«Прекрасно ваше желание –
находиться в полном послушании у опытнаго наставника. Но этот подвиг не дан
нашему времени. Его нет не только посреди мира христианскаго, нет даже в
монастырях. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным,
хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец: только
пред духоносцем может быть явна душа ученика; только он может усмотреть, откуда
и куда направляются душевныя движения наставляемаго им. Ученик для чистоты
своей совести должен с точностию и подробностию исповедывать свои помышления;
но наставник не должен руководствоваться этою исповедью в суждении о душевном
состоянии ученика; он должен духовным ощущением проникать, измерять его, и
поведать ему незримое им состояние души его. Так действовали Пахомий Великий,
Феодор Освященный и прочие святые наставники иноков. Феодору Освященному
говорили ученики: "Отец! обличи меня!” – и он, движимый Святым Духом, являл
каждому сокровенные в нем душевные недуги. Эти великие Отцы признавали "послушание
иноческое” особенным даром Святаго Духа: так повествует писатель, современный
им, преподобный Кассиан. Послушание – "чудо веры”! Совершить его может один
Бог. И совершили его те человеки, которым дан был Богом этот дар Свыше. Но
когда люди захотят собственными усилиями достичь того, что дается единственно
Богом, тогда труды их суетны и тщетны; тогда они подобны упоминаемым в
Евангелии создателям столпа, начинающим здание без средств к совершению его.
Все мимоходящие, т.е. бесы и страсти, посмеиваются им, потому что по наружности
они будто совершают добродетель, а в сущности, находятся в горьком обмане, в
слепоте и самообольщении, подчинены страстям своим, исполняют волю бесов. И
многие думали проходить послушание! а на самом деле оказалось, что они
исполняли свои прихоти, были увлечены разгорячением. Счастлив тот, кто в
старости своей успеет уронить слезу покаяния на увлечения юности своей. О
слепых вождях и водимых ими сказал Господь: "Слепец же слепца аще водит, оба в
яму падут” (Матф. 15, 14).
Нашему времени дан другой подвиг,
сопряженный с многими трудностями и преткновениями. Нам пришлось совершать
путешествие – ни днем, ни при солнечном ясном свете, а ночью, при бледном свете
луны и звезд. Нам даны в руководство священное и святое Писание: это прямо
говорят святые Отцы позднейших времен. При руководстве Писанием полезен и совет
ближних, именно тех, которые сами руководствуются Писаниями Отцов. Не думайте,
чтоб подвиг наш лишен был скорбей и венцов: нет! он сопряжен с мученичеством.
Это мученичество подобно томлению Лота в Содоме: душа праведника томилась при
виде непрестаннаго и необузданнаго любодеяния. И мы томимся, отвсюду окруженные
умами, нарушившими верность истине, вступившими в блудную связь с ложью,
заразившимися ненавистию против писаний, вдохновенных Богом, вооружившихся на
них хулою, клеветою и насмешкою адскою. Наш подвиг имеет цену пред Богом: на
весах Его взвешены и немощь наша, и средства наши, и обстоятельства, и самое
время. Некоторый великий Отец имел следующее видение: пред ним земная жизнь
человеков изобразилась морем. Он видел, что подвижникам первых времен
монашества даны были крылья огненныя, и они как молния перенеслись чрез море
страстей. Подвижникам последних времен не дано было крыльев: они начали плакать
на берегу моря. Тогда дарованы им были крылья, но не огненныя, а какия-то
слабыя: они понеслись через море. На пути своем, по причине слабости крыл, они
часто погружались в море; с трудом подымаясь из него, они снова начинали путь,
и, наконец, после многих усилий и бедствий, перелетели через море.
Не будем унывать! не будем
безрассудно стремиться к блестящим подвигам, превышающим наши силы, примем с
благоговением смиренный подвиг, очень соответствующий немощи нашей, подаемый
как бы видимо рукою Божиею. Совершим этот подвиг с верностию святой Истине – и
среди мира, шумною, безчисленною толпою, стремящагося по широкому, пространному
пути вслед своевольнаго рационализма, пройдем к Богу по стезе узкой послушания
Церкви и святым Отцам. Не многие идут по этой стезе? – Что до того! Сказал
Спаситель: "Не бойтеся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам царство.
Внидите узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и
мнози суть входящии им. Что узкая врата и тесный путь, вводяй в живот, и мало
их есть, иже обретают его” (Лук. 12, 32; Матф. 7, 13 - 14)».