Есть на Кипре в горах Троодоса
древний монастырь, расположенный на высоте почти полутора километров над
уровнем моря. Русский путешественник Василий Барский, посетивший эти края в
XVIII столетии, назвал обитель «райским» местом – так умиротворённо пели вокруг
птицы, такое спокойствие дарили густые леса, защищавшие монахов от мирской
суеты. По легенде, основатель монастыря бежал из Константинополя на Кипр во
времена иконоборчества со спасённой им иконой Богоматери и сохранял её в
расщелине дикого утёса в лесах Троодоса. Отсюда название иконы – Троодитисса и
самой обители.
Чудотворный образ Богоматери
Троодитиссы был обретён в 990 году. Спустя 250 лет монахи построили здесь
первую церковь. Документальных свидетельств о монастыре до конца XVI столетия
не сохранилось – лишь разрозненные сведения о том, что обитель дважды страдала
от лесных пожаров, а затем вновь отстраивалась и возрождалась. В XIX столетии
монастырь окреп, в нём проживало десять насельников.
Сегодня на территории
монастырского комплекса несколько церквей. Среди них предвратный храм святого
Неофита, небольшая церковь во имя святых Афанасия и Кирилла и совсем крошечная
церквушка с двускатной остроконечной крышей в честь Сретения Господня.
В трудные годы пожаров и
запустения монахи сумели сохранить самое главное достояние – чудотворный образ
Богородицы. И сегодня эта знаменитая икона украшает золочёный иконостас 1844
года ручной работы Хаджидимитриу Тальодору из Никосии.
Образ Богородицы Троодитиссы, по
преданию, написанный апостолом Лукой после Успения Богоматери, занимает в
иконостасе самое почётное место – слева от Царских Врат. Долгое время икона
была закрыта драгоценным окладом, и лишь сравнительно недавно паломники
получили уникальную возможность лицезреть её. Богородица и Божественный
Младенец изображены здесь в богато орнаментированных одеждах, по-восточному
изысканных и по-византийски пышных, что придаёт иконе особую торжественность.
Возвышенный настрой подчёркивают и два ангела, поддерживающие лёгкую
царственную корону Девы Марии. Благословляющий Младенец, несмотря на роскошные
одежды, изящные сандалии, выглядит сдержанно и строго. Именно сдержанность
характеризует этот образ, относящийся к иконографическому типу Одигитрии
(Путеводительницы), отличая его от эмоциональной и лиричной Елеусы (Милостивой).
История чудес иконы Богородицы
Троодитиссы поражает своей человечностью, необыкновенной любовью к людям,
щедрой заботой о них. Рядом с иконой Богоматери
хранится накрытый красным сукном кожаный пояс, украшенный драгоценными
серебряными с позолотой застёжками. Его подарила монастырю во второй половине
XIX столетия неизвестная женщина, пожелавшая возблагодарить Деву Марию,
вернувшую ей радость материнства. Со временем пояс сам стал чудотворным, и
многие убеждены, что он лечит не только бесплодие, но и другие заболевания.
Напоминает о чуде и невзрачный серый камень, видимый с задней стороны иконы.
Его историю впервые поведал миру Василий Барский. Несчастные родители тяжело
больного ребёнка обратились за помощью к Богородице, пообещав, что в случае
выздоровления мальчик останется служить в обители. Их молитвы были услышаны,
свершилось чудо. Однако родители, нарушив обет, решили тайно забрать сына. Но в
тот самый момент с церковной стены сорвался камень и полетел прямо на ребёнка.
Икона Богородицы внезапно наклонилась вперёд, прикрыв мальчика и приняв удар на
себя. С тех пор камень стал одной из храмовых реликвий.
Чудом, пусть незаметным, но
ежедневно свершающимся, можно назвать
подвижническую жизнь 14 монахов, несущих сегодня послушание в обители
Богородицы Троодитиссы. Эти люди отказались от мирского благополучия во имя
служения Господу и спасения человеческих душ. Начиная каждый свой день задолго до рассвета, в своих
скромных кельях просят они милости для всех нас. После ежедневной утренней службы
в монастырском храме, приняв традиционно скромную пищу, насельники исполняют
свои земные обязанности: пишут иконы, выпекают хлеб, ухаживают за территорией и
монастырскими храмами... Важной работой считается возделывание земли.
Отвоёванные у гор и засаженные сельскохозяйственными культурами и фруктовыми
деревьями узкие полоски земли кормят общину, обрабатываются с усердием, любовью
и вдохновением. В монастырских садах цветут благоухающие розы, из их лепестков
монахи создают знаменитую розовую воду, применяя традиционный способ
дистилляции. В свободное время, которого очень немного, они сопровождают
паломников и гостей монастыря, без устали рассказывая о великом множестве
чудес, дарованных покровительницей их обители – Пресвятой Девой Марией, живущей в горах Троодоса, как и
на всей православной земле.
Леонид Буланов, «Наука и религия»