В христианской аскетике есть понятие о
прилогах. Прилог – это минимум одержимости. Своего рода первый шаг навстречу
нечистой силе. Вы, к примеру, совсем не хотите служить ей. Да и большинство
людей, в общем-то, не хотят. Но ум Ваш впадает в рассеянность. Отсюда-то всё и
происходит.
Вспомните, как Мефистофель проник в
комнату Фауста. Очень показательная история. Крест над дверью слегка покосился.
Этой щели было достаточно, чтобы проникнуть внутрь пространства. Превратившись
в чёрного пуделя, Мефистофель прошмыгнул в эту щель. Нужна была маленькая
зацепка. Так вот, прилог – это и есть такая зацепка, своего рода щель в
сознании, через которую поникают демоны.
«Итак ясно, что нечистые духи не могут
иначе проникнуть в тех, телами коих хотят овладеть, если наперёд не овладеют их
умом и мыслями. Когда лишат их страха и памяти Божией или духовного
размышления, то как на обезоруженных, лишённых помощи и охранения Божия, и
потому легко побеждаемых, смело нападают, потом устрояют в них жилище, как в предоставленном
им владении». (Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянна. – М., 1892,
с. 297).
Короче говоря, необходимо свободное
произволение, блуждание ума и момент внутренней лености. Три столпа демонизма
на первой, «прилоговой» стадии.
Всего этих стадий отцы
насчитывают более полудюжины. Прилог – лишь начало болезни. Затем начинается
сочетание с демоном, сосложение, пленение и т.д. Ступени эти подробно изложены
в «Лествице» святого Иоанна Лествичника – добротной монашеской книге, наполненной
опытом сотен монастырей и многих тысяч мистиков и духовных искателей.
Итак, «по определению рассудительных
отцов, иное есть прилог, иное – сочетание, иное – сосложение, иное – пленение,
иное – борьба и иное – так называемая страсть в душе». Иначе говоря, всё это –
шесть стадий одного и того же процесса:
«Прилог
есть простое слово, или образ какого-нибудь предмета, вновь являющийся уму и
вносимый в сердце,
А сочетание
есть собеседование с явившимся образом, по страсти или бесстрастно;
сосложение
же есть согласие души с представившимся помыслом, соединённое с услаждением;
пленение
есть насильственное и невольное увлечение сердца, или продолжительное мысленное
совокупление с предметом, разоряющее наше доброе устроение;
борьбою
называют равенство сил борющего и боримого в брани, где последний произвольно
или побеждает или бывает побеждаем;
страстию
называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и чрез навык
сделавшийся как бы природным её свойством, так что душа уже произвольно и сама
собою к нему стремится». («Лествица», 15: 73).
Но тут получается интереснейший парадокс.
За страстью, как водится, стоит демон. У каждой страсти он свой, особый. Но
«страсть овладела человеком» или «человек сочетается с демоном» - вовсе не
означает, что демон проник в его дух. Напротив, духи, по мысли многих отцов –
это почти как монады Ляйбница, они «без окон», дух может нечувствительно
сочетаться с духом, но совершенно не может с ним смешиваться. По слову святого
Иоанна Кассиана (там же, с. 288), духи не могут вмещать друг друга. Вот отсюда
и происходит тот самый ужас, который так часто наблюдается на отчитках: люди,
одерживые демонами, ревут нечеловеческим голосом, часто икают, лают, блеют,
мяукают. И произносят те вещи, каких не могли бы произнести – в силу незнания этих
вещей момент, предшествовавший
одержанию.
Вот, например, в одном из древнерусских
патериков (собрании монастырских историй) рассказывалось о некоем старце. Тот
был всю жизнь довольно ленив, особыми познаниями ни в какой области не
отличался. Языков он древних не знал, книги читать не любил и даже о Библии
знал понаслышке. Но тут вдруг происходит чудо. Братия замечает, что в старце
открылся дивный талант. Он начинает на память цитировать Ветхий Завет. Целыми
главами монах воспроизводит священный текст, и весь монастырь ему с изумлением
внимает. Но самое удивительное то, что монах цитирует не русский, переведённый
текст, а Тору на языке оригинала, то есть, на иврите. Познаний таких у него
отродясь не было, и мало кто мог с ним сравниться, поскольку иврит на Руси
знали весьма немногие. И потому все с восторгом дивились особому духовному
дару, и всячески прославляли старца того, что он такой мудрый и многознающий. И
тут вдруг кому-то пришла в голову здравая мысль: а нет бы, проверить старца
того, вдруг он не от Бога те знания получил. Старца уговорили зайти в собор,
братия встала в круг, сотворила над ним особый ритуал, и тут вдруг, о ужас! –
старец забился в конвульсиях, с криком упал, и после встал уже безо всякого
знания Торы. Весь посторонний язык вышел из него вместе с духом, который через
него хотел получать восхищение, то есть подпитку своей сущности.
Сегодня другие времена, но формы
одержимости остались всё те же. После недельного запоя алкоголики (деньги
кончились) пить прекращают. И видят одну и ту же картину. Маленькие человечки,
где-то сантиметров 30 от земли. Иногда в виде детей, иногда – зелёные или с
волосяным покровом по всему телу. Суть их общения с миром людей всегда примерно
одна. Им нужна подпитка. Красивая обнажённая девушка манит шагнуть с балкона,
однако едва лишь шагнёшь, сущность пикирует к телу и ждёт у него, когда станет
«выходить душа». Этой энергией демоны и питаются, и число самоубийств,
постоянно в нашем мире возрастающее, говорит о тотальной одержимости, часто
скрываемой в порядочном обществе как факт неуместный до неприличия. «Демонов
нет, что вы!». Это и есть прилог – то есть зазор в сознании, через который
пролез Мефистофель и продолжают являться в наш мир разные сущности низших
миров.
"Имперiя Духа"
|