение не могут явиться сами собою, и, по определению Божию, люди должны
работать в поте лица и добывать себе необходимое.
О слепота духовная! Искание
Царствия Божия не есть удаление в пустыню или совершенное отречение от мира.
Такого требования не мог предъявить Господь, обличавший людей, что между ними
много званных, но мало избранных. Удаление от мира для спасения своей души и
для службы Богу - это одно, а искание Царствия Божия - другое.
Отречение возможно по особому
призыву Божиему вследствие ниспослания избранникам особого величайшего дара
Божия. Человек не может по своему произволу отречься от мира, что
подтверждается жизнью апостолов и других святых. Святитель Филарет Московский
говорит: «Благо тому, кто сей дар обрел, с чистым расположением принял, хранит
верно, употребляет деятельно! Это дар не для всех!»
Иное дело - искание Царствия
Божия, оно учит достижению того, чтобы дела мирские и земные не препятствовали
делу духовному и небесному. Поэтому Христос и сказал, что надо прежде всего
искать Царствия Божия и правды Его, а потом уже заботиться о своих земных
делах, которые по милосердию Божию сами приложатся, устроятся, когда человек
исполнением Христовых заповедей докажет свою любовь к Богу и стремление спасти
душу свою. Следовательно, искание Царствия Божия не препятствует заниматься без
вреда для дела духовного делами земными, исполнением своих обязанностей по
службе, в семье, приобретением познаний в науках и прославлением Отца Небесного
в труде и благотворениях. Христианская жизнь требует только, чтобы впереди всех
дел были поставлены заботы о душе и о будущей, вечной жизни.
Как искать Царствия Божия? Не
плотию, не на земле и не делами мира ищется Царствие Божие, но духом, сердцем,
мыслию в небесном пространстве, горячею молитвою, воздыханиями, у ног
Спасителя, коленопреклоненно пред Преблагословенною Материю Божиею. Молитвы,
возношения духом не могут мешать заботам о семье, о хлебе насущном, работе и
изучению наук и искусств. Но чтобы сердце могло найти путь и достигнуть врат
Царствия Божия, оно должно быть чисто, свободно от страстей, подобно тем, которые
блаженствуют в Царствии Божием Такое очищенное, освященное сердце есть жилище
Духа Святого, а потому Христос и сказал фарисеям: Се бо Царствие Божие внутрь
вас есть (Лк. 17, 21). Итак, искание Царствия Божия есть устроение в сердце
своем жилища Святому Духу.
Ищите правды Его. Но что такое
правда Царствия Божия? Это, конечно, истина во всем, всегда, везде! Каждое
слово Евангелия есть величайшая правда, а потому желать усвоить себе слово
Божие - значит искать правды.
Когда же ради Спасителя, вечной
Истины, мы будем служить правде, существовать ею, обучать и воспитывать детей
правдой, истинно любить и поддерживать любовь правдой, когда изгоним из сердца
лицемерие, мечтание о земном счастии, величии, богатстве, ибо все это ложь и
прах, то возможно ли допустить, чтобы правда Божия не воздала нам сторицею за
все и не оправдала слов Христа: И сия вся приложатся вам!
Ищите же Царствия Божия, по слову
Христа! Прежде славьте Бога, благодарите и испрашивайте наставления, а потом
заботьтесь о своих желаниях и решениях! Прежде согрейте свои сердца любовию ко
Господу и ближним, любовию деятельною и живою, а потом получайте власть над
ближними и становитесь их руководителями! Прежде познайте свою немощь,
готовность ежеминутно преступить заповеди, свое безсилие в борьбе со страстями,
а потом делайтесь решителями судеб, блюстителями порядка и закона. Прежде
верьте, надейтесь и любите, а потом называйтесь именем ученика Христова.
Аминь».
Священномученик Серафим (Чичагов)