Даты жизни Святителя Нектария:
1 октября 1846 г. – Св. Нектарий
родился в Силиврии Фракийской, в семье Демоса и Василики Кефалас.
15 января 1847 г. – крещен с именем
Анастасий.
7 ноября 1875 (или 1876) г. -
пострижение в иноки с именем Лазаря.
15 января 1877 г. – при рукоположении
в сан диакона ему дается имя Нектарий.
1882-1885 гг. – учится на
богословском факультете Афинского университета.
23 марта 1886 г. – Патриарх
Александрийский Софроний 4-й возводит Св. Нектария в сан пресвитера.
Август 1886 г. – возведен в сан
архимандрита.
15 января 1889 г. – возведен в сан
митрополита и получил титул Митрополита Пентапольского.
3 мая 1890 г. – покидает
Александрию и переезжает в Афины.
1891-1894 гг. – исполняет
должность церковного проповедника в греческих провинциях.
Март 1894 г. – становится
директором Ризариевской гимназии в Афинах.
Лето 1898 г. – поездка на Святую
Гору Афон.
10 сентября 1904 г. – впервые посещает
о.Эгину.
1 июля 1906 г. – освящает закладку
первого камня Свято-Троицкой Церкви на о.Эгина.
1908 г. – покидает Афины и
переселяется на о.Эгина.
2 июня 1908 г. – освящает
Свято-Троицкий храм.
8 ноября 1920 г. – блаженная кончина
Св. Нектария в афинской больнице.
Торжественное прославление
совершено 2 сентября 1953 г.
(Все даты указаны по старому стилю)
Когда Церковь ожидают страшные
испытания, Господь наш Иисус Христос посылает верующим в Него обильные
утешения. Таким утешением стали для верующих Греции, а затем и всех чад Божьих,
подвиги, труды, молитвы и чудеса Святителя Нектария, митрополита Пентапольского.
Святитель Нектарий перенес
уничижение, бедность, клевету и поругание со стороны служителей мира сего. Но
Святой Нектарий и возвышен Истинным Богом в знамение для верных и неверных, и
прославляется истинной славой на небесах, и ублажается служителями Бога
Небесного.
Родился будущий Чудотворец в 1846
году в Силиврии Фракийской и во святом крещении был наречен Анастасием.
Бедность родителей, благочестивых
Димоса и Василики, заставила Анастасия в четырнадцать лет покинуть их и
отправиться в Константинополь на поиски заработка. Уже тогда проявилась простая
и детская вера святого. Не имея достаточно денег, чтобы добраться до столицы,
Анастасий пришел к пристани и обратился, нимало не сомневаясь, к первому
попавшемуся капитану. Капитан ему отказал, но, дав приказ отплыть от берега,
убедился, что корабль его не двигается с места. Увидев, что Анастасий еще стоит
на берегу, моряк пригласил его на корабль. Так святой оказался в городе.
В Константинополе Анастасий нашел
себе работу у табачного коммерсанта, жадного и скупого, который, видя
беззащитность юного Анастасия, не платил ему чаще всего даже того жалкого
жалованья, что был должен. Поэтому святой ходил голодный, оборванный и чуть ли
не босой. Тогда он, зная, что Господь питает сирых и убогих, решился написать
Ему письмо. Вот это письмо, из которого как из семени произросли все
богословские труды Святителя:
«Мой маленький Христос!
У меня нет, во что одеться. Пошли
мне, что сочтешь нужным. Ты знаешь, как я люблю Тебя.
Анастасий».
На конверте было написано: «Господу
Иисусу Христу, на небеса». Видя засвидетельствованную и запечатанную веру
Своего ученика, Господь снизошел к нему: письмо взялся отнести на почту
торговец из соседнего магазина, но увидев адрес обомлел, открыл письмо, и решил
помочь юноше, к которому и без того испытывал большое сострадание, зная
немилосердие своего соседа-торговца.
Тогда же, в этот нелегкий период
жизни, будущий чудотворец стал печься о душах ближних: не имея никаких средств
к просвещению своих единоплеменников, он стал писать на листах оберточной
бумаги изречения из Священного Писания и из благочестивых книг. Когда же
покупатели разворачивали покупку, то перед их глазами было Слово Божие. Потом
эти изречения Святитель собрал в одну книгу под названием «Сокровище
изречений». В предисловии к этой книге он пишет:
«С самого раннего возраста я
жаждал сделаться учителем. Желание это было настолько сильным, что я обратился
к доступным мне сокровищам и стал собирать изречения. Но самым трудным из-за
недостатка средств было передать их читателю. Мне пришла в голову мысль, что я
смогу использовать как листки для издания оберточную бумагу. Каждый день я
записывал на этих «листках» изречения из моего собрания, чтобы покупатели, хоть
из любопытства, смогли бы поучаться в том, что мудро и достойно».
Чудотворец, еще будучи юн, смог
посетить Святую Землю. С этой поездкой связан замечательный случай. Корабль, на
котором Анастасий плыл, стал подвергаться страшному разрушению в шторм, и
моряки, видя, что спасение судна немыслимо, стали готовиться к тому, чтобы
спасаться самим на подручных средствах. Анастасий же обратился к Богу с
молитвой, видимо, сознавая, что ему предстоит прославить Бога еще многими
трудами и молитвами. Он отправился, захлестываемый волнами, на нос корабля и
стал опускать на веревке в волны свой нательный крест, который содержал в себе
частицу Креста Господня. Святой произнес: «Успокойся, перестань», повторяя
слова Господа, и, о чудо! буря утихла, но, о горе! крест отвязался от веревки и
утонул!
Доплыв до порта, корабль пристал
к берегу, но когда огорченный Анастасий спускался по трапу, послышался стук
где-то у ватерлинии корабля. Озадаченные матросы спустили одного из них
посмотреть, откуда идет стук, и обнаружили: что бы вы думали? обрывок веревки и
на нем нательный крест Анастасия.
Вскоре желание учиться и учить
других тому, что мудро и достойно человека, осуществилось для Анастасия. Он
становится наставником в школе братства «Гроба Господня». А затем, когда ему
исполнилось двадцать лет, уезжает на остров Хиос преподавателем в сельскую школу.
Спустя семь лет – 7 ноября 1875
года – Анастасий Кефалас принимает монашеский постриг в известном монастыре
«Неа Мони» и получает имя Лазаря в честь Преподобного Лазаря Галисийского. В
течении трех лет святой исполнял должность секретаря при этом монастыре.
Блаженной памяти Митрополит Григорий Хиосский возводит Лазаря в сан диакона и
при этом рукоположении дает ему имя Нектарий.
По милости Божией, у Нектария
появился богатый покровитель, Иоанн Хоремис, увидевший благочестие святого. Так
Нектарий отправился в Афины, где его заметил Александрийский патриарх Софроний
и направил учиться на богословский факультет Афинского университета.
Проучившись там с 1882 по 1885 год, Нектарий стал бакалавром богословия и счел,
что больше принесет пользы Святой Церкви в Александрии. Здесь он был возведен в
священническое достоинство Патриархом Софронием, а в 1889 году – в сан
митрополита, получив титул Митрополита Пентапольского. Он исполнял должность
викария Патриарха в Каире. Так Святитель и Чудотворец достиг того, что люди
называют славой.
Как часто бывает, святой человек
вызывает к себе беспричинную ненависть, а его дарования и любовь к нему пасомых
– зависть. Поэтому и Святителя Нектария это не могло обойти стороной. Тем более
что и доброжелатели, и недруги понимали, что следующим шагом будет возведение
его в сан Патриарха. Уже через год – в 1890 г. – Патриарх Софроний, которому недруги
св. Нектария внушили подозрения, низложил Святителя за «показную набожность»,
лишил его кафедры и отправил в Грецию.
3 мая 1890 года Владыка Нектарий
плывет в Афины, чтобы удалиться оттуда на Святую Гору Афон, и вести там
отшельническую жизнь.
Бог руководит своими святыми к
большему и большему совершенству в подражании Ему и не забывает о нас, грешных,
чтобы и мы поучались от святых, которые живут рядом с нами. По усиленным
просьбам почитателей Святитель Нектарий решился остаться среди мирского
беспорядка. Тогда в Афинах и появилась поговорка: «Деньги и Митрополит
Пентапольский – две вещи несовместные». Ведь иерарх-изгнанник раздал все свои
деньги бедным, а остаток употребил на издание своих трудов на пользу
христианам.
Вслед за Святым шла клевета,
которую распространяли его недоброжелатели из Египта. Поэтому, как Элладская
Церковь, так и государственные чиновники отказывались помочь и уважить его сан
достойным местом для служения. Все же, с помощью одного своего старого
знакомого по Египту, в 1891 году Митрополит Пентапольский смог получить
должность проповедника в Евбее и Витинее. Но и там его настигли порочащие его
слухи, и его служение стало невозможным. Прослужив там два с половиной года и
еще несколько месяцев в провинции Фтиотис и Фокис, Святитель Нектарий в 1894
году возвращается в Афины.
В греческой столице для Святителя
Нектария начинается новый, может быть самый поучительный и многоплодный период
служения. Он становится директором известной Ризариевской школы, которая
готовила юношей к принятию священнического сана. Эта гимназия основана в начале
XIX века купцами Ризариями, долгое время, кстати, жившими в России.
Преподавались там и общенаучные предметы. Святитель руководил общим воспитанием
будущих пастырей, преподавал в старших классах богословие. Литургисал он в
семинарской церкви в честь Великомученика и Чудотворца Георгия.
Святитель, окруженный надеждой
греческой нации – будущими пастырями, стремился преодолеть дух времени, который
вливался в их души. Да и не могло быть иначе в Афинах, где все более и более
усиливалось западное модернистское влияние. Святому Нектарию ставили в пример
широкое развитие естественных наук, которые он, «отсталый» монах, по мнению
некоторых преподавателей школы, был уже не в состоянии понять. Но святой взирал
на небеса, и даже в занятиях агрономией, которые он хотел проводить для
учеников, он видел прообраз того, как эти будущие пастыри будут взращивать в
душах пасомых истины веры Христовой.
Нет, не строгостью, не сухими
поучениями воспитывал этот монах своих учеников. Рассказывают о случае, когда
он наказал себя трехдневным постом за… драку своих питомцев. Не стоит и
говорить, что это вызвало немедленное покаяние провинившихся. Но более всего
страдал Митрополит от «старых ран» – клеветы, повсюду следовавшей за ним. И в
самом деле, если «не может укрыться город стоящий на верху горы», то тем более
святой архипастырь! Он, устраненный от всех церковных дел, все же оставался
заметной фигурой. И не вполне объяснимым, – действительно чудесным было это
влияние. Оно сродни тому, какое уже прославленные Церковью святые имеют на нас,
еще движущихся к концу земной жизни. И дело не в том, что Святитель Нектарий
печатал статьи и книги, раздавал и рассылал себе в убыток. Этим невозможно
объяснить то, как святой влияет на мир.
А мир и впрямь не забывал
изгнанника и бездомного. Святителю передали копию секретного донесения
греческого агента в Египте, в котором тот докладывал министру по делам
вероисповеданий, что Святитель, якобы, стремился к захвату церковной власти в
Александрийском Патриархате и аморально вел себя. Впрочем, агент указывал, что
даже сотрудники Патриархии отзываются о Митрополите Нектарии как о
превосходном, ревностном и добросовестном пастыре, и что, по другим сведениям,
Святитель Нектарий изгнан в результате интриг и клеветы.
Архимандрит Иоаким (Спетсиерис),
который лично знал Святителя и оставил его биографию, которой мы пользуемся,
приводит такие слова святого, сказанные им в те годы: «Когда человек в конце
концов поймет свое назначение, постигнет смысл своей судьбы – то есть, то, что
он – дитя Небесного Отца, другими словами, постигнет бытие Высшего Блага, – он
презрит все блага мира сего. Это правда, конечно, что добродетельный человек
терпит много искушений и унижений в этом мире, но в глубине своего сердца он
радостен, ибо совесть его спокойна. Мир обычно ненавидит и презирает
добродетельных людей, однако, он и завидует им, ибо, как сказали наши предки,
даже враги восхищаются добродетелями».
В 1898, летом, Святитель Нектарий
получает от Константинопольского Патриарха Константина разрешение посетить
Святую Гору Афон. Насколько далеко это место, столь прославленное
покровительством Божией Матери и подвигами и богомыслием отцов и иерархов:
Преподобного Афанасия Афонского, Святителя Григория Паламы и целого сонма
святых,- от Афин, где в гуще событий и мирского брожения умов, рождающего новое
светское сознание, подвизался иерарх, но, не забудем, и монах, Нектарий! На
Афоне Святитель был принят не только как епископ, имеющий рекомендательное
письмо Патриарха, но и как собрат по богомыслию, смирению. Он, в полном
соответствии со своими правилами, всем видом показывал, что прибыл не поучать,
но учиться. Отказался от роскошных облачений на службе и предпочел по
обыкновению скромную мантию. Посетил и братьев Даниилов, проживавших в десяти
минутах ходьбы от знаменитой Карульской горы. Братьев никто о том не
предупредил, и может быть они не узнали бы, что к ним пришел не простой
афинский инок, а святой иерарх, если бы не следующее событие: один из братьев
вызвался проводить Святителя в направлении Карули. На пути им встретился
незнакомый отшельник, который, после взаимных благословений, укорил Даниила в
том, что тот решается идти впереди епископа Пентапольского. Беседа с
отшельником, неведомым подвижником, была для Митрополита тем даром, которого
святые почти всегда лишены: беседовать с тем, кто готов понять тебя и твою
ненависть к миру, и сочувствовать тебе, страдающему от ненависти мира.
Подлинный Афон не просто
географическое понятие. Где подлинный монах, там – и гора Афон. А монах
Нектарий жил в Афинах. Казалось бы, погруженный совершенно в суету школьной
жизни, забот об издании книг, в планах статей. Но была и вторая – не главная
ли? – жизнь, где было молчание, пост, бдение и молитва. И милостыня,
обязательная для каждого христианина, мирянина или монаха. В одно воскресенье,
служа в Богородицкой церкви Золотого Грота в Афинах, Святитель увидел, что
священник рядом с ним – в изорванной рясе. Митрополит не долго думая снял с
себя рясу и дал тому. Нектарий же вернулся в его потрепанной рясе обратно в
школу, где получил нагоняй за «юродство». Тогда-то Святитель и сказал свои
знаменитые теперь слова:
«Мой дорогой друг, здесь, на
земле, – время очищения. Без Господа Иисуса Христа это очищение не имело бы
смысла. Если вы признаете этот факт, вы не можете ставить себе пределов: до
этого я дойду и не далее. С какой стороны вы ни посмотрите на жизнь, вы найдете
в ней все, кроме благоразумия».
Но несмотря на все усилия
клеветников и просто недоверчивых к добродетелям людей, в Египте помнили
святого изгнанника. В 1899 году после смерти Патриарха Александрийского
Софрония египетские греки предложили Святителю Нектарию выдвинуть свою
кандидатуру на выборах Патриарха. Ненадолго святой вернулся в Египет и тут же
покинул его, увидев, что духовенство поддерживает другого кандидата. «Исполняя
просьбы моих соотечественников я отправился в Египет, но не для того, чтобы
вызвать недоразумения и раздор, но чтобы принести мир и любовь»,- сказал он
тогда отцу Иоакиму (Спетсиерису).
Нет, не титул Патриарха Господь
готовил Митрополиту Пентапольскому, а славнейшее имя Чудотворца Эгинского. Как
это случилось? Святитель давно питал желание основать женский монастырь вблизи
Афин, потому что он знал многих благочестивых женщин, стремившихся покинуть мир
и принять ангельский образ. На острове Эгина, как рассказал ему настоятель
одного из здешних храмов Архимандрит Феодосий (Папаконстантину), было много
полуразрушенных церквей и монастырей, и даже полностью брошенных обитателями.
10 сентября 1904 года Святой отправляется на этот остров и своими руками
начинает восстанавливать маленький храм в честь Пресвятой Троицы, при котором
были и две келлии. 1 июля 1906 года заложен первый камень в постройку Троицкой
церкви. Прибыла и очень уважаемая им слепая мать Ксения (Строгилос), и еще
несколько послушниц. Так начал воздвигаться светоч, о котором говорил Святитель
монахиням: «Я воздвигаю для вас маяк, и Господь возжжет в нем огонь, который
просияет по всей вселенной. Многие увидят свет и придут в Эгину». При жизни это
исполнилось так, что число монахинь значительно увеличилось, но лучшее Господь
предусмотрел для того времени, когда Святитель почил.
В 1908 году Митрополит Нектарий
окончательно покидает шумные Афины и переселяется в Эгину.
2 июня бывший митрополит
Пентапольский освящает церковь Пресвятой Троицы. Здесь он предстоял пред очами
Господа, усматривающего и в ангелах недостатки. Здесь ему довелось
подготовиться к переходу в мир иной. А пока и на острове Нектария достигали
уколы врагов, а точнее – одного врага нашего спасения. Святитель строил обитель
на Эгине, как и все, что он создавал, на одном основании – Христе и верности
Его заповедям. При этом человеческие часто ускользали от его внимания. Но
правящий Митрополит Феоклит, давший некогда устное благословение на устройство
обители, теперь наконец-то обратил внимание на труды Святителя, принял во
внимание труды насельниц, то, что их число очень увеличилось, услышал о
поддержке некоторых жертвователей, о паломниках на остров и… решил закрыть
обитель. Только сплетение всех несчастий – Первая мировая война, голод,
оккупация французами и англичанами, нестроения в Церкви, в результате которых
пришел к власти недоброй памяти Мелетий Метаксакис – все это заслонило
Святителя Нектария от влиятельных врагов.
А Святитель уже удалялся от мира
и телесно. Жители острова убедились в этом во время погребения священника
Николая Мутсакоса, настоятеля древней церкви Свт. Николая при море. Во время
отпевания дети местных рыбаков и ловцов морских губок увидели Митрополита
Пентапольского поднявшимся на локоть от земли.
20 сентября 1920 года в афинскую
Аретаионскую больницу для бедных был принят умирающий Святитель Нектарий. Его
привезла монахиня Евфимия, когда Митрополит Пентапольский настолько ослаб от
болезни и страданий, что не смог противиться своим пасомым. Целый год до этого
он страдал от болезни, не переставая благодарить Бога, ожидая помощи и утешения
только от Него. Через два месяца Святитель почил в 10.30 вечера 8 ноября 1920
года. Его душа отделилась от тела в мире с Богом и молитве к Нему. Святителю
Нектарию было 74 года.
В день блаженной кончины святого
больница, обычно смрадная, как все больницы для бедных, благоухала неизъяснимым
ароматом. Больничная палата, где душа святого отделилась от тела, была
наполнена этим благоуханием особенно сильно.
Исцеление соседа по палате,
парализованного старика, произошло так: когда останки Святителя переоблачали,
чтобы переложить в гроб, то положили его кофту на постель безнадежно больного.
И паралитик начал двигаться, и спустя несколько дней смог ходить!
Монахини перевезли мощи Святителя
в город Пирей, где их положили в простой деревянный гроб. Оттуда их перевезли
на остров Эгину и погребли в Свято-Троицком монастыре. Так был зажжен огонь на
маяке.
Спустя пять месяцев после смерти
могилу Святителя открыли, чтобы переложить тело в новый мраморный гроб, и нашли
тело неизмененным, источающим аромат. А рядом уже шествовала и благоухала слава
нового чудотворца, столь близкого простым душам монахов, бедняков, детей.
Когда прошло еще три года,
монахини снова открыли гроб, и тело оставалось нетленным. Тогда приглашенный
ими Архиепископ Хризостом (Пападопулос), осмотрев мощи, сказал, что такое
явление случается нередко и порекомендовал выставить тело на солнечный свет и
свежий воздух. Тогда, дескать, тело подвергнется разложению. Растерянные
монахини так и поступили. Когда это не подействовало, Архиепископ распорядился
вернуть мощи в гробницу.
Но маяк, возжженный Милостивым
Богом для верных душ, нельзя уже было погасить. Отныне сюда обращены умом
православные, стоящие на молитве Святому. И верующие получали, и получают исцеления
душ и тел своих. Но главное чудо – тот аромат, который источает святость
Митрополита Пентапольского. Он благоухает отныне для всего мира, обращая души к
Богу, к Его неизреченной милости к смиренным и кротким сердцем. Да смилуется и
над нами Христос Бог наш, по молитвам Святителя Нектария, Чудотворца Эгинского.
Книги и статьи о Святом Нектарии
Эгинском:
The Life of Our Father Among The Saints
Nectarios, Metropolitan of Pentapolis. Seattle.
Архимандрит Иоаким Спетсиерис.
Житие Святителя Нектария//Православная Русь. 1978. № 5. С. 5-10. Перевод Н. П.
(На английском языке это житие было напечатано в журнале «Orthodox Word» (№ 2.
1966).
Иоанн Маврос. Творения Святителя
Нектария//Православная Русь. 1978. № 5. С. 10-12. Перевод Н. П.
Зот Хондропулос. Святитель
Нектарий Эгинский//Церковная Жизнь. 1987-1992 гг.
Манолис Мелинос. Я говорил со
Святым Нектарием (интервью с людьми, знавшими Святого Нектария). Свято-Троицкая
Сергиева Лавра, 1995. С. 256.