На европейской этнополитической
сцене тюрки-булгары появились как особая этническая общность во второй половине
V века, после распада гуннской державы. В V–VI веках в Приазовье и Северном
Причерноморье сложился союз многих племен во главе с булгарами. В литературе их
называют и булгарами, и болгарами; чтобы не было путаницы со славянским народом
на Балканах, я в этом очерке использую этноним «булгары».
Булгария – возможны
варианты
В конце VII века часть булгар
переселилась на Балканы. Около 680 года их предводитель хан Аспарух отвоевал у
Византии земли близ дельты Дуная, одновременно заключив соглашение с
югославянским племенным объединением Семи родов. В 681 году возникло Первое
Булгарское (Болгарское) царство. В последующие века дунайские булгары и в языковом,
и в культурном отношении были ассимилированы славянским населением. Появился
новый народ, который сохранил, однако, прежний тюркский этноним – «болгары»
(самоназвание – българ, българи).
Булгары, остававшиеся в степях
Восточного Причерноморья, создали государственное образование, которое вошло в
историю под громким именем «Великая Булгария». Но после жестокого поражения от
Хазарского каганата они переселились (в VII–VIII веках) в Среднее Поволжье, где
в конце IX – начале Х века сформировалось их новое государство, которое
историки называют Булгарией/Болгарией Волжско-Камской.
Земли, на которые пришли булгары
(территория в основном на левобережье Волги, с севера ограниченная Камой, а на
юге Самарской Лукой), были заселены финно-угорскими племенами и тюрками,
пришедшими сюда ранее. Все это разноэтничное население – и старожилы, и
новопоселенцы – активно взаимодействовало; ко времени монгольского завоевания
сложилась новая этническая общность – волжские булгары.
Государство волжских булгар пало
под ударами тюрко-монголов в 1236 году. Города были разрушены, часть населения
погибла, многие уведены в плен. Оставшиеся бежали в правобережные районы
Поволжья, в леса к северу от нижнего течения Камы.
Волжским булгарам суждено было
сыграть важную роль в этнической истории всех трех тюркоязычных народов
Среднего Поволжья – татар, башкир и чувашей.
Талантливый чувашский
народ
Чуваши, чаваш (самоназвание) –
основное население Чувашии, они живут также в соседних республиках региона, в
разных краях и областях России. Всего их в стране около 1436 тыс. человек (2010
год). Этническую основу чувашей составили булгары и родственные им сувары,
поселившиеся на правобережье Волги. Здесь они смешались с местным
финно-угорским населением, тюркизировав его в языковом отношении. Чувашский
язык сохранил многие черты булгарского; в лингвистической классификации он
образует булгарскую подгруппу тюркской группы алтайской семьи.
В золотоордынский период с
левобережья Волги в междуречье Цивиля и Свияги переселилась «вторая волна»
булгарских племен. Она положила начало субэтнической группе низовых чувашей
(анатри), которые сохраняют в большей мере булгарский компонент не только в
языке, но и во многих компонентах материальной культуры. У верховых (северных)
чувашей (вирьялов) наряду с булгарскими очень заметны элементы традиционной
культуры горных марийцев, с которыми булгары интенсивно смешивались, мигрируя
на север. Это отразилось и в лексике чувашей-вирьялов.
Самоназвание «чаваш» скорее всего
связано с названием близкой к булгарам племенной группы суваров/сувазов (суас).
Упоминания о сувазах есть в арабских источниках Х века. В русских документах
этноним чаваш впервые появляется в 1508 году. В 1551 году чуваши вошли в состав
России.
Преобладающее вероисповедание у
чувашей (с середины XVIII века) – православие; однако у сельского населения до
наших дней дожили и дохристианские традиции, культы и обряды. Есть также
чуваши-мусульмане (в основном те, что уже в нескольких поколениях живут в
Татарстане и Башкирии). С XVIII века письменность – на основе русской графики
(ей предшествовало арабское письмо – со времен Волжской Булгарии).
Талантливый чувашский народ дал
России много замечательных людей, назову только три имени: П.Е.Егоров
(1728–1798), архитектор, создатель ограды Летнего сада, участник строительства
Мраморного, Зимнего дворцов, Смольного монастыря в Петербурге; Н.Я.Бичурин (в
монашестве Иакинф) (1777–1853), 14 лет возглавлявший русскую духовную миссию в
Пекине, выдающийся китаевед, член-корреспондент Петербургской академии наук; А.Г.Николаев
(1929–2004), летчик-космонавт СССР (№ 3), дважды Герой Советского Союза,
генерал-майор авиации.
Башкир – волк-вожак
Башкиры – коренное население
Башкирии. По переписи 2010 года, их в России насчитывается 1584,5 тыс. человек.
Живут также в других регионах, в государствах Средней Азии, в Украине.
Этноним, принятый как основное
самоназвание башкир – «башкорт» – известен с IX века (basqyrt – basqurt).
Этимологизируется он как «главный», «вожак», «голова» (баш-) плюс «волк» (корт
в огузско-тюркских языках), то есть «волк-вожак». Таким образом, считается, что
этническое имя башкир – от тотемического героя-первопредка.
Ранее предки башкир (тюрки-номады
центральноазиатского происхождения) кочевали в регионе Приаралья и Сырдарьи
(VII–VIII). Оттуда они в VIII веке мигрировали в прикаспийские и
северокавказские степи; в конце IX – начале Х века продвигаются в северном
направлении, в степные и лесостепные земли между Волгой и Уралом.
Лингвистический анализ
показывает, что вокализм (система гласных звуков) башкирского языка (как и
татарского) очень близок к системе гласных в чувашском языке (прямом потомке
булгарского).
В Х – начале XIII века башкиры
находились в зоне политического доминирования Волжско-Камской Булгарии. Вместе
с булгарами и другими народами региона они ожесточенно сопротивлялись нашествию
тюрко-монголов во главе с ханом Батыем, но потерпели поражение, их земли были
присоединены к Золотой Орде. В золотоордынский период (40-е годы XIII – 40-е
годы XV века) очень сильным было влияние на все стороны жизни башкир кыпчаков.
Башкирский язык сформировался под мощным воздействием кыпчакского языка; он
включается в кыпчакскую подгруппу тюркской группы алтайской семьи.
После распада Золотой Орды
башкиры оказались под властью ногайских ханов, которые вытеснили башкир с их
лучших кочевых угодий. Это вынудило их уходить на север, где происходило
частичное смешение башкир с финно-угорскими народами. Отдельные группы ногайцев
тоже влились в башкирский этнос.
В 1552–1557 годах башкиры приняли
российское подданство. Это важное событие, определившее дальнейшую историческую
судьбу народа, было оформлено как акт добровольного присоединения. В новых
условиях и обстоятельствах значительно ускорился процесс этнической
консолидации башкир, несмотря на длительное сохранение родо-племенного деления
(насчитывалось около 40 племен и племенных групп). Особо надо сказать, что и в
XVII–XVIII веках башкирский этнос продолжал вбирать в себя выходцев из других
народов Поволжья и Приуралья – марийцев, мордву, удмуртов и особенно татар, с
которыми их сближало языковое родство.
Когда 31 марта 1814 года союзные
армии во главе с императором Александром I вступили в Париж, в составе русских
войск были и башкирские конные полки. Об этом уместно вспомнить в нынешнем
году, когда отмечается 200-летие Отечественной войны 1812 года.
Приключения этнонима,
или Почему «татары»
Татары (татар, самоназвание) –
второй по численности народ России (5310,6 тыс. человек, 2010 год), самый
крупный тюркоязычный народ страны, основное население Татарстана. Живут также
во многих российских регионах, в других странах. Среди татар выделяют три
основные этнотерриториальные группы: волго-уральские (татары Среднего Поволжья
и Приуралья, самая многочисленная общность); татары сибирские и татары
астраханские.
Сторонники булгаро-татарской
концепции происхождения татарского народа считают, что его этнической основой
стали булгары Волжской Булгарии, в которой сформировались базисные
этнокультурные традиции и особенности современного татарского
(булгаро-татарского) народа. Другие ученые развивают тюрко-татарскую теорию
происхождения татарского этноса – то есть говорят о более широких
этнокультурных корнях татарского народа, чем Урало-Поволжье.
Влияние вторгшихся в XIII веке в
регион монголов в антропологическом отношении было очень незначительным. По
некоторым оценкам, их при Батые поселилось на Средней Волге 4–5 тыс. В
последующий период они полностью «растворились» в окружающем населении. В
физических типах поволжских татар центральноазиатские монголоидные черты
практически отсутствуют, в большинстве своем они европеоиды.
Ислам появился в Среднем Поволжье
в Х веке. И предки татар, и современные верующие татары – мусульмане (сунниты).
Исключение составляет небольшая группа так называемых кряшен, принявших в XVI–
XVIII веках православие.
Впервые этноним «татары» появился
среди монгольских и тюркских племен, кочевавших в VI–IX веках в Центральной
Азии, как название одной из их групп. В XIII–XIV веках он распространился на все
тюркоязычное население огромной державы, созданной Чингисханом и Чингисидами.
Этот этноним усвоили и кыпчаки Золотой Орды и ханств, которые образовались
после ее распада, – видимо, потому, что татарами называли себя представители
знати, военно-служилых и чиновничьих слоев.
Однако в широких массах, особенно
в Среднем Поволжье – Приуралье, этноним «татары» и во второй половине XVI века,
после присоединения региона к России, приживался с трудом, очень постепенно, в
большой мере под влиянием русских, которые называли татарами все население Орды
и ханств. Известный итальянский путешественник XIII века Плано Карпини,
побывавший по поручению Папы Иннокентия IV в резиденции хана Батыя (в Сарае на
Волге) и при дворе Великого хана Гуюка в Каракоруме (Монголия), назвал свой
труд «История монголов, именуемых нами татарами».
После неожиданного и
сокрушительного тюрко-монгольского нашествия на Европу некоторые историки и
философы того времени (Матфей Парижский, Роджер Бэкон и др.) переосмысливали
слово «татары» как «выходцы из Тартара» (то есть преисподней)… А через шесть с
половиной веков автор статьи «Татары» в знаменитом энциклопедическом словаре
Брокгауза и Ефрона сообщает, что «в V в. под именем та-та или татан (откуда, по
всей вероятности, и происходит слово татары) разумелось монгольское племя,
обитавшее в северо-восточной Монголии и отчасти в Маньчжурии. Сведений об этом
племени у нас почти нет». В общем же, резюмирует он, «слово «татары» является
собирательным именем для целого ряда народов монгольского и, главным образом,
тюркского происхождения, говорящих на тюркском языке…».
Такое обобщенно-этническое
называние многих народов и племен именем какого-то одного – не редкость.
Вспомним, что в России всего лишь столетие назад татарами называли не только
казанских, астраханских, сибирских и крымских татар, но и некоторые
тюркоязычные народы Северного Кавказа («горские татары» – карачаевцы и
балкарцы), Закавказья («закавказские татары» – азербайджанцы), Сибири (шорцы,
хакасы, тофалары и др.).
В 1787 году выдающийся французский
мореплаватель Лаперуз (граф де Ла Перуз) назвал пролив между островом Сахалин и
материком Татарским – потому что даже в то, уже весьма просвещенное время
татарами называли едва ли не все народы, жившие восточнее русских и севернее
китайцев. Этот гидроним, Татарский пролив, – воистину памятник неисповедимости,
загадочности миграций этнических названий, их способности «приклеиваться»
неведомо как к другим народам, а также территориям и иным географическим
объектам.
В поисках
этноисторического единства
Этнос волго-уральских татар
складывался в XV–XVIII веках в процессе миграций и сближения, сплочения разных
татарских групп: казанских, касимовских татар, мишарей (последних исследователи
считают потомками отюреченных финно-угорских племен, известных под именем
мещеры). Во второй половине XIХ – начале ХХ века в широких слоях татарского
общества и особенно в интеллигентных кругах активизировался рост общетатарского
национального самосознания, осознания этноисторического единства всех
территориальных групп татар.
В это же время формируется, в
основном на базе казанско-татарского диалекта, литературный татарский язык,
сменивший старотатарский, в основе которого был язык поволжских тюрков.
Письменность с Х века по 1927 год – на основе арабицы (до Х века изредка
использовалась так называемая тюркская руника); с 1928 по 1939 год – на основе
латиницы (яналиф); с 1939–1940 годов – русская графика. В 1990-е годы в
Татарстане активизировалась дискуссия о переводе татарской письменности на
модернизированный вариант латинской графики (яналиф-2).
Охарактеризованный процесс
естественно вел к отказу от локальных самоназваний, к утверждению самого
распространенного этнонима, который объединял все группы. При переписи 1926
года 88% татарского населения европейской части СССР назвали себя татарами.
В 1920 году была образована
Татарская АССР (в составе РСФСР); в 1991 году она преобразована в Республику
Татарстан.
Особая и очень интересная тема,
которой в этом очерке я могу лишь коснуться, – взаимоотношения русского и
татарского населения. Как писал Лев Гумилев, «наши предки великорусы в
XV–XVI–XVII веках смешались легко и довольно быстро с татарами Волги, Дона,
Оби…». Он любил повторять: «поскреби русского – найдешь татарина, поскреби
татарина – найдешь русского».
Многие русские дворянские роды
имели татарские корни: Годуновы, Юсуповы, Беклемишевы, Сабуровы, Шереметевы,
Корсаковы, Бутурлины, Басмановы, Карамзины, Аксаковы, Тургеневы… Татарские
«истоки» Федора Михайловича Достоевского подробно проследил в интереснейшей
книге «Родиться в России» литературовед и поэт, профессор Игорь Волгин.
Я не случайно начал этот короткий
список фамилий с Годуновых: известный всем по учебникам истории и еще больше по
великой пушкинской трагедии Борис Годунов, русский царь в 1598–1605 годах, был
потомком татарского мурзы Чета, который ушел из Золотой Орды на русскую службу
еще при Иване Калите (в 30-х годах XIV века), принял крещение и получил имя
Захария. Он основал Ипатьевский монастырь, стал родоначальником русского
дворянского рода Годуновых.
Завершить эту почти бесконечную
тему я хочу именем одного из талантливейших русских поэтов ХХ века – Беллы
Ахатовны Ахмадулиной, редкостное дарование которой имеет разные генетические
истоки, татарский – один из главных: «Незапамятный дух азиатства / До сих пор
колобродит во мне». Но родным ее языком, языком ее творчества был русский: «И
Пушкин ласково глядит, / И ночь прошла, и гаснут свечи, / И нежный вкус родимой
речи / Так чисто губы холодит».
У русских, татар, башкир,
чувашей, у всех народов многоэтничной России, отмечающей в этом году (2012, - прим.) 1150-летие своей
государственности, очень давно уже, в течение многих столетий, – совместная,
общая, неразделимая история и судьба.
Семен Яковлевич Козлов, кандидат исторических наук,
этнолог
(«Независимая газета + Наука»,
2012-09-12)