БЛАГОДАРИМ ЗА ПОСЕЩЕНИЕ НАШЕГО ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО САЙТА! ПРИГЛАШАЕМ ВАС, ТАКЖЕ, К ЧТЕНИЮ ГЛАВНЫХ НОВОСТЕЙ И ПУБЛИКАЦИЙ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОФИЦИАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ БЛОГЕ «ИПЦ: ИНФОРМАЦИЯ И АНАЛИТИКА» СИНОДАЛЬНОГО ИЗДАТЕЛЬСКОГО И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ЦРО ИПЦ. БЛАГОСЛОВИ ВАС ГОСПОДЬ! | We thank you for visiting our information-educational a web-site! We invite you also to read the main news and publications of the True-Orthodox Church in the official Informational blog «TOC: information and analytics» of the Synodal publishing and information-analytical Department of the TOC. God will bless you!
Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ / Volgograd and Kazan diocese TOC (Russia)
РАЗДЕЛЫ САЙТА
КАТЕГОРИИ
Исповедники веры [33]
Духовные чтения [40]
Поиски Истины [61]
Пророчества [10]
Проповеди [2]
Документы [5]
Молитвы [15]
Полезное [27]
Статьи [45]
ИПЦ [22]
А.Р. [12]
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Читайте, также, наши новости в официальном информационном блоге "ИПЦ: информация и аналитика"
Читайте, также, наши новости в официальном информационном блоге "ИПЦ: информация и аналитика"
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
С Постом Великим всех православных христиан!
С Постом Великим всех православных христиан!
2/15 февраля - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Праздник и традиции
2/15 февраля - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Праздник и традиции
2 февраля - годовщина Сталинградской битвы
2 февраля - годовщина Сталинградской битвы
19 января - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. О празднике, традиции на Украине и в Беларуси
19 января - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. О празднике, традиции на Украине и в Беларуси
С РОЖДЕСТВОМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!
С РОЖДЕСТВОМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!

ЕПАРХИЯ В СЕТИ



ИКОНОГРАФИЯ/ICONS

Иконография/Icons
Главная » Статьи » Поиски Истины

Привратники Русского Севера. Кириллово и Ферапонтов

Русский Север, если ехать от столицы по трассе М8, начинается с Вологды. Так считается – впрочем, позвольте с этим не согласиться. Север на то и Север, что малолюден, а Вологда город всё же немаленький. Зато сразу за областным центром для тех, кто едет не прямо, на Вельск и Архангельск, а налево, к Белому и Онежскому озерам, начинаются чудеса.

И первое из этих чудес – расположенные в десятке километров друг от друга городок Кириллов и сельское, прах бы побрал придумавших эти формулировки бюрократов, поселение Ферапонтово. В центре их стоят монастыри – соответственно, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов. И монастыри эти такого рода, что побывавши в них, никто, что называется, не останется прежним. Магия обработанных человеком древних камней действует не только в Европе.

Словно пограничные стражи, стоят оба эти монастыря неподалеку от современного сухопутного и вдоль древнего водного пути из среднерусских земель на настоящий Север. Они не преграждают дорогу, но и приветствие их не назовешь радушным – это тайга, дорогие, это земля, где не скажут лишнего слова, но, если надо – вытянут и из пропасти. Где на озерах еще недавно в охотничьих зимовьях лежали открыто схроны из продуктов для случайных попавших в беду охотников – но при этом, стучась в дверь большого северного дома, жди прежде улыбки настороженного взгляда.

Оба монастыря и поселки при них – как раз из этой истории. Строгие в ясную погоду и отчетливо неприветливые в хмурую, они – каждый по-своему – поражают и не отпускают от себя далеко, при этом не подавляя.

 Кириллов

Крохотный город – всего на без малого 8 тысяч жителей – исчисляет свою историю с 1397 года, когда на берега Сиверского озера пришел московский монах Кирилл. Это было время наиболее активной «колонизации Севера», которая чаще всего происходила именно при помощи монахов. Стремясь к безлюдью и пытаясь удалиться от «суетности» среднерусских городов и обителей, отшельники, почти все из которых были причислены к лику святых, шли на север и восток от обжитых русскими мест.

Вокруг монастыря, основанного святителем и его сподвижниками, довольно быстро появлялся посад – обитель чаще всего была и неплохой цитаделью, и отличным хозяйственным центром, разворачивая крупное товарное хозяйство на окрестных землях. По сути дела, такая колонизация продолжалась до самого никоновского раскола – а там остановилась, поскольку основная движущая сила ее оказалась, как старообядцы, вне лона церкви и вне закона.

Нынешние стены и башни Кирилло-Белозерской обители не то что внушительны – они прямо и недвусмысленно громадны. Размах этих башен, прясел, галерей и бойниц, построенных в XVI – конце XVII века, таков, что равных не найдешь на всем пространстве от Троице-Сергиевой лавры до Соловков. Монастырь был богатейшим – ему благоволили практически все государи допетровского времени.

Началось это с Василия Темного, который приехал сюда в 1447 году, при преемнике святителя Кирилла игумене Трифоне. Князь только что потерпел жестокое поражение от брата Дмитрия Шемяки, который не только ослепил его, но и заставил поклясться (целовать крест) в том, что не будет претендовать на московский престол. Преступить клятву, пусть и насильно данную, просто так по тем временам князю было невозможно, и он обратился за «разрешением клятвы» к игумену Трифону, который и снял с него «неправедное целование». Василий Темный, как известно, победил в той борьбе, стал великим князем и с тех пор монастырь был одним из важнейших мест для всех московских Рюриковичей.

Сыграл монастырь свою роль и в ключевом для российского XVI века эпизоде – дискуссии иосифлян с нестяжателями. Несмотря на мощнейшую хозяйственную часть, Кирилло-Белозерский монастырь оказался оплотом вторых – здесь, в частности, бывал и знаменитый Нил Сорский. Затем на много десятилетий монастырь стал еще и тюрьмой для высокопоставленных «крамольников», начиная с подставного царя Симеона Бекбулатовича и заканчивая еще вчера всесильным патриархом Никоном.

Посад при Кирилло-Белозерском монастыре был превращен Екатериной II в город в 1776 году – и сразу стал уездным центром. На тот момент в городе насчитывалось 335 домов. А вот монастырь двумя годами раньше Екатерина лишила земель и крепостных (было у обители до 21 тысячи крестьян). В стенах монастыря разместили уездную тюрьму.

Золотые годы для монастыря миновали, да и город, хоть площадь уезда тогда и была втрое больше нынешнего района, развивался совсем не так споро, как можно было бы ожидать. Тем не менее, к 1897 году в городе насчитывалось 746 жилых домов и 4 с небольшим тысячи жителей.

В советские времена история города складывалась примерно так же, как и у других бывших монастырских посадов – в 1924 году монастырь был упразднен, город развивался более по инерции, затем последовало развитие туризма, и музей, сменивший монастырь в том же 1924 году, вновь стал логическим стержнем для развития города.

Чтобы как следует осмотреть Кирилло-Белозерский монастырь, нужно не меньше 3 – 4 часов. Основная территория обители по-прежнему принадлежит музею – только один из дворов и одна из церквей переданы монахам. План монастыря достаточно сложный, внутри монументальных стен 1680-х годов размещается, как в матрешке, целых три основных территории. Успенский монастырь во главе с собором того же посвящения, Ивановский состоящий из большого и малого дворов (малый сейчас и является действующей обителью) – и между ними не сохранившаяся крепость Острог.

От ворот монастыря через всю его территорию, по направлению к берегу Сиверского озера ведут старые липовые и тополевые аллеи. Выйдя из соборов и палат, где размещается основная экспозиция, стоит найти еще час и выйти на берег, а потом погулять вдоль стен и башен монастыря, посмотреть на разбитый в одном из дворов огород. Если это будет на закате – то зрелище будет из тех, что запоминаются надолго.

Сам же Кириллов – тоже в своем роде достойное зрелище. Это в своем роде совершенно типичный северный городок-райцентр – в такие странно заезжать специально, но глупо не посмотреть, оказавшись рядом. В Кириллове почти не сохранилось оригинальной архитектуры купеческого уездного центра, а та, что сохранилась – вполне рядовая и не блещет особенными эстетическими достоинствами. Северные городки вообще неброские и не склонны к украшательству. «Манхэттенская» планировка с параллельными и перпендикулярными улицами, дореволюционные и советские административные здания, магазины – вот и всё, что, по сути, здесь есть. Всю эстетическую нагрузку берет на себя монастырский ансамбль.

                              

Ферапонтово

 В соседнем Ферапонтове (это сейчас филиал того же Кирилло-Белозерского музея-заповедника) монастырь очень маленький, даже крохотный. Единственное архитектурное чудо здесь – это двухшатровая надвратная церковь-башня, приветливо кивающая небольшому озеру у ее подножья. Однако известен этот монастырь (ныне упраздненный) тем, что здесь стоит церковь Рождества Богородицы, построенная около 1500 года – в ней сохранились фрески, написанные Дионисием в 1502 – 1508 годах. Это единственная – но огромная и хорошо сохранившаяся – известная роспись знаменитого иконописца, которого многие считают даже выше Андрея Рублева.

600 квадратных метров – такова площадь этой сложной работы, которую уже много лет аккуратно реставрируют. Пожалуй, это место – единственное во всей России, где сохранился цельный ансамбль стенописи той эпохи, ни разу не подновлявшийся до наступления эпохи научной реставрации. Это может быть рядовым явлением для Италии – но в России такого, увы, практически не найдешь.

Вокруг монастырского ансамбля – небольшие озера, а в паре километров от Ферапонтова – недавно восстановленная деревянная церковь Ильи Пророка на Цыпиной горе, построенная не позже 1785 года. На нее ведет указатель с главной дороги, и церковь эта вполне стоит того, чтобы проехать или пройти полтора километра по неплохой грунтовке. Как стоит осмотра и Нило-Сорская Сретенская пустынь неподалеку от Кириллова по дороге в Белозерск. Этот монастырь, в котором сейчас находится детский коррекционный интернат, интересен тем, что здесь провел последние годы и скончался Нил Сорский – главный идейный вдохновитель движения нестяжателей, потерпевших поражение в той знаковой дискуссии конца XV – начала XVI века.

«Свободная Пресса»



Категория: Поиски Истины | Добавил: Админ (15.08.2011)
Теги: необычные места
TRANSLATION
 
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ


ТЕГИ ПУБЛИКАЦИЙ
ПОИСК/SEARCH

ИНФОРМАЦИЯ
  • Официальный сайт ИПЦ
  • Святейший Рафаил (Fb)
  • Святейший Рафаил (Tw)
  • Информация и аналитика
  • Главный форум ИПЦ
  • Мы в Facebook'е
  • Мы в Twitter'е
  • ИПЦ "ВКонтакте"
  • ИПЦ в Facebook'e
  • Памяти Митроп.Сергия
  • Наши сайты ИПЦ

  • БАННЕРЫ
















    НАШ БАННЕР
                     
        
      
    Волгоградско-Казанская 
епархия ИПЦ  
               
    ПОДДЕРЖИТЕ НАС!


    ПОСЕТИТЕЛИ

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ИСТИНА ПРАВОСЛАВИЯ


    Words of the Gospel





    Вход | Login
    Вверх страницы

    Вниз страницы


    Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ © 2024
    The Volgograd and Kazan diocese of is TOC

     
                                  

    При использовании любых опубликованных у нас материалов - будем признательны, если вы у себя разместите активную ссылку на наш сайт! Мы имеем своё суждение и иногда оно может не совпадать с мнением авторов публикаций нашего сайта. Мы, также, с радостью примем и ваши статьи/материалы для размещения на нашем сайте. Спаси вас Господь!








    Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

    Сайт адаптирован под браузер Mozilla Firefox | The website is adapted for Mozilla Firefox