На востоке Малой
Азии, на территории современной Турции, есть уникальная земля – Каппадокия,
которой принадлежит особое место в истории христианства. Она поражает своими
необыкновенными ландшафтами, монастырскими комплексами, кажется, здесь каждый
камень проникнут атмосферой духовности... Художник Сергей Шихачевский, не раз побывавший в Каппадокии, рассказывает о
её удивительной судьбе и самобытной красоте.
Каппадокия, одна из самых древних
освоенных человечеством областей, в силу исторических причин на много столетий
была отрезана от духовного общения с христианским миром. В 1300 году султан
Селим I объявил о создании Османской империи, и эта часть бывшей Византии за
короткий срок утратила почти всех своих иноков. Последний по времени ощутимый
приток монашества в эти края был вызван завоеванием Константинополя
крестоносцами в 1204 году. А после их ухода (в 1266 году), видимо, произошёл
«обратный процесс». Христиане, – греки и армяне, в Каппадокии продолжали жить
вплоть до 1922 года, но её роль одного из важнейших духовных центров восточного
христианства осталась в прошлом.
Необычайный рельеф и особые почвы Каппадокии образовались в результате
деятельности нескольких вулканов. Два из них – Хасан и Эрджиес, высящиеся один
на северо-востоке, другой на северо-западе Каппадокии, определяют её границы
сегодня. Вулканы давно затихли, и в сейсмическом отношении эта территория самая
спокойная в Малой Азии. Почва же, представляющая собой в основном размытый туф,
плодородна, как мало где на свете, и даже не требует полива. Ей хватает влаги,
накопляющейся за период весенних и осенних дождей. Поскольку это плоскогорье
(высота около 1000
метров над уровнем моря), зимы здесь часто снежные. По
долинам и расселинам протекают небольшие, но никогда не пересыхающие реки и
речушки, питающиеся талыми водами, вершины вулканов белеют круглый год.
Есть озёра и солончаки. Широкие поля с прекрасным краснозёмом тянутся до
горизонта.
Самая экзотическая черта местного
пейзажа – узкие долины и каньоны, образовавшиеся в результате многовековой
эрозии. Каменные грибы, туфовые «ножки» которых покрыты гранитными «шапочками»
(fairy chimneys, «волшебные камины»), и изъеденные горными потоками стены
каньонов поражают своим причудливым видом. Среди всего этого фантастического
«лунного» пейзажа зреют оливы и виноград, цветут ирисы и шиповник, высятся
тополя и свисают треснувшие от спелости плоды гранатов. И, видимо, всегда было
так. Само имя Каппадокия происходит от древнеперсидского «катпатука» и
означает «Страна прекрасных лошадей». Каппадокийцы в дохристианскую эпоху
действительно разводили лошадей и продавали их соседям.
На этих равнинах и возвышенностях более тысячи лет располагалась мощная империя
хеттов. Здесь проходили войска Александра Македонского, прибывшие сюда, чтобы
начать завоевание всей Азии. Столица современной Турции Анкара – это
античная крепость Анкира. Рим имел здесь не один воинский гарнизон для
поддержания порядка в стране, представлявшей очень серьёзный экономический и
политический интерес. Само название тогдашней столицы – Кесария – говорит о
многом. Когда Риму наследовала Византия, Каппадокия ещё 1000 лет являлась
важнейшей областью империи, соседствуя с Великой и Малой Арменией, Антиохией,
Грузией и Сирией.
Большое число христианских мучеников-воинов было прославлено именно в
Каппадокии. Многие офицеры, солдаты и даже военачальники становились здесь
христианами, нередко принимая мученический венец. В 200 километрах
севернее Каппадокии находится Севастия, место подвига 40 мучеников... Мать
Василия Великого святая Эмилия в пригороде Кесарии основала первый женский
монастырь, а её дочь святая Марина – ещё один возле города Нисы (сейчас
это небольшой городок Гюзельюрт, где совсем недавно обнаружен ещё один
древний «подземный город»).
Кажется, что здесь проходит некий «нерв» между Западом и Востоком, ветхим
язычеством и новой верой, воспринятой по-восточному живо и горячо. Монашество
пустило свои корни в Каппадокии с самого начала христианской истории этого
края, и судя по многочисленным храмам и монастырским комплексам, было исключительно
развитым. Здесь на каждом шагу встречаются храмы и руины целых монашеских
поселений.
Невольно замечаешь одну важную особенность. В отличие от египетских пустынь,
где иноческая жизнь была очень тяжёлой, с мирской точки зрения, и в
отличие от Афона, который был отрезан от остальной Греции и географически, и
юридически, в отличие от Иудейской или иных пустынь, где ушедшие от мира
иноки как бы окончательно исчезали для него, в Каппадокии, не имевшей природных
границ и всегда привлекательной для земледельцев, монашество было неотделимо от
мирской жизни. Ну разве что в самой небольшой степени. Это было, по сути,
доброе соседство. По-другому и не получилось бы. Сейчас поясню почему. Строительный
материал в Каппадокии уникальный. Это сам туф, образующий пейзаж – горки,
долины и каньоны. Строевого леса здесь практически нет. Строить из туфа нельзя
– слишком мягкий, да и скреплять его нечем. Зато пещеры вырубить, вернее
сказать, выскрести в таком материале совсем не трудно. К тому же в этих пещерах
тепло зимой и не жарко летом. Устраивать такие пещеры и целые города из них
местные жители стали задолго до Рождества Христова. Подземный город Диринкюю
(«Глубокий колодец» по-турецки) существовал уже в III веке до нашей эры и имел
12 уровней. Представить себе, что монахи пришли сюда и постепенно «вытеснили»
мирных жителей с насиженных земель, невозможно. Церквей в
Каппадокии такое количество и многие из них такие большие, что можно думать
только о нормальном сосуществовании мирян и монахов, живших в густонаселённых
монастырях, таких, как Гёреме или Селиме, в отдельных, хотя и не слишком
удалённых друг от друга кельях.
Что же это за особый вид
монашества? И почему всё-таки здесь? Чем объяснить притягательность этих долин
для иноков половины тогдашней христианской ойкумены? Я рассматривал карту и
неожиданно увидел возможную причину. Каппадокия находится на широте Святой
Земли, а Гёреме – городок, являющийся её географическим центром, – на меридиане
Иерусалима. Самые главные росписи Каппадокии датируются X веком, то есть веком
завоевания Иерусалима арабами. У меня сложилось убеждение, что духовные
наставники и простые насельники этой местности относились к ней как к иконе
Святой Земли. Но иконе, призванной воплотить Иерусалим горний. Это не пустой
домысел. Ведь любой христианский монастырь и даже отдельный храм призваны
являть образ Небесного Града, и вся логика их устроения пронизана символикой
Откровения Иоанна Богослова. Что же касается попыток некую местность
представить и даже назвать Святой Землёй, их в истории христианства немало.
Одна из последних по времени и хорошо знакомая нам – Новый Иерусалим Патриарха
Никона. Также известны случаи, когда целый город являлся такой иконой. Хотя
бы наш Псков XIV–XV веков. Обнаруженные археологами фундаменты церквей, стоящих
вплотную друг к дружке, вызывали поначалу недоумение. Зачем в небольшом городе
такое количество храмов? Из этого недоумения и возникла теоретическая
реконструкция города как иконы Святого Града, описанного в Откровении.
Идея эта кажется невероятной лишь для нашего секуляризованного и
прагматического сознания, на взгляд людей, чьё credo «иметь», а не «быть». Для
многих и многих наших современников и соотечественников труд является обузой,
неизбежной для добывания хлеба насущного. И это скорее наша беда, чем вина, ибо
«проклятый быт» ох как давит. Но можно совершить некоторое усилие и
представить, вообразить себе людей верующих, объединившихся под воздействием
слов и примеров своих пастырей. Объединившихся для молитвы и благословенного
труда. Плодородность каппадокийской почвы оставляла достаточно времени для
вытёсывания и росписи храмов. Миролюбие и открытость этих верующих привлекали
сердца соседей, и возник и установился некий порядок, переросший в
традицию. Примерно так, представляется мне, всё и было. Опять же, может, это
мои фантазии, но дружелюбие и трудолюбие современных каппадокийцев очень
заметны, хотя они и являются потомками совсем другого народа. Сама местность наполнена
таким покоем и миром, что, кажется, и нельзя жить по-другому. По крайней мере
здесь. Невозможно не попасть под обаяние этих необычайных долин.
Монастыри, храмы и кельи и, возможно, жилые и хозяйственные помещения мирян
расположены в Каппадокии неравномерно и не случайно. Плодородные поля и долины
в соседстве с туфовыми «горками», пригодными для многочисленных общежитийных
пещер, в первую очередь привлекали крестьян и монахов. И сейчас рядом с
крупными пещерными комплексами живут местные земледельцы. Многие пустующие
пещеры по сей день используются в хозяйстве. Часто – как загоны для коз и овец.
Да и для жизни. Во многих туфовых горках теперь устроены... гостиницы! Комнаты
в них вырублены совсем недавно, но тем же древним способом. Проведены отопление
и вода. Жить в этих гостиницах очень комфортно. К тому же – экзотика!
Самые ранние из сохранившихся храмов специалисты датируют V веком. Это
несколько огромных пещерных церквей, размерами и пропорциями напоминающие
базилики Рима и Константинополя. Их росписи не сохранились. Впрочем,
большинство исследователей считает, что они никогда и не были расписаны.
Говорить о стилистике и принадлежности этих храмов тем или иным национальным
«школам» довольно трудно. Специфика пещерного зодчества, как я это называю, «скульптура
наоборот», делает эти церкви совершенно не похожими на построенные в то же
время «обычным» способом. Когда я говорю, что они напоминают собой базилики
Рима и Константинополя, я имею в виду мощь и неколебимую веру их
создателей, выраженную в зримых формулах пропорций и созвучиях форм. Но, я
немного забежал вперёд. Мистикой, покоем и меридианом всего не объяснить. Дело
в том, что места, изобилующие природными пещерами, привлекали монахов с самых
первых веков христианства. Известны пещерные храмовые комплексы Крыма и Грузии,
Кипра и Болгарии. Да и наши первые монастыри были пещерными – Печоры Киевские,
потом и Псковские. Каппадокия дохристианской эпохи была известна как страна
пещер, так что шли сюда привлечённые, скажем так, слухами. Но это ещё не всё.
Знаменитый и почитаемый на христианском Востоке святой Симеон Столпник
подвизался на столпе, сложенном из камней. А в Каппадокии природных столпов не
сосчитать. И многие из этих природных столпов действительно служили
местом уединения и молитвы. Только ступеньки проделать в мягкой породе, да
выдолбить небольшую келью под гранитной «шапочкой». В долине Зельве таких
келий-столпов сохранилось много – со ступеньками снаружи или лесенками внутри.
Обычно устройство храмов и келий в пещерных комплексах диктуется особенностями
природного пространства. Видимо, дело в твёрдости породы. В Каппадокии же,
среди пейзажа, напоминающего застывшее бурное море, внутри скал и гор, его
образующих, устроены церкви строгих канонических форм и изысканных пропорций.
Здесь встречаются и четырёхстолпные крестовокупольные церкви, и трёхнефные
базилики, поражающие своими размерами и стройностью. Один из храмов, недавно
обнаруженный местным жителем, – трёхнефная базилика с развитой системой
примыкающих к ней храмовых помещений причудливой формы, высота церкви не менее 12,5 метра. Уходящие
ввысь колонны венчаются капителями, которых не встретишь в других местах. Ведь
устроены они не по строительной и конструктивной логике, а по логике в первую
очередь скульптурной. Следы работы камнетёсного инструмента никогда не
замаскированы. Фактура стен и сводов напоминает шкуру гигантского животного.
Одновременно и понятно и непонятно, как это создавалось. Логика строительства
нам всем более или менее ясна. А вот находиться внутри скульптуры, которая
увеличивается по мере того, как автор всё больше отнимает... Это, согласитесь,
совсем другое. Глядя на колонны и арки, купола и алтарные преграды, начинаешь
всерьёз осознавать, что все эти элементы византийских храмов имеют важное
символическое значение и не объясняются одной лишь строительной техникой своего
времени, как было написано в одном учебнике по истории архитектуры. Эти
стройные храмы, скрытые внутри взволнованного, как море, пейзажа, зримо
воплощают мысль – как надо устраивать храм своей души среди бури и смятения
страстей, удаляя из неё всё мешающее, загрязняющее.
P
.S. Одной проблемы у создателей
каппадокийских храмов точно не было – проблемы строительных отходов.
Извлечённый из толщи горы туф попросту выбрасывался наружу. Не позднее чем через
два-три года он превращался в ту самую плодороднейшую почву, не требующую
полива…
(«Наука и религия», 2010/10)