БЛАГОДАРИМ ЗА ПОСЕЩЕНИЕ НАШЕГО ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО САЙТА! ПРИГЛАШАЕМ ВАС, ТАКЖЕ, К ЧТЕНИЮ ГЛАВНЫХ НОВОСТЕЙ И ПУБЛИКАЦИЙ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОФИЦИАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ БЛОГЕ «ИПЦ: ИНФОРМАЦИЯ И АНАЛИТИКА» СИНОДАЛЬНОГО ИЗДАТЕЛЬСКОГО И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ЦРО ИПЦ. БЛАГОСЛОВИ ВАС ГОСПОДЬ! | We thank you for visiting our information-educational a web-site! We invite you also to read the main news and publications of the True-Orthodox Church in the official Informational blog «TOC: information and analytics» of the Synodal publishing and information-analytical Department of the TOC. God will bless you!
Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ / Volgograd and Kazan diocese TOC (Russia)
РАЗДЕЛЫ САЙТА
КАТЕГОРИИ
Исповедники веры [33]
Духовные чтения [40]
Поиски Истины [61]
Пророчества [10]
Проповеди [2]
Документы [5]
Молитвы [15]
Полезное [27]
Статьи [45]
ИПЦ [22]
А.Р. [12]
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Читайте, также, наши новости в официальном информационном блоге "ИПЦ: информация и аналитика"
Читайте, также, наши новости в официальном информационном блоге "ИПЦ: информация и аналитика"
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
С Постом Великим всех православных христиан!
С Постом Великим всех православных христиан!
2/15 февраля - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Праздник и традиции
2/15 февраля - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Праздник и традиции
2 февраля - годовщина Сталинградской битвы
2 февраля - годовщина Сталинградской битвы
19 января - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. О празднике, традиции на Украине и в Беларуси
19 января - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. О празднике, традиции на Украине и в Беларуси
С РОЖДЕСТВОМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!
С РОЖДЕСТВОМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!

ЕПАРХИЯ В СЕТИ



ИКОНОГРАФИЯ/ICONS

Иконография/Icons
Главная » Статьи » Поиски Истины

Черногория. Пещерная церковь Симеона Дайбабского

Этот холм сразу привлекает внимание хотя вроде бы нет в нём ничего особенного. Намного выразительнее смотрится тёмно-синяя гряда гор со снежными вершинами, что окружают долину со стороны Скадарского озера. У основания холма разбросаны стройные силуэты кипарисов. Но что-то заставляет людей, проезжающих мимо, вглядываться именно в холм, словно вот-вот нечто должно им открыться. И только побывав в пещерном храме Успения Святой Богородицы, понимаешь, что та благодать, которая охватывает тебя здесь, каким-то образом распространяется и на весь холм… 

Единственный в Черногории пещерный храм возник в ХIХ веке близ села Дайбабе. Прежде того местный пастушок Петко Ивезич не во сне, а наяву стал свидетелем чудесного явления: «Пас я скот на «Берегу» у могил, и когда ел хлеб и грыз орехи (значит, это было осенью. – Л.С.), почувствовал аромат ладана и увидел, что на одной большой плите сидит человек, весь в золоте. На голове его шапка, расширяющаяся кверху, а наверху шапки крест. Возле него – посох, а наверху – золотые яблоки и жёлтый покров, а возле него – двое детей». Петко подумал сначала, что это злой дух, но человек сказал ему:

«– Я не злой дух, как ты думаешь. Я – святой, и здесь меня спрятали от турок. Был я владыкой этого места, и сын я одного святого, что жил ещё до Косова (то есть ещё до великой Косовской битвы, которая произошла в 1389 году). Хочу, чтобы ты мне построил монастырь здесь.

– Я беден, отче.

– Не желаю богатых. Нашёл бы, если бы захотел. Для начала нужна маленькая церковка. Хочу тебе всё рассказать и всему определить границы…»

Растерянный, смущённый, но полный воодушевления, юноша пастух отправился в знаменитый монастырь Василия Острожского, чтобы получить истолкование увиденного. Петко рассказал о случившемся молодому иеромонаху Симеону. Именно Симеон первый записал чудесное видение неграмотного парня и взял на себя тяжкий труд исполнения услышанного им завета.

                                            

Иеромонах Симеон родился в городе Цетине в 1854 году, на праздник святителя Николая (19 декабря), в семье Васа и Станы Поповичей (при крещении он получил имя в честь святого Саввы Сербского). Рано оставшись без родителей, Савва воспитывался у деда Милана и его брата Лаза Поповича – приходского священника. Основы богословских знаний ему преподали в монастырской школе в Цетине, которую открыл сам владыка Пётр Негош. Особенно отличался Савва знанием церковнославянского языка, любил пение, каллиграфию и рисование (позднее его талант и любовь к изобразительному искусству выразились в росписях пещер в Дайбабе).

Наступило время определиться: юноша разрывался между желанием деда Милана, который хотел, чтобы внук женился и стал заботиться о его имуществе, и стремлением продолжать духовное образование. Но в конце концов дед отправил юношу в Россию, для дальнейшего обучения: сначала в Киевской семинарии, а затем в Духовной академии. По благословению и рекомендации митрополита Черногорского Иллариона к митрополиту Киевскому Филарету, Савва стал стипендиатом Русской Церкви.

Под влиянием своего духовника иеросхимонаха Николая Савва принял решение пойти по пути монашества. Но до пострига он прошёл обучение философии в парижской Сорбонне и прослушал курс лекций в одной из протестантских семинарий Женевы, как он писал, «ради знакомства с тогдашним западным миром. Но ни его мода, ни слава мирского человека не были мне по духу. Поэтому я опять вернулся в Россию и принял в честной Киево-Печерской Лавре монашеский чин в 1887 году».

Вскоре после пострига Симеон был рукоположен в священный сан. В 1888 году он вернулся на родину. Иеросхимонах Николай  подарил ему из своей библиотеки много книг с печатью (их и сейчас можно видеть в библиотеке Успенского монастыря).

Митрополит Митрофан сначала определил молодого человека в монастырь святителя Николая на Враньине, но осенью 1889 года его перевели в Острог, где при монастыре открылась первая в Черногории монашеская школа. Отец Симеон, получивший прекрасное всестороннее образование, становится одним из преподавателей. Кроме этого, служит святую литургию, принимает многочисленных паломников, рассказывая им о житии великого Острожского чудотворца Василия, читает молитвы об исцелении больных.

Вскоре он совершил паломничество на Святую гoру Афонскую и в Святую Землю. И уже после этих важнейших для духовной жизни паломничеств к Симеону и явился пастух Петко Ивезич… Особенно примечательно для отца Симеона оказалось, что неграмотный пастух, который даже в Подгорице ни разу не бывал, точно описывал чины небесной иерархии, говорил о саркофагах, о форме храма в византийском стиле, о живописи храмовых сводов.

Рассказ пастуха в корне изменил направление подвижнической жизни отца Симеона. Он хорошо помнил подвиги великих основателей Лавры – преподобных отцов Антония и Феодосия и их многочисленных духовных наследников. И он осознал, что должен по их примеру поселиться в пещере. Его на это благословил митрополит, одобрил намерение и черногорский король Никола. И вскоре возле села Дайбабе появилась церковь, посвящённая Успению Пресвятой Богородицы. Митрополит Митрофан (Бан) стал её первым благотворителем.

А Петко Ивезич, пробыв послушником старца Симеона, получил в монашестве имя Платон и служил как иеромонах, окончив свою жизнь девяностолетним старцем в Дайбабском монастыре.

…Снаружи храм выглядит как обычная церковь, но у неё есть только фасад, пристроенный к скале, и две колокольни по бокам. Войдя же внутрь, человек оказывается в пещерах, со стен которых на него смотрят лики святых, написанные преподобным Симеоном.

В этом уединённом месте всю оставшуюся жизнь (почти полвека) Симеон дни и ночи предавался духовным подвигам. После многолетнего постничества, получив дары прозорливости, ясновидения и прозирания наисокровеннейших тайн и помыслов людских, отказавшийся от мира старец становится знатоком душ человеческих. Свои дары он употребляет на то, чтобы помочь всем страждущим. Помощь ближним в борьбе с грехом святой Симеон поставил наивысшей целью служения и светил, как «светильник на подсвечнике» и «город, стоящий на вершине горы».

Старца всё больше почитали как местные, так и приходящие издалека паломники. Некоторые из них описывали свои встречи с ним в книгах и журналах, прославляя отца Симеона.

Русский князь Дмитрий Голицын-Муравлин писал: «От личности отца Симеона веет безграничной духовной чистотой и евангельским смирением, как от нашего отца Иоанна Кронштадтского… он проникнут светом и тихой благостью, которая умиляет и радует». Французский путешественник Ниселе говорил о старце как о «поистине ангельском явлении, вокруг которого веет дух небесного блаженства».

Всесторонне одарённый человек, отец Симеон и сам не раз брался за перо, откликаясь на зов времени статьями в журналах, письмами к известным людям. Но чаще всего преподобный Симеон давал поучения о духовной жизни и о преодолении препятствий, которые ждут на этом пути каждого христианина, в стихах, чтобы наставления лучше запоминались и передавались.

Самая крупная из его духовных поэм — «Отец и сын, или Разговор о вере». Катехизис в стихах, разделённый на вопросы сына и ответы отца, доступно и просто излагает самые важные ступени веры. В нём есть главы догматического содержания: «Библия», «О Христовом страдании», «Добрые и злые ангелы», «О святых на небе», «О святых иконах», «Есть ли душа?», «Свобода». Много внимания уделено вопросам нравственным: «О милостыне», «Грех словом и мыслью», «Не должно никого осуждать», «Почитание родителей», «Дружба», «О гневе», «Ложь»  и так далее. Писал он и об игре в карты, о гадании, о курении (в том числе о женском), о праздном любопытстве.

Его поэма «Демонское царство и наши грешники» построена по тому же принципу, что известное русско-язычным читателям сочинение Клайва Льюиса «Письма Баламута», в котором праведность парадоксальным образом доказывается «от противного» – с бесовской позиции. Преподобный Симеон с иронией описывает заседание дьявольской коллегии в составе «председателя демонов Валериана, заместителя председателя демона Люцифера и секретаря демона Зеферина», которые занимаются «адской бюрократией» – рассматривают заявления пребывающих в геенне грешников.

Единственное сочинение, которое не было опубликовано при жизни преподобного и сохранилось в рукописи – сборник духовных размышлений, – вышло в свет только в 1991 году. Издатель (протоиерей Василий Ивошевич) дал ему название: «Из сокровищницы поучений старца». Это сочинение состоит из 347 маленьких глав или изречений. Святой ХХ века размышляет о том, могут ли верующие пользоваться новейшими техническими достижениями – автомобилем, поездом, телефоном, часами, очками и тому подобном. Высказывания преподобного Симеона очень напоминают пословицы-присказки.

Народ любил и почитал своего пастыря. Знаменитые сербские теологи XX века ставили его всем в пример. Возле прозорливого старца собралось несколько учеников. Самым известным из них стал его преемник игумен Феофил (Попович). Он и ухаживал за своим наставником в последние годы жизни.

И в немощах старец не расставался со своим строгим пустынническим молитвенным правилом, не дозволяя, чтоб немощь телесная мешала духовным подвигам. Вплоть до самой своей кончины (1 апреля 1941 года) преподобный Симеон Дайбабский предавался молитвенной тишине, продолжал писать проповеди, составлял поучения.

Мощи старца покоятся в раке, поставленной в глубине пещеры. Они вполне доступны для поклонения паломников.

Из сокровищницы поучений преподобного Симеона Дайбабского

- Бог отражается в природе, как человек в чистой воде. А нечистое сердце, как мутная вода, не даёт себе видеть милость Божию.

- Путнику, чтобы попасть на пароход, нужен билет, а христианину, чтобы попасть на небо, нужно чистое сердце.

- Есть люди, которые неприметно живут в этом мире и скрывают свои добродетели. Но придёт час, когда явлены будут их дела и они прославятся в вечности.

- Если комната твоя тёплая, не открывай двери часто. А если имеешь в себе Духа Святого, не говори много.

- Имей перед домом воду, а перед очами – Слово Божие, чтобы быть тебе чистым телом и душой.

- Прямое весло в воде кажется кривым, так что больше доверяй разуму, чем глазам.

- Остриженную овцу требуется больше беречь от града, а немощного грешника – от строгого осуждения.

- Может и в церковный колокол ударить молния, может и праведника постигнуть беда.

- И красивое яблоко может быть гнилым, и красноречивый человек – обманщиком. Поэтому имей нож для яблока и осторожность для человека.

- Слёзы покаяния очищают душу от греха более, чем что-либо другое.

- Автомобиль оставляет после себя дым и пыль, а развратное сердце – вздохи и отчаяние.

- Некоторые люди могут скакать на коне без седла, а некоторые [могут] убить человека без оружия – злым словом.

- Человек привязывает за узду коня, чтобы [он] не убежал, а диавол [привязывает] сребролюбием человека, чтобы он не спасся.

- Перекрестись, прежде чем начать работать, и поразмысли, когда хочешь что-либо сказать. Это мудро и благочестиво.

- Знай точный адрес того, кому пишешь, а в молитве – о чём хочешь просить Бога, чтобы не вернулось к тебе письмо и чтобы была успешной молитва.

- Молись Богу, когда ты сыт, чтобы не было стыдно тебе, когда станешь молиться Ему от голода.

- Не требуй от Бога чудес, ибо Он [лучше] знает, когда тебе их даровать.

- Священник, знающий своё высокое звание и благодать, которая дана ему от Бога, не должен никогда забывать, что его ожидает грозное наказание, если он явится недостойным своего высокого звания.

Перевод с сербского выполнен Ю.В.Максимовым

по изданию: Jеромонах Исак (Симић) «Живот и дjело

преподобног оца нешег Симеона Даjбабског»


(«Наука и религия», 2011/08)

Категория: Поиски Истины | Добавил: Админ (09.08.2011)
TRANSLATION
 
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ


ТЕГИ ПУБЛИКАЦИЙ
ПОИСК/SEARCH

ИНФОРМАЦИЯ
  • Официальный сайт ИПЦ
  • Святейший Рафаил (Fb)
  • Святейший Рафаил (Tw)
  • Информация и аналитика
  • Главный форум ИПЦ
  • Мы в Facebook'е
  • Мы в Twitter'е
  • ИПЦ "ВКонтакте"
  • ИПЦ в Facebook'e
  • Памяти Митроп.Сергия
  • Наши сайты ИПЦ

  • БАННЕРЫ
















    НАШ БАННЕР
                     
        
      
    Волгоградско-Казанская 
епархия ИПЦ  
               
    ПОДДЕРЖИТЕ НАС!


    ПОСЕТИТЕЛИ

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ИСТИНА ПРАВОСЛАВИЯ


    Words of the Gospel





    Вход | Login
    Вверх страницы

    Вниз страницы


    Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ © 2024
    The Volgograd and Kazan diocese of is TOC

     
                                  

    При использовании любых опубликованных у нас материалов - будем признательны, если вы у себя разместите активную ссылку на наш сайт! Мы имеем своё суждение и иногда оно может не совпадать с мнением авторов публикаций нашего сайта. Мы, также, с радостью примем и ваши статьи/материалы для размещения на нашем сайте. Спаси вас Господь!








    Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

    Сайт адаптирован под браузер Mozilla Firefox | The website is adapted for Mozilla Firefox