Есть в Воронежской области редкой красоты и величия место – меловое
плато в районе впадения в Дон реки Тихая Сосна. Все, кто побывал там, говорят о
его особой энергетике, необычайных ощущениях, вызванных, возможно,
разбросанными на плато меловыми столбами самых причудливых форм – это «дивы»,
или «дивки», давшие название всей местности – Дивногорье. В 1991 году эта
территория была объявлена землями историко-культурного и природоохранного
назначения, и решением Воронежского облисполкома здесь был создан «Природный,
архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье». В этот комплекс
вошёл и монастырь Успения Пресвятой Богородицы (или Свято-Успенский) с
примыкающими уникальными пещерными храмами и сооружениями разного времени, с
наземными постройками второй половины ХVII – первой половины ХIХ веков. Пещеры,
несомненно, представляют особый интерес.
Пещеры, изолированные от мира, с
его солнечными бликами, тенями, цветами, звуками, запахами, всегда будили
человеческое воображение. Этот мир подземной тишины и темноты, замкнутого
пространства издавна стал и миром монашества, людей, удалившихся от соблазнов и
полюбивших уединение. Образ пещеры присутствует в сознании христиан (вспомним,
что величайшая святыня христиан – пещера Гроба Господня, и рождение Иисуса Христа
также связывают с Вифлеемской пещерой). На протяжении столетий христианские
подвижники в поисках уединения создавали различные пещерные сооружения. В
малоазийской Каппадокии (современная Турция) – более четырёх тысяч подземных
храмов и сооружений, в Крыму таких около шестидесяти.
Истоки подземножительства на Руси
связывают с преподобным Антонием Печерским. Основанный им первый русский
монастырь (знаменитая Киево-Печерская Лавра) формировался именно вокруг пещер.
С тех пор русские иноки не раз обустраивали уединённые кельи и даже церкви под
землёй.
С освоением Российским
государством новых южных рубежей традиции строительства пещерных храмов пришли
и в Подонье, где меловые склоны берегов Дона и его бассейна стали молитвенным
приютом для нескольких поколений христианских подвижников. Здесь расположено
около шестидесяти комплексов христианских подземных сооружений. К таким
относятся и пещерные храмы и сооружения Свято-Успенского монастыря.
Монастырь основан около 1640 года
монахами, пришедшими на эту землю из Украины вместе с полком украинских казаков
под командованием полковника И.Дзиньковского, спасавшихся от
польско-католического притеснения. Эти иноки и стали основателями монастыря. Во главе их стоял игумен Гурий.
Иноки в середине ХVII века
вырубили пещерную церковь в честь Успения Богородицы, позже переосвящённую в
честь Рождества Иоанна Предтечи. Находящаяся на высоте 40 метров церковь
вырублена в скале, облицованной меловыми блоками, с архитектурным убранством в
псевдоготическом стиле и с галереей, огибающей храм, с часовнями на каждом
повороте хода.
Хотя документально Дивногорский
монастырь известен с XVII века, по преданию, обителm здесь существовала в более
раннее время. Об этом свидетельствуют пещерные стасидии — крупные ниши с
полукруглым верхом, которыми почти до основания прорезаны стены в длинном
подземном коридоре. Стасидии обычно встречаются в более ранних пещерных храмах.
Ещё в ХVIII веке путешественники видели здесь развалины древнего монастыря.
Церковное предание называет его основателями греческих схимников Ксенофонта и
Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые искали себе убежища в русских землях. По
легенде, монахи принесли с собой Сицилийскую икону Божией Матери и обустроили
один из пещерных храмов. Эта икона была обретена на одной из «див» в 1831 году
и пользовалась большим почитанием. Позже в честь этой иконы была освящена ещё
одна пещерная церковь.
В 1670 году возле стен монастыря
разворачивались события крестьянской войны под предводительством Степана
Разина. Именно здесь состоялось решающее сражение между силами повстанцев и
царскими войсками. Мятежники потерпели поражение и ушли с Дона. К ним примкнул
полковник И.Дзиньковский.
Постоянная опасность то от татар,
то от «воровских людей» заставляла братию думать о защите обители: на
монастырской колокольне, рядом с тремя небольшими колоколами, были установлены
две железные и одна медная пушки.
Пещерные храмы – их несколько –
созидались трудами монахов в течение веков. Сегодня большинство из них не
действуют, но кое-где православные пытаются наладить (и где-то уже наладили)
богослужебную жизнь.
«Наука и религия»