БЛАГОДАРИМ ЗА ПОСЕЩЕНИЕ НАШЕГО ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО САЙТА! ПРИГЛАШАЕМ ВАС, ТАКЖЕ, К ЧТЕНИЮ ГЛАВНЫХ НОВОСТЕЙ И ПУБЛИКАЦИЙ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОФИЦИАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ БЛОГЕ «ИПЦ: ИНФОРМАЦИЯ И АНАЛИТИКА» СИНОДАЛЬНОГО ИЗДАТЕЛЬСКОГО И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ЦРО ИПЦ. БЛАГОСЛОВИ ВАС ГОСПОДЬ! | We thank you for visiting our information-educational a web-site! We invite you also to read the main news and publications of the True-Orthodox Church in the official Informational blog «TOC: information and analytics» of the Synodal publishing and information-analytical Department of the TOC. God will bless you!
Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ / Volgograd and Kazan diocese TOC (Russia)
РАЗДЕЛЫ САЙТА
КАТЕГОРИИ
Исповедники веры [33]
Духовные чтения [40]
Поиски Истины [61]
Пророчества [10]
Проповеди [2]
Документы [5]
Молитвы [15]
Полезное [27]
Статьи [45]
ИПЦ [22]
А.Р. [12]
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Читайте, также, наши новости в официальном информационном блоге "ИПЦ: информация и аналитика"
Читайте, также, наши новости в официальном информационном блоге "ИПЦ: информация и аналитика"
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
С Постом Великим всех православных христиан!
С Постом Великим всех православных христиан!
2/15 февраля - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Праздник и традиции
2/15 февраля - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Праздник и традиции
2 февраля - годовщина Сталинградской битвы
2 февраля - годовщина Сталинградской битвы
19 января - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. О празднике, традиции на Украине и в Беларуси
19 января - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. О празднике, традиции на Украине и в Беларуси
С РОЖДЕСТВОМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!
С РОЖДЕСТВОМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!

ЕПАРХИЯ В СЕТИ



ИКОНОГРАФИЯ/ICONS

Иконография/Icons
Главная » Статьи » Поиски Истины

Лик Спасителя на Кавказе (Архыз)

«Метр за метром я поднимался наверх по крутому склону. Лил дождь, сверкали молнии, грязь липла к ботинкам. Подъем давался невероятно тяжело, я цеплялся за ветки и корни деревьев, но все равно шел. Как выбрался на площадку - не знаю. Помню только, что почувствовал на себе взгляд, прямой и спокойный. Взгляд, который ни с чем не спутаю и не забуду никогда...»…

Рассказчик замолчал. Никто из нас не решался нарушить тишину. Мы, как завороженные, смотрели на Сергея Васильевича, сторожа базы, который зашел в наш коттедж «на минутку» - отдать обогреватель и одеяла, а остался на весь вечер. Честно говоря, нам и не хотелось, чтобы этот человек уходил. Мы потягивали вино, смотрели на пламя, съедающее поленья в камине и, затаив дыхание, слушали невероятную историю. Сергей Васильевич рассказывал об иконе, нарисованной здесь, в Карачаево-Черкесии, на одной из скал. А мы недоверчиво смотрели на него и удивлялись: откуда там было взяться православной иконе? Потом я прочла о древне-аланских храмах и о распространении христианства на Кавказе. А сейчас перед нами сидел тот, кто одним из первых поднялся к лику Христа и встретился с ним взглядом.

...В начале весны 1999 года по маленькому черкесскому поселку Нижний Архыз пополз слух: в горах найдено наскальное изображение Христа. Его обнаружили братья Сергей и Анатолий Варченко, которые охотились в тех местах. Весть об удивительной находке быстро распространялась и горячо обсуждалась. Старики говорили, что да, там и правда есть икона, и несколько веков назад она кому-то уже открывалась. Последний раз ее видели во время Первой мировой войны. Потом как будто об иконе забыли, и вот теперь, на кануне 2000-летия христианства, ее нашли вновь.

Местные ученые не могли оставить без внимания историю о лике Христа, который «прячется» где-то в горах. В мае 1999 года сотрудники Нижне-Архызского музея-заповедника, НИИ культурного и природного наследия и Государственного Эрмитажа тщательно обследовали лесистый хребет Мицешт - где-то здесь братья Варченко видели икону. Поиски шли долго: очень трудно было двигаться по крутому склону среди вековых деревьев. А может, охотникам почудилось, и ничего интересного тут вообще не удастся найти? Исследователи тщательно прочесывали хребет и, когда надежды практически совсем не осталось, икону все-таки отыскали: на скале в небольшом каменном гроте белел лик Христа. Люди и Бог смотрели друг на друга. Он на них - спокойно и ясно, они на него - с испугом и удивлением. Тогда члены экспедиции еще не понимали, какое открытие сделали.

 Работа Мастера

Когда и кто поднялся сюда и написал икону на скале? Был ли это человек, а может, природа или какая-то высшая сила сотворила ее? Есть легенда, что несколько веков назад сильная молния ударила в скалу, с нее сошел каменный пласт, и на образовавшейся отвесной стене проявилась икона. Историки, конечно, склоняются к более правдоподобной версии: лик нарисован человеком. Есть мнение, что икону написали здесь для защиты поселка от чумы, которая свирепствовала в этих местах в XIV веке.

Хотя согласно другой версии, образ был создан задолго до эпидемии - в X столетии.

Размер иконы - примерно 140x80 сантиметров, располагается она на высоте 150 метров. Неудивительно, что люди перед ликом замирают, ошеломленные, - икона действительно потрясает. На тебя из небольшого скального грота смотрит суровое лицо. Оно похоже на всемирно известный лик Христа, который проступил на Туринской плащанице. Исследователи нашли более 45 совпадений между Архызским Христом и синайской иконой Христа Пантократора, написанной в VI веке непосредственно с лика на плащанице. Над  наскальным изображением обнаружились буквы 1С. Они идентичны буквам, которые ставились на византийских иконах: буква I здесь не прямая, а изогнутая, похожая на кочергу.

Архызский образ создан неизвестным художником на плоской поверхности светло-охристой скалы, в три слоя краски. Использованные цвета: темно-красный, коричневый и белый. Исследователь иконы В.А. Кузнецов говорит об изображении так: «Лик написан в скупой цветовой гамме - контуры и тени выполнены темно-коричневым суриком, объемы выделены белилами, живопись подчинена канону, характеризующему иконографическое искусство Византии IX-XI веков: строго фронтальное расположение головы, огромные с пронизывающим взглядом глаза, тонкая светотеневая моделировка, намечающая объемность лика». Нет сомнений - икону на скале писал Мастер.


Днем лицо Христа почти невидимо. Оно четко проступает ранним утром или вечером, на закате. Особенно величаво и таинственно икона смотрится в пасмурную погоду. Ненастья и яркое солнце за много веков не испортили изображения - лик находится в каменном гроте, и от дождей и лучей его защищает огромный каменный козырек.

 Еще одна икона в горах

Подобных примеров наскальной иконописи до открытия Архызского образа еще не знали - это стало мировой сенсацией. Ученые тщательно исследовали загадочное лицо - наука не позволяла сомневаться в том, что икона написана человеком. Но только когда написана?

Экспериментаторы взяли в трех местах образцы краски и провели анализ.

Он показал, что икона создавалась в технике яичной темперы, это было распространено в Византии в X веке. Особенность техники - использование эмульсии из воды и яичного желтка. Иконы, выполненные подобным образом, сохраняются гораздо дольше, чем написанные маслом. Но неужели эти краски так надежны, что могут не терять своих качеств в течение тысячи лет на открытом воздухе?

Вероятный период написания иконы, как мы уже говорили, - X век. Помимо древней техники, в которой создавался лик, есть еще деталь, указывающая на его возраст: борода Христа не разделена посередине - это характерно для икон, написанных до конца X века.

И несмотря на множество доказательств того, что автор изображения - человек, есть люди, которые уверены в нерукотворности иконы: образ так идеально совпадает с цветом скалы, что кажется просто удачным срезом камня. Природа помогла художнику (кем бы он ни был) дополнить картину: лоб пересекает извилистая трещина в камне, похожая на терновый венец.

И все-таки: если лицо Христа создал иконописец, зачем было подниматься так высоко на скалу?

Икона долго оставалась невидимой. Возможно, люди ее просто не замечали, или она сама скрывалась, чтобы явиться им в назначенный день?

Архызский лик - это не единственный потаенный образ, написанный на скале в Архызе. Есть еще один - икона Пресвятой Богородицы. Как говорят местные жители, она находится с другой стороны хребта Мицешт на одном уровне с ликом Христа. Изображение случайно увидели с вертолета: к нему можно подобраться только с воздуха. Видимо, горы Северного Кавказа хранят еще немало тайн и загадок.

 Христианские святыни на Кавказе

Как же все-таки образ Христа мог появиться в горах Карачаево-Черкесии? Сейчас это кажется удивительным, но Северный Кавказ - это одна из древнейших колыбелей христианства: религия пришла сюда уже в I веке н.э. В IX-XIll веках на территории современных Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и некоторых районов Чечни и Ингушетии располагалось государство Алания, столица которого находилась в нынешнем Нижнем Архызе. В Аланию христианство пришло гораздо раньше, чем в Киевскую Русь.

Сегодня в Нижне-Архызском городище сохранились практически в первозданном виде три древнехристианских храма. И в одном из них, Северном, в 916 году состоялось массовое крещение основной части населения западной Алании.

Самые известные аланские святыни - Зеленчукские храмы: Северный, Средний и Южный. Северный построен в X веке, это была самая крупная христианская церковь, кафедральный собор всей Алании. Его расписывали мастера, приехавшие из Византии. Недалеко от Северного стоит Средний храм, возведенный в конце IX века. Историки считают, что в более скромном Среднем храме собиралось население Нижне-Архызского городища. Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкесии, единственный действующий ныне - Южный храм. Эта церковь при постройке в X веке была посвящена святому пророку Илии. Здание, скорее всего, было частью усадьбы богатой аланской семьи и служило домовой церковью.

Кто знает, возможно, один из византийских мастеров, расписывавших Северный храм, и сотворил на камне икону. Поражает одна деталь: скала, на которую нанесен лик, обращена своей плоскостью почти строго на восток. И если мысленно проследить за взглядом Христа, окажется, что он смотрит на Средний храм - именно там аланы проходили исторический обряд крещения. Значит, и храмы, и икона создавались в одно и то же время? Так, может быть, скала и высота, на которой написан лик, выбраны неслучайно?

(Источник: «Тайны ХХ века»)

Категория: Поиски Истины | Добавил: Админ (29.05.2012)
Теги: история, Православие, христианство, поиски Истины
TRANSLATION
 
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ


ТЕГИ ПУБЛИКАЦИЙ
ПОИСК/SEARCH

ИНФОРМАЦИЯ
  • Официальный сайт ИПЦ
  • Святейший Рафаил (Fb)
  • Святейший Рафаил (Tw)
  • Информация и аналитика
  • Главный форум ИПЦ
  • Мы в Facebook'е
  • Мы в Twitter'е
  • ИПЦ "ВКонтакте"
  • ИПЦ в Facebook'e
  • Памяти Митроп.Сергия
  • Наши сайты ИПЦ

  • БАННЕРЫ
















    НАШ БАННЕР
                     
        
      
    Волгоградско-Казанская 
епархия ИПЦ  
               
    ПОДДЕРЖИТЕ НАС!


    ПОСЕТИТЕЛИ

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    ИСТИНА ПРАВОСЛАВИЯ


    Words of the Gospel





    Вход | Login
    Вверх страницы

    Вниз страницы


    Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ © 2024
    The Volgograd and Kazan diocese of is TOC

     
                                  

    При использовании любых опубликованных у нас материалов - будем признательны, если вы у себя разместите активную ссылку на наш сайт! Мы имеем своё суждение и иногда оно может не совпадать с мнением авторов публикаций нашего сайта. Мы, также, с радостью примем и ваши статьи/материалы для размещения на нашем сайте. Спаси вас Господь!








    Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

    Сайт адаптирован под браузер Mozilla Firefox | The website is adapted for Mozilla Firefox