Бог есть Един, прежде всех, над
всеми, во всех, и выше всех (Рим.9:5; Еф.4:6), Которому мы и покланяемся и в
Которого веруем, как в Отца и Сына и Святого Духа. Един - в Троице, Троица -
соединенная неслитно, и неразделимо различаемая (по Ипостасям). Тот же Всемогущий
Бог есть и Единица и Троица.
Отец - безначален, не только по
той причине, что Он выше времени, но и потому, что Он никого не имеет причиной
Своего бытия. Он Единый является Началом, Корнем и Источником Божества, которые
черты видим у Него в отношении Сына и Духа Святого. Он единый является
начальной Причиной существ, не только в том смысле, что Он - Творец, но и как
Единый Отец Единого Сына, и Единый Изводитель Единого Святого Духа. Он - вечно,
и Он Единый вечно является вместе Отцем и Изводителем. Он - больший Сына и
Духа, но только в том смысле, что Он - Начало; потому что во всех иных
отношениях Он - одно с Ними и равный с Ними.
Сын - Един, безначален, потому
что Он выше времени; но Он не безначален в том отношении, что Отца имеет Своим
Началом, Корнем и Источником. Он произошел от Единого Отца прежде всех веков
безтелесно, не путем излучения, безстрастно, и рожденно; но будучи Богом от
Бога, Он был неразлучен с Отцем. Как Бог, Он (Своим божественным существом) не
различен от Отца, но как Сын - Он (Своею Ипостасию) различен от Него, ибо Он -
вечный и вечно является Сыном и то - Единым Сыном. Неслитно Он - вечно с Отцем.
Он не есть Начало и Причина Божества, созерцаемого в Троице, поскольку Он имеет
Свое Начало и причину (бытия) в Отце; но по той причине, что все сотворено чрез
Сына, Он является Причиной и Началом всего существующего (в мире). Будучи
образом Божиим, Он не почитал хищением быть равным Богу, но истощил Себя во
исполнение времени, приняв наш образ от Приснодевы Марии, и благоволением Отца
и содействием Святого Духа, был зачат по закону естества, и был рожден, будучи
вместе и Богом и Человеком. Истинно ставь Человеком, Он во всем уподобился нам,
за исключением греха (1Пет.2:22). Будучи истинно Бог, Он пребыл Тем, что Он
был, соединяя в себе неслитно и неизменно две природы и две воли и два действия
(божественные и человеческие). И Он пребывал быть Единым Сыном в одном Лице
также и после того, как стал Человеком, совершая все божественные действия, как
Бог, и все человеческие действия, как Человек, и покоряясь обычным человеческим
немощам. Как Бог, Он пребывал безстрастным и безсмертным, и как Человек, Он
добровольно страдал во плоти, был распят, умер, был погребен, и воскрес в
третий день. По Воскресении Он явился также Ученикам и возвестил им силу свыше.
Он заповедал им научить все народы и крестить во имя Отца и Сына и Святаго
Духа, и соблюдать и учить всему тому, что Он повелел (Мф.28:19,20). Он вознесся
на Небо, возсел одесную Отца, и сотворил наше естество равным в славе, сопрестольным
и обожествленным; в этом же естестве Он снова приидет со славою судить живых и
мертвых и воздать каждому по делам его. Когда Он взошел к Своему Отцу, Он
послал Святаго Духа, исходящего от Отца, Своим святым Ученикам и Апостолам.
Святый Дух также - выше времени,
безначален вместе с Отцем и Сыном; но Он не безначален в том отношении, что
Отца имеет Своим Корнем, Источником и началом, и (происходит от Отца) не путем
рождения. Он - безначален, как Исходящий от Отца, потому что Он произошел от
Отца прежде всех веков не истечно и страстно, или путем рождения, но - путем
исхождения. Он не разделим от Отца и Сына по той причине, что Он исходит от
Отца и почивает на Сыне. Он имеет сие единение с Ними неслитно, и различие -
нераздельно. Он - Бог и от Бога; это надо понимать не в том смысле, что иное -
то, что Он есть Бог, и иное - что Он является Утешителем, но Он является
имеющим Свое Лицо Ипостасным Духом, исходящим от Отца и посылаемым чрез Сына,
то есть: являемым чрез Сына, будучи и Сам Началом всего существующего в мире.
Он является Началом всего существующего в том смысле, что в Нем все приведено в
совершенство свое. Тот же Дух равен также Отцу и Сыну, за исключением личных
свойств, именно, что Он не нерожден (как Отец) и не рожден (как Сын). Он был
послан Сыном Его Ученикам, т.е. Он явил Себя им. Потому что, каким образом
иначе понимать, что Тот, Кто - вездесущ, мог бы "придти" ко мне?
Каким образом иначе понимать, что Тот, Кто не разделим с Ним, мог быть послан
Им? Поэтому Он "посылается" не только Сыном, но и Отцем и чрез Сына,
и Сам приходит, чтобы явить Себя. Потому что действие послания является общим
делом (Лиц Св. Троицы), и особенно в отношении явления Духа. Он являет Себя не
Своим (Божественным) естеством, - потому что никто никогда не видел и не возвестил
естество Божие (Ин.1:18), - но бывает являем т.ск. в действии благодати, силы и
действии, которое обще - Отцу и Сыну и Духу. Потому что, с одной стороны, в
Святой Троице наблюдаем Три Лица, Которым принадлежат личные Им свойства,
принадлежащие каждой Ипостаси в отдельности. С другой же стороны, не только
сверхъестественная сущность Троицы является общим свойством Лиц, - которая
превосходит всякое наименование, показание и участие, - но также - общи для
Них: и благодать, сила, действие, сияние, норма и безсмертие, и вкратце
молвить, все то, согласно чему Бог общается и соединяется по благодати со
святыми Ангелами и с людьми. Не лишается Дух Святый Своей Простоты по причине
раздаяния и в силу различия Лиц в Троице, или в силу различия сил и действий в семь
раздаянии. Таким образом, Всемогущий Бог - Един, в Едином Божестве для нас.
Потому что ни множественность совершенных Лиц никогда не могла бы произойти, ни
мы не могли бы говорить о Самовластном, как дающем Себя во множественность
потому что Он обладает силою и силами.
В добавление к сему, мы почитаем
образ Сына Божия, Который тем, что стал ради нас Человеком, стал описуем (во
плоти), - вознося наше почитание образа к Первообразу. Мы почитаем также святое
Крестное Древо и все символы Его Страданий, как божественные трофеи против
общего врага нашего рода. Но мы почитаем также и спасительное знамение святаго
Креста, священные храмы и места, священные сосуды и словеса, изреченные Богом,
потому что в них обитает Бог. Подобным же образом, мы почитаем также иконы всех
Святых по причине нашей любви к ним и к Богу, Которого они истинно возлюбили и
Которому послужили; в этом почитании вознося наш ум к тем, которые изображены
на этих иконах. Мы почитаем также Мощи Святых, видя, что освящающая благодать
их священнейших костей не оскудела как и Божество не отступило от Владычнего
Тела в течение Его Трехдневной смерти.
Мы ведаем, что по своей природе
ничто не является дурным, ни начало зла не является чем-либо иным, как
заблуждением от правого пути одаренных разумом людей, которые злоупотребили
свободой воли, данной им Богом. Мы любим все церковные предания, как писанные,
так и неписанные, и больше всего - таинственнейшее и всесвятейшее Служение
(Божественной Литургии), Причастие и собрание в Церкви, в котором (служении) и
все другие службы приводятся к божественной цели. Эти священнейшие действия
совершаются в священных и божественных чинопоследованиях, согласно Его
божественной заповеди и действию, совершенному Им Самим, в память Того, Кто
смирил Себя, не истощив, восприял плоть и пострадал за нас. Мы отвергаем и
анафематствуем всех тех, которые не исповедывают и не веруют в то, что Святый
Дух говорил через Пророков; которые отрицают то, что Господь, являя Себя во
плоти, возвестил нам; что Апостолы, посланные Им, проповедывали; и что наши
Отцы и наследовавшие их научили нас, но которые вместо этого веруют или в
принципы своих собственных ересей или до конца следуют тем, которые повели
дурным образом.
Мы с любовью принимаем Святые
Вселенские Соборы: Никейский Собор, составленный 318 богобоязненными Отцами,
собравшихся против богоборца Ария, нечестиво хулившего Сына Божиего, сводя Его
на тварь, и рассекавшего Божество, Которое - покланяемое во Отце, Сыне и Святом
Духе, - на тварное и несотворенное; также (мы принимаем) Константинопольский Собор,
составленный из 150 святых Отцев [2], собравшихся против Македония, хулившего
Святаго Духа, не признавая Его Божество, и против учения Аполлинария, нечестиво
учившего относительно воплощения Сына Божиего; также - Ефесский Собор,
состоявший из 200 Отцев, собравшихся против Нестория, патриарха
Константинопольского, который неправильно понимал личное единение Божества и
Человечества во Христе, и никак не желал именовать Деву, истинно родившую Бога,
"Богородицею"; также - Четвертый Собор, в Халкидоне, где 630 Отцев
собрались против Евтихия и Диоскора, которые проводили учение, что во Христе -
одна природа; также - Собор в Константинополе, где 165 Отцев собрались против
Феодора и Диодора, которые в своих писаниях держались того же мнения, что и
Несторий и были соучастниками его ереси, - и против Оригена, Дидима, и некоего
Евагрия, живших до них, и пытавшихся ввести некие басни (языческие вымыслы) в
Церковь; также - и Собор, бывший после сего Константинопольского Собора, и
собранный в том же городе, состоявший из 170 Отцев, собравшихся против Сергия,
Пирра и Павла, имевших Константинопольский престол, которые отрицали, что во
Христе имеют место два действия и две воли, отвечающие двум природам
Богочеловека; наконец - и Второй Собор в Никее, где 367 Отцев собрались против
иконоборцев.
Еще мы приемлем все те святые
Соборы, которые были собраны благодатью Божиею в различные времена и в
различных местах для утверждения правой веры и христианской нравственности;
среди них находятся и те Соборы, которые были собраны в великом Граде
(Константинополе) в знаменитом храме Святой Премудрости Божией, против Варлаама
Калабрийца и вместе с ним Акиндина, согласующего с учением того и спешащего
путем обмана отмстить за него. Они проводят учение, говорящее что благодать,
которой обладают сообща Отец, Сын и Святый Дух, является сотворенной, и
является тем светом будущего века, - силою которого и праведники также
воссияют, как солнце, что и Христос явил нам наперед, когда исполнился светом
на (Фаворской) Горе, - и что вообще вся сила и действие (энергия)
Триипостасного Божества являются сотворенными, как и все иные свойства
Божественного естества, которое само по себе, является иным (т.е.
несотворенным). Эти люди этим нечестиво рассекают единое Божество на
сотворенное и несотворенное, и при этом они клеймят, как дву-божников и
многобожников тех, которые благочестиво почитают тот божественный (Фаворский)
Свет, как несотворенный, и всю силу и действие (энергию) Божества, как -
божественные; они же клеймят таким образом православно верующих, на том
основании, что, как они говорят, ни об одном из свойств Божиих не говорится,
как об относящемся к Его природе. Во мы отвергаем как тех (последователей
Варлаама), так и других (последователей Акиндина), как являющихся вместе и
безбожниками и многобожниками; и мы, верующие в единое и вместе триипостасное,
и всемогущее Божество, - Которое никоим образом не лишается Своего единства и
простоты (естества) вследствие сил или Лиц, - совершенно отсецаем тех от
полноты (собрания) православно-верующих, как именно и поступила сватая,
кафолическая и апостольская Христова Церковь путем "Синодальных" и
"Святогорских Томов".
К сему, мы ожидаем воскресение
мертвых и нескончаемую жизнь будущего века. Аминь.
Примечания:
1. Эта беседа не помещена среди
Бесед Св. Григория Паламы, напечатанных у Миня. В английском переводе она была
напечатана "Братством Святого Марка Ефесского" в их органе:
"Виноградник" в Великом Посту 1968 г. на стр. 4 и 8, Как указывают издатели,
по традиции, она была произнесена Святителем при его архиерейской хиротонии.
Перевод этой омилии с английского языка на русский приводим ниже.
2. Напечатанный текст здесь имеет
опущение, которое мы здесь пополнили. В некоторых местах, ради большей ясности,
текста был передан парафразой.
(Беседы (омилии) святителя Григория
Паламы. Часть 2. - М.:Паломник,1993 // Беседы (омилии) святителя Григория
Паламы. Перевел с Греческого языка Архимандрит Амвросий (Погодин). - Издание
Братства преп. Иова Почаевского. Монреаль, 1974, с.199-204)