«Метр за метром я поднимался наверх по крутому склону. Лил дождь,
сверкали молнии, грязь липла к ботинкам. Подъем давался невероятно тяжело, я
цеплялся за ветки и корни деревьев, но все равно шел. Как выбрался на площадку
- не знаю. Помню только, что почувствовал на себе взгляд, прямой и спокойный.
Взгляд, который ни с чем не спутаю и не забуду никогда...»…
Рассказчик замолчал. Никто из нас
не решался нарушить тишину. Мы, как завороженные, смотрели на Сергея
Васильевича, сторожа базы, который зашел в наш коттедж «на минутку» - отдать
обогреватель и одеяла, а остался на весь вечер. Честно говоря, нам и не
хотелось, чтобы этот человек уходил. Мы потягивали вино, смотрели на пламя,
съедающее поленья в камине и, затаив дыхание, слушали невероятную историю. Сергей
Васильевич рассказывал об иконе, нарисованной здесь, в Карачаево-Черкесии, на
одной из скал. А мы недоверчиво смотрели на него и удивлялись: откуда там было
взяться православной иконе? Потом я прочла о древне-аланских храмах и о
распространении христианства на Кавказе. А сейчас перед нами сидел тот, кто
одним из первых поднялся к лику Христа и встретился с ним взглядом.
...В начале весны 1999 года по
маленькому черкесскому поселку Нижний Архыз пополз слух: в горах найдено
наскальное изображение Христа. Его обнаружили братья Сергей и Анатолий
Варченко, которые охотились в тех местах. Весть об удивительной находке быстро
распространялась и горячо обсуждалась. Старики говорили, что да, там и правда
есть икона, и несколько веков назад она кому-то уже открывалась. Последний раз
ее видели во время Первой мировой войны. Потом как будто об иконе забыли, и вот
теперь, на кануне 2000-летия христианства, ее нашли вновь.
Местные ученые не могли оставить
без внимания историю о лике Христа, который «прячется» где-то в горах. В мае
1999 года сотрудники Нижне-Архызского музея-заповедника, НИИ культурного и
природного наследия и Государственного Эрмитажа тщательно обследовали лесистый
хребет Мицешт - где-то здесь братья Варченко видели икону. Поиски шли долго:
очень трудно было двигаться по крутому склону среди вековых деревьев. А может,
охотникам почудилось, и ничего интересного тут вообще не удастся найти?
Исследователи тщательно прочесывали хребет и, когда надежды практически совсем
не осталось, икону все-таки отыскали: на скале в небольшом каменном гроте белел
лик Христа. Люди и Бог смотрели друг на друга. Он на них - спокойно и ясно, они
на него - с испугом и удивлением. Тогда члены экспедиции еще не понимали, какое
открытие сделали.
Работа Мастера
Когда и кто поднялся сюда и
написал икону на скале? Был ли это человек, а может, природа или какая-то
высшая сила сотворила ее? Есть легенда, что несколько веков назад сильная
молния ударила в скалу, с нее сошел каменный пласт, и на образовавшейся
отвесной стене проявилась икона. Историки, конечно, склоняются к более
правдоподобной версии: лик нарисован человеком. Есть мнение, что икону написали
здесь для защиты поселка от чумы, которая свирепствовала в этих местах в XIV
веке.
Хотя согласно другой версии,
образ был создан задолго до эпидемии - в X столетии.
Размер иконы - примерно 140x80
сантиметров, располагается она на высоте 150 метров.
Неудивительно, что люди перед ликом замирают, ошеломленные, - икона
действительно потрясает. На тебя из небольшого скального грота смотрит суровое
лицо. Оно похоже на всемирно известный лик Христа, который проступил на
Туринской плащанице. Исследователи нашли более 45 совпадений между Архызским
Христом и синайской иконой Христа Пантократора, написанной в VI веке
непосредственно с лика на плащанице. Над
наскальным изображением обнаружились буквы 1С. Они идентичны буквам,
которые ставились на византийских иконах: буква I здесь не прямая, а изогнутая,
похожая на кочергу.
Архызский образ создан
неизвестным художником на плоской поверхности светло-охристой скалы, в три слоя
краски. Использованные цвета: темно-красный, коричневый и белый. Исследователь
иконы В.А. Кузнецов говорит об изображении так: «Лик написан в скупой цветовой
гамме - контуры и тени выполнены темно-коричневым суриком, объемы выделены
белилами, живопись подчинена канону, характеризующему иконографическое
искусство Византии IX-XI веков: строго фронтальное расположение головы,
огромные с пронизывающим взглядом глаза, тонкая светотеневая моделировка,
намечающая объемность лика». Нет сомнений - икону на скале писал Мастер.
Днем лицо Христа почти невидимо.
Оно четко проступает ранним утром или вечером, на закате. Особенно величаво и
таинственно икона смотрится в пасмурную погоду. Ненастья и яркое солнце за
много веков не испортили изображения - лик находится в каменном гроте, и от
дождей и лучей его защищает огромный каменный козырек.
Еще одна икона в
горах
Подобных примеров наскальной
иконописи до открытия Архызского образа еще не знали - это стало мировой
сенсацией. Ученые тщательно исследовали загадочное лицо - наука не позволяла
сомневаться в том, что икона написана человеком. Но только когда написана?
Экспериментаторы взяли в трех
местах образцы краски и провели анализ.
Он показал, что икона создавалась
в технике яичной темперы, это было распространено в Византии в X веке.
Особенность техники - использование эмульсии из воды и яичного желтка. Иконы,
выполненные подобным образом, сохраняются гораздо дольше, чем написанные
маслом. Но неужели эти краски так надежны, что могут не терять своих качеств в
течение тысячи лет на открытом воздухе?
Вероятный период написания иконы,
как мы уже говорили, - X век. Помимо древней техники, в которой создавался лик,
есть еще деталь, указывающая на его возраст: борода Христа не разделена
посередине - это характерно для икон, написанных до конца X века.
И несмотря на множество
доказательств того, что автор изображения - человек, есть люди, которые уверены
в нерукотворности иконы: образ так идеально совпадает с цветом скалы, что
кажется просто удачным срезом камня. Природа помогла художнику (кем бы он ни
был) дополнить картину: лоб пересекает извилистая трещина в камне, похожая на
терновый венец.
И все-таки: если лицо Христа
создал иконописец, зачем было подниматься так высоко на скалу?
Икона долго оставалась невидимой.
Возможно, люди ее просто не замечали, или она сама скрывалась, чтобы явиться им
в назначенный день?
Архызский лик - это не
единственный потаенный образ, написанный на скале в Архызе. Есть еще один -
икона Пресвятой Богородицы. Как говорят местные жители, она находится с другой
стороны хребта Мицешт на одном уровне с ликом Христа. Изображение случайно
увидели с вертолета: к нему можно подобраться только с воздуха. Видимо, горы
Северного Кавказа хранят еще немало тайн и загадок.
Христианские святыни
на Кавказе
Как же все-таки образ Христа мог
появиться в горах Карачаево-Черкесии? Сейчас это кажется удивительным, но
Северный Кавказ - это одна из древнейших колыбелей христианства: религия пришла
сюда уже в I веке н.э. В IX-XIll
веках на территории современных Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии,
Северной Осетии и некоторых районов Чечни и Ингушетии располагалось государство
Алания, столица которого находилась в нынешнем Нижнем Архызе. В Аланию
христианство пришло гораздо раньше, чем в Киевскую Русь.
Сегодня в Нижне-Архызском городище
сохранились практически в первозданном виде три древнехристианских храма. И в
одном из них, Северном, в 916 году состоялось массовое крещение основной части
населения западной Алании.
Самые известные аланские святыни
- Зеленчукские храмы: Северный, Средний и Южный. Северный построен в X веке,
это была самая крупная христианская церковь, кафедральный собор всей Алании.
Его расписывали мастера, приехавшие из Византии. Недалеко от Северного стоит
Средний храм, возведенный в конце IX века. Историки считают, что в более
скромном Среднем храме собиралось население Нижне-Архызского городища. Из всех
христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкесии,
единственный действующий ныне - Южный храм. Эта церковь при постройке в X веке
была посвящена святому пророку Илии. Здание, скорее всего, было частью усадьбы
богатой аланской семьи и служило домовой церковью.
Кто знает, возможно, один из
византийских мастеров, расписывавших Северный храм, и сотворил на камне икону.
Поражает одна деталь: скала, на которую нанесен лик, обращена своей плоскостью
почти строго на восток. И если мысленно проследить за взглядом Христа,
окажется, что он смотрит на Средний храм - именно там аланы проходили
исторический обряд крещения. Значит, и храмы, и икона создавались в одно и то
же время? Так, может быть, скала и высота, на которой написан лик, выбраны
неслучайно?
(Источник: «Тайны ХХ века»)