Ещё в конце XIX века биолог Август Вейсман пришёл к выводу, что гибель
индивидуума вовсе не является неизбежным финалом, порождённым самой его
биологической природой. По его мысли, если бессмертие практически возможно для
одноклеточных, то принципиально оно достижимо и для человека.
По словам лауреата Нобелевской
премии профессора Р.Н.Фейнмана, если бы человек вздумал соорудить вечный
двигатель, он столкнулся бы с запретом в виде физического закона. В отличие от
этой ситуации, в биологии нет закона, который утверждал бы обязательную
конечность жизни каждого индивида. Вот почему, считает он, вопрос заключается
только во времени, когда человеческое тело избавится от обречённости.
Следует заметить, что всегда
существовала точка зрения, пытавшаяся объяснить долгую жизнь как своего рода
воздаяние за добродетель. Так, во времена расцвета христианства принято было
усматривать связь между долгой жизнью и ревностной верой и праведными
поступками. В наше время некоторые журналисты, пишущие о долгожителях, особо
подчёркивают такое их качество, как любовь к труду.
Как известно, проблемой
бессмертия человеческой личности занимался известный русский учёный
В.М.Бехтерев. Над этой задачей упорно работал И.И.Мечников. Мечников стремился,
в частности, найти некую сыворотку, которая стимулировала бы деятельность
клеток и тем самым омолаживала бы весь организм. По сути дела, это был один из
вариантов неуловимого «эликсира бессмертия», только уже на уровне науки.
Некоторое подобие такой сыворотки было изготовлено советским академиком
А.А.Богомольцем. Состав этот повышал устойчивость стареющего организма и
действительно производил несколько омолаживающее действие.
Оглянись назад — там безмерная бездна времени. Взгляни вперёд — там другая беспредельность. (Марк Аврелий)
К той же цели, но иными путями
стремится швейцарский врач П.Ниганс. Он пытается омолаживать организм, вводя в
него сыворотку из тканей новорождённых ланей.
Подобным свойством обладают,
оказывается, различные составы. Так, в экспериментах, проведённых во 2-м
Медицинском институте в Москве, мышам вводилось маточное молочко пчёл. В
результате продолжительность жизни подопытных увеличилась вдвое!
Советскими учёными был разработан
препарат НРВ — нефтяное ростовое вещество. После приёма НРВ повышалась
работоспособность, у седых людей темнели волосы, улучшался тканевый обмен и
т.д. Однако при длительном испытании и этот вариант «эликсира молодости» не
оправдал себя. Сейчас НРВ как стимулирующее средство разрешено только для
наружного применения.
Несколько лет назад промелькнула
публикация о том, что учёным одной из лабораторий удалось выделить для
некоторых насекомых особый «омолаживающий гормон». Введение этого гормона
способно якобы обеспечить пребывание насекомого в «молодом возрасте»
неограниченное время. Если сообщение это истинно, можно ожидать, что рано или
поздно подобный состав будет найден и для млекопитающих, в частности, для
человека.
Следовательно, не такими уж
наивными сказками и мечтами были сообщения о различных эликсирах молодости и
вечной жизни, известных древним и хранимых ими в глубокой тайне. Надо думать,
какое-то рациональное зерно, какой-то отзвук реальности несомненно есть в
дошедших до нас сообщениях.
Не исключено, что на каком-то
этапе человек вообще откажется от дарованного ему природой тела. Высказывается
мысль, что к 2000 году будет создан почти полный набор искусственных органов
человеческого тела: искусственные лёгкие, искусственные сердца, которые будут
работать надежнее настоящих, искусственные руки и ноги, управляемые биотоками
человека, и т. д. Вполне возможно, что, заменяя хрупкие и недолговечные части
своего тела этими устройствами, человек когда-нибудь научится смотреть на своё
тело, доставшееся ему от рождения, как на некий ненужный и варварский атавизм,
тягостное напоминание о животном происхождении. Тогда человек будет так же
легко расставаться с этим излишним придатком своего «я», как сегодня он
расстаётся со своим аппендиксом. Вместилище же его индивидуальности, его
сознания — мозг — обретёт более вечную и надёжную оболочку. Это будет тело,
построенное из синтетических материалов, повинующееся приказам, исходящим из
помещённого в нём человеческого мозга. Отдельные узлы и детали этого «тела»,
как и всё оно, будут заменяемы и поэтому практически вечны.
Говоря об этой форме симбиоза
человека и машины, американские профессора М.Клайпс и Н.Клайни создали особый
термин для обозначения этого существа будущего — «киборг». Утверждается, что
именно в этой форме разумная жизнь с Земли будет расселяться по другим мирам и
планетам.
Действительно, велики преимущества
«киборгов» по сравнению с людьми, обременёнными телом. Во-первых, — и самое
главное – это практически неограниченный срок жизни. Во-вторых, «киборгам» не
нужна будет атмосфера, они не дышат и могут обитать в безвоздушном пространстве
— на Луне, на астероидах, на планетах с атмосферой из метана или углекислого
газа, где человек, прикованный к своему телу, не мог бы просуществовать и
мгновения. В-третьих, им не нужна пища. Единственное, что нужно, это получение
энергии из какого-то внешнего источника для поддержания биологических условий
существования мозга. Получение энергии из окружающего пространства с каждым
годом становится всё более простой задачей.
Каждая клетка, из которой состоит
живое существо, хранит в своём ядре всю генетическую информацию, необходимую
для образования нового организма. Эта информация как бы дремлет, и до
последнего времени все попытки активизировать её были тщетны. Недавно это
удалось сделать учёным Оксфордского университета в Англии. В ходе эксперимента
доктор Герден из клетки эпителия кишечника взрослой лягушки вырастил новую
особь, которая явилась как бы биологическим двойником первой. Это была копия,
отличавшаяся от оригинала только возрастом.
Я сказал бы Творцу:
— Почему вместо половинного метода — беспрерывного создания новых людей
и уничтожения живущих — Ты не позволяешь совершенствоваться и жить в вечности
тем, кто уже живёт! (А.Шопенгауэр)
Эксперименты вызвали сенсацию,
«поскольку, — как писала одна из газет, — из них следует, что, по крайней мере
теоретически, возможно массовое производство идентичных близнецов. В том числе
и близнецов человека». По словам директора Международной лаборатории генетики и
биофизики в Неаполе А.Буззати-Траверсо, «применяя этот метод к человеку, то
есть взяв у взрослого человека ядра клеток (которых у него имеется почти
неограниченное количество) и вырастив их в клетках, лишённых ядра, мы могли бы
вырастить любое нужное количество индивидуумов, генетически идентичных нам; мы
могли бы в определённом смысле обеспечить своё бессмертие, поскольку эту
операцию можно было бы повторять неограниченное число раз».
Это значит, когда человеку
исполнится, скажем, восемьдесят или девяносто лет, он смог бы повторить себя
самого, вновь появившись в качестве новорождённого. Однако сколь бы точной
копией биологически и внешне ни был двойник, он будет наделён собственным
сознанием. В этом смысле это будет другой индивид, и его память, его радости и
печали, любовь и нелюбовь будут далеки от прототипа.
Правда, известный советский
ученый П.К.Анохин выдвинул гипотезу, согласно которой принципиально возможна
наследственная передача информации, полученной человеком в течение жизни. В
этом случае такой «человек-копия» будет носить в себе память обо всём, что
произошло с «оригиналом», как воспоминания своей собственной жизни. Тем самым
окажется возможным добиться полной идентичности индивидуальностей. Цепь
индивидуального сознания, переходя из тела в тело, не будет прерываться. Память
о жизни прошлых, уже состарившихся и не существующих телесных оболочек, будет
так же беспрерывна, как наши воспоминания о дне, прожитом вчера, месяц назад
или в прошлом году.
Общество будущего представляется
нам обществом невиданных ранее темпов эволюции: нравственной, эстетической,
интеллектуальной. И чем интенсивнее будет совершаться этот процесс, тем больше
последующие поколения будут отличаться от живших до них. Представим себе, что
произойдёт, если в ходе этой ускоренной эволюции люди достигнут бессмертия. Поколения
перестанут сменять друг друга, они будут наслаиваться одно на другое, пока люди
своего времени не окажутся погребёнными под напластованиями родившихся задолго
до них.
Я плачу о бессмертном человеке…(А. Адалис)
Не исключено, однако, что на
каком-то этапе развития общества придётся жертвовать бесконечной жизнью
индивида ради бесконечной эволюции человечества. Окажется ли у людей достаточно
мудрости и мужества, чтобы пойти на это? Очевидно, да. Ведь мы говорим не о тех
выходцах буржуазного общества, которые сегодня готовы платить любые деньги ради
одной надежды продлить собственное существование в холодильных камерах, а о
людях совершенно иного, высочайшего нравственного и духовного уровня.
Ответ на подобный вопрос пытались
получить недавно в Советском Союзе в ходе одного из социологических
исследований. 1224 человекам предложили ответить, согласились бы они на личное
бессмертие, если бы ради этого прогресс на Земле прекратился.
Свыше 90 процентов опрошенных
отвергли бессмертие, купленное такой ценой.
«Нет, при таком варианте скучно,
— писал один, — пожалуй, сам застрелишься; бессмертие слишком дешёвая цена за
прогресс».
«Бессмысленно однообразно
кружиться, как белка в колесе, — писал другой. — Находиться вечно на одном
уровне – это ужасно. Нет, такого бессмертия я не хочу».
Ещё один ответ. «Жизнь в
состоянии застоя — пустота. Вечная жизнь на одном уровне, на одной ноте — самое
страшное, по-моему, наказание».
Надо думать, что в будущем эту
точку зрения будет разделять всё большее число людей. Они будут отказываться от
собственного бессмертия ради того, чтобы всё человечество приблизилось к
вершинам интеллектуальной и нравственной эволюции. Ибо именно в этом смысл
беспрерывного прогресса человечества. В.М.Бехтерев писал в своей работе
«Бессмертие человеческой личности с точки зрения науки», что цель эволюции
общества — это создание «высшего в нравственном смысле человеческого существа».
Впоследствии, приблизившись к
вершинам своей эволюции, человек обретёт не только возможность, но и
нравственное право на то, чтобы существовать вечно. Тогда бессмертие явится не
наградой за ухищрения человеческого ума, а биологическим венцом всей его
нравственной эволюции.
Александр Горбовский
(фрагмент очерка,
опубликованного в Альманахе научной фантастики, №9, 1970)
«Наука и религия»