В Иерихоне открыт первый на Святой земле
российский археологический музей - Музейно-парковый комплекс РФ, где собраны
находки из недавних раскопок в Иерихоне. Он пока еще не слишком заполнен,
первую экспозицию следует рассматривать не как итог, а, скорее, как начало
пути, который необходимо одолеть вслед за археологами других стран. О том, что
предшествовало созданию музея, обозревателю "Недели" Ирине Мак
рассказал руководитель раскопок от российской стороны, глава сектора Москвы
Института археологии РАН, доктор исторических наук Леонид Беляев.
Иерихон, многократно упомянутый в Библии
Ир ха-Тмарим - в переводе с иврита "город пальм", он же в недавнем
прошлом арабская деревня Риха, - если и не самый древний, то один из древнейших
непрерывно населенных городов мира.
Первые следы жизни людей, обнаруженные
здесь, относятся к восьмому тысячелетию до нашей эры. Можно увидеть руины
нескольких городских стен, якобы павших от звука иерихонских труб. Над урочищем
Вади Кельт открыты руины дворцов Хасмонеев, Ирода Великого и его сыновей и
памятники Византии, часть из которых с 1880-х годов принадлежит России.
Музейно-парковый комплекс РФ построен на
одном из таких участков. Здесь собраны находки из недавних раскопок, которыми
Леонид Беляев руководил вместе с доктором Хамданом Таха из министерства туризма
и древностей Палестинской автономии.
Антонин и Иосаф
В музее есть и фотографии, сделанные во
времена, когда освоением древностей в Палестине занимались с российской стороны
не только археологи, но и духовенство. Архимандрит Антонин (Капустин), глава
Русской духовной миссии, который прибыл в Иерусалим в 1865 году и купил для
России около сотни участков святых земель, был не просто церковным человеком,
но выдающимся византинистом и ориенталистом. Он предполагал, что раскопки на
этих землях откроют памятники немереной ценности. Так и оказалось. В Иерихоне
архимандрит Антонин купил два участка. А из-за третьего, который в 1883-1884
годах приобрел некий иеромонах Иосаф (в миру Плеханов) - на нем и возвели
музей, - разгорелся политический скандал.
- Иосаф был русским человеком, принявшим
монашество на Афоне, - рассказывает Леонид Беляев. - Соответственно он перестал
быть подданным России и перешел в ведение Греческой церкви. И когда Иосаф, не
спросив никаких разрешений, купил участок на Святой земле, начался скандал.
Дело в том, что, купив эту землю на русские деньги и устроив на ней фактически
русский монастырь, он нарушил все принятые правила. В Османской империи,
которой в те времена принадлежала Палестина, Иосафу грозили суд, тюрьма,
изгнание. Чтобы избежать этого, Иосаф договорился с Русской церковью: этот
участок он передает России в обмен на еще один, купленный Россией.
На Антониновском участке, на месте отлично
сохранившейся ранневизантийской напольной мозаики, в начале XX века построили
русскую церковь. С тех пор ее облик претерпел некоторые изменения, но интерьер
остался прежним, на полу - все та же мозаика VI века с большим греческим
текстом. Храм никогда не переставал функционировать. Рядом расположен
двухэтажный паломнический приют, который когда-то стоял в чистом поле, а теперь
оказался в центре города.
На Иосафовском участке тоже обнаружили
вполне сохранившуюся мозаику, но он оставался заброшенным. Несмотря на то что в
его центре стоит огромная сикомора - памятник природы с двухтысячелетней
историей, восходящей к евангельскому рассказу о встрече Иисуса с мытарем
Закхеем, и к ней стремятся тысячи паломников. До 1995 года здесь были только
одноэтажные строения, построенные при Иосафе. Но в 1995-м началась эпопея по
музеефикации очередного святого места.
Завладеть своим прошлым
- Владение прошлым и само по себе приятная
вещь, но оно дает еще политические и практические преференции, - рассуждает
Леонид Беляев. - Все государства мечтают с помощью раскопок обозначить свои
корни и обосновать всякого рода претензии. Поэтому контроль над святыми местами
всегда привлекал ученых и политиков. Из-за этого разворачивались войны -
достаточно вспомнить крестовые походы и Крымскую войну. Не слишком известная с
точки зрения археологии Палестина - а под Палестиной я подразумеваю не
существующую сегодня Палестинскую автономию, а все, что мы включаем в понятие
"Святая земля", - остается очень притягательной для археологов. Так
было с XVI века, когда здесь появились французы и итальянцы - доминиканские и
францисканские монахи.
Масляная лампа. Бронза, Византия. VI век и
фрагмент орнамента гигантской византийской мозаики, обнаруженный на еще недавно
заброшенном участке, принадлежащем России. VI векАрхеология в современном
представлении начала здесь развиваться в XIX веке. До середины XX века это была
практически только западная археология. С середины прошлого столетия к процессу
мощно подключился Израиль, сформировавший собственную археологическую школу -
не столь значительную, как германская или очень известная в Святой земле
итальянская школа, но европейскую по типу.
Американцы, появившиеся в Палестине в
конце XIX века, к 1930-м годам создали одну из главных археологических школ в
Израиле. И одновременно с американцами здесь появились европейцы и русские.
- Тогда началось соперничество за право
обладания святынями между католиками, православными и протестантами, -
дополняет Беляев. - Началась конкуренция самих святых мест - у кого они правильные,
настоящие. Я бы это назвал конфессиональными системами святых мест. Архимандрит
Антонин фактически создавал новую конфессиональную систему святых мест.
Это была деревня
В 1891 году была организована первая
Ближневосточная экспедиция Императорского православного палестинского общества
во главе с великим русским искусствоведом и византинистом Никодимом Кондаковым.
Маршрут экспедиции пролегал от Константинополя до Иерусалима. Во время Первой
мировой войны готовилось формирование Археологического института в Иерусалиме -
у России уже был опыт удачной работы Археологического института в
Константинополе.
И в Иерихоне наши ученые стали копать первыми
Пока еще не музеефицированные находки из
археологических раскопок на Иосафовском участке. Иерихон. 2010 год- Люди плохо
себе представляют, как выглядела Святая земля до Британского мандата, перед
Второй мировой войной, - говорит Беляев, - настоящая пустыня, кроме главных
портовых городов. Да и то... Многие приморские города до начала сионистского
движения, то есть до конца XIX века, не имели даже причалов: корабли не могли
пристать к берегам, и все перевозилось на лодках. Деревня Риха, существовавшая
на месте древнего Иерихона, была едва деревней. На фотографии 1910-х годов это
- заброшенное место в пустыне, с дикорастущими зарослями и развалинами. Я не
нашел там ни одного нормального жилого дома. Был так называемый телль - холм,
отмеченный на картах. Но телль - не просто холм, это место, где жили люди,
часто это искусственно созданный холм. Первая подробная карта Палестины была
сделана английскими инженерами только в 1880-х. Ею, кстати, по-прежнему
пользуются: на этой карте отмечены многие памятники, с тех пор заметно
изменившие свой вид. И на той карте Эль Риха была обозначена просто как
местность. Никому в голову не приходило, что это и есть Иерихон.
В это легко поверить каждому, кто бывал на
Святой земле. Разглядывая полотна великих художников прошлого, писавших на
библейские сюжеты, поражаешься их неуемной и совершенно неаргументированной
фантазии: ничего этого в действительности не было и нет. Рассматривая в Лувре
знаменитую "Свадьбу в Кане" Веронезе, думаешь: видел бы Веронезе ту
Кану Галилейскую - убогая деревня без дворцов и колонн. Правда, с церквями.
Но есть и странность в том, что Иерихон не
искали. Слишком активно он упоминался в источниках I века до н.э. - I века н.э.
С ним связаны многие события в жизни царя Ирода - в Иерихоне были его дворцы и
роскошный стадион, до сих пор, кстати, не раскопанный. Даже сто лет назад было
более или менее понятно, где что искать.
Квадратные километры мозаик
- После IV века, после правления
византийского императора Константина Великого, Палестина стала центром
гигантской империи, - объясняет Беляев. - Туда на устройство паломнической
жизни направлялись сотни кораблей, потекли огромные деньги - на оформление
святынь, на формирование паломнической структуры. Палестина византийской эпохи
- одна из центральных провинций империи - буквально покрыта огромным
количеством оформленных святынь, паломнических гостиниц, приютов, формируются
монастыри, общины... Гигантская и очень плотная инфраструктура, плотнее, чем в
римское время. Поэтому византийские древности есть в Палестине везде. В том же
Иерихоне - не в городе, а в археологическом урочище Иерихон - уже изучено
десятка два церквей и дворцов, расположенных на расстоянии двух-трех километров
друг от друга. Часть этих памятников раскопана. Главным образом копали с начала
1950-х годов и до интифады (вооруженная кампания палестинских арабов против
Израиля, продолжающаяся с конца 1980-х до настоящего времени. -
"Неделя"). Но подавляющая их часть заброшена - сегодня это городская
окраина. Даже края сельскохозяйственных угодий вокруг дворца Ирода на Вади
Кельт начинают потихоньку обрабатывать. Рядом появляются бедуинские постройки и
огороды, которые все труднее обходить.
Сами палестинцы раскопками занимаются
только в компании с археологами других стран: Голландии, США, Японии, Италии. А
теперь и России. Раскопана пока незначительная часть. И уже обнаружено огромное
количество мозаик - иудейских, христианских и даже раннеисламских. Как в
роскошном дворце халифа Хишама VIII века, где сохранились замечательная резьба
и статуи, выставленные теперь в Музее Рокфеллера в Иерусалиме. Но, кроме резьбы
и статуй, во дворце Хишама обнаружили просто квадратные километры мозаичных
полов. Есть великолепная синагога Шалом, тоже раскопанная. Но все это в
основном находится на периферии города или вокруг него: в византийские времена
в каждой деревне была церковь, и в каждой церкви - мозаика. Тогда как сам город
Иерихон имел выраженный центр - Телль эс-Хасан, он и есть современный Иерихон.
Русские участки оказались как раз в этом центре. В центре возник русский музей,
разбит парк, проведены раскопки.
Русский дворец
Сейчас в музее выставлено все,
что было найдено в раскопках в 2010 году: византийские и ранние арабские
предметы, много монет эпохи Марка Аврелия, хасмонеев - самые древние монеты
датируются I веком до н.э. И очень много старых русских фотографий Палестины,
которые сами по себе - богатейшая и пока еще плохо разработанная тема. Снимков
многие тысячи, в том числе очень хороших мастеров. Делали их отцы современной
мировой фотографии, в частности, знаменитый Барщевский.
- Музей - совершенно новая
постройка, он был необходим, - полагает Леонид Беляев. - В Иерихоне, страшно
богатом памятниками, не было ни одного музея в нашем понимании этого слова, за
исключением маленького, открытого недавно по случаю празднования
десятитысячелетия Иерихона. Теперь же посреди одно-двухэтажного по сию пору
Иерихона возник двухуровневый мраморный дворец, в котором можно и концерты
давать, и президентов принимать, и выставки демонстрировать. С точки зрения
архитектуры комплекс нейтрален.
- Весь процесс занял 11 месяцев, -
продолжает Беляев. - Раскопки начались в мае 2010 года - нельзя была упускать
возможность провести собственные археологические исследования в этом месте.
Археологическое присутствие российское в Палестине - обязательный элемент
нашего физического присутствия и влияния. А дореволюционные раскопки были всего
лишь маленьким эпизодом общей археологической истории Палестины вообще и
русской археологии в целом. Все главное у нас впереди. У России на Святой земле
остается достаточно участков, где нужно сотрудничать с местными - израильскими
и палестинскими - органами охраны памятников и формировать свою школу.
Убеждаясь в серьезности намерений и в солидном уровне специалистов, эти
структуры обычно с готовностью идут на контакт, понимая, что получат свою долю
информации, и работы будут проведены не в ущерб государству и древностям.
В данном случае все работы финансировало
российское государство. Хотя в дальнейшем археологи готовы приветствовать
участие негосударственных структур, желающих заработать на древностях доброе
имя. Несмотря на то что для Института археологии РАН раскопки в Иерихоне -
некоммерческий проект, средств он требует много. И времени - потому что мы пока
в начале пути. Сегодня даже трудно себе представить, насколько велика будет
отдача от этих трудов, - иерихонские недра безграничны.
Ирина Мак, «Ивестия Науки»