1 - Солнце символизирует свет Христа — «солнца правды», его истину
и добродетель.
2 - Луна в христианской культуре и иконографии символизирует
Богородицу, так же как Солнце — Сына Человеческого. В «Толковании на
Апокалипсис» святого Андрея, архиепископа Кесарийского (VI– VII века), Луна —
это образ таинства крещения: «под луною разумею веру банею очищаемых и
освобождаемых от тления». Иногда она понимается как символ человеческой
мудрости.
3 - Нимб заменяет здесь венец из звезд (на лубке они рассыпаны по
небу), который обычно присутствует над головой Души. Это символ апостольских
догматов (то есть вероучения, которое церковь сохранила неповрежденным с
апостольских времен) и добродетелей.
4 - Цветущее древо с плодами и птицами — так на лубках изображали
мировое древо. Это многоплановый символ: он может означать и плодородие, и
жизнь (а значит, и Богородицу, которая жизнь дарует). Четыре выделенных
элемента можно понимать как время (утро, день, вечер, ночь — весна, лето,
осень, зима) и пространство (восток, юг, запад, север). На лубках вместо дерева
часто фигурирует букет, который Душа держит в руке.
5 - Из кувшинчика Душа льет слезы, которые гасят пламя греховных
страстей («тление греха»).
6 - Лев, которого Душа держит на поводке, — образ страстей и гнева,
укрощенных постом.
7 - Змий, похожий на дракона (из Апокалипсиса), — символ зла и
соблазна — укрощен смирением девы. Как и лев, он сделался совсем ручным.
8 - Бес с кошачьим хвостом, которого Душа победила своим терпением:
«не могий терпети доброты ея». Кот в разных культурах — олицетворение нечес
тивца: у немцев слово «еретик» происходит от слова «кот», у русских кошка — это
ведьма. Тут вспоминается знаменитый лубок «Как мыши кота хоронили». Считается,
что под видом кота художник изобразил Петра I, то есть Антихриста в
представлении старообрядцев.
9 - Душа грешная, нагая, бескрылая, но очень симпатичная (как и все
отрицательные персонажи на листе) томится в подземной темнице.
10 - Крылья — в данном случае знак того, что Душа чиста, как ангел.
Иконографически тут, как уже говорилось, полное совпадение с женой из
Откровения.
11 - «Бабл», как в комиксах, исходящий из уст Души, — обращение к
Солнцу, то есть к Христу («Из уст ее к Богу восходит молитва, подобная
благоуханному фимиаму»).
12 - Текст: «Душа чистая яко девица преукрашенная стоит выше солнца
и луна под ногами ея, на главе своей царский венец. Стоит перед Богом и
молится, а молитва у нее изо уст восходит на небо, слезами пламень огненный
погаси, и терпение греховное потреби, постом льва связа, смирением змия укроти,
ненависник дьявол паде на землю яко кот, не могий терпети доброты ея».
Рисованный лубок появился у старообрядцев
в середине ХVIII века. В отличие от печатного его целиком выполняли вручную:
композицию рисовали на бумаге карандашом, потом писали темперой. Это
водорастворимая краска, ее разводили пожиже и работали лессировками:
накладывали прозрачные слои один на другой. Иногда бумагу предварительно
грунтовали (этим отличалась, например, поморская школа) — покрывали
серовато-розовой краской. Рисованные лубки создавались в нескольких
старообрядческих центрах: в Вологодской и Олонецкой губерниях, на Северной
Двине, Печоре, а также в Подмосковье (Гуслицы) и Москве. Сюжетно рисованные
лубки отличались большим разнообразием: изображения старообрядческих
монастырей, портреты лидеров старообрядчества, библейские истории, иллюстрации
к назидательным изречениям и притчам из учительских и житийных сборников
(Патерика, Пролога), райские птицы Сирин и Алконост, календари, духовные стихи
и песнопения на крюковых нотах, расхожий сюжет — взятие Соловецкого монастыря
воеводой Мещериновым (с 1668 по 1676 год царское войско осаждало эту обитель,
монахи которой отказывались принять реформу Никона). На лицевой стороне и на
обороте иногда делали дарственные надписи, посвящения, даже ставили цену
(«гривенник, осмигривенник» — недорого, но больше, чем стоили печатные лубки),
редко имя художника, дату создания. Ее (точнее время, раньше которого лубок не
мог появиться) определяют обычно по водяным знакам на бумаге. Рисовали лубки до
начала ХХ века, но больше всего в конце ХVIII — первой трети XIX века.
Представленный на данном развороте лист
создан в первой половине XIX века неизвестным художником поморской школы.
Искусствовед и крупнейший собиратель русского лубка Дмитрий Ровинский считал,
что сюжет «Душа чистая», популярный у лубочных художников, по всей видимости,
повторяет сюжет монументальных росписей храмов и царских палат (например,
деревянного Коломенского дворца, разобранного во второй половине ХVIII века).
Раннюю (XVII века) фреску с изображением «Души чистой» можно увидеть на
сохранившемся фрагменте росписи паперти Троицкого собора Ипатьевского монастыря
(Кострома). Известна также гравюра на ту же тему, иллюстрирующая Киевский
Акафистник 1629 года.
Сюжет «Душа чистая» восходит к «Притче о
душе праведной», которая часто встречается в духовной литературе XVII–XVIII
веков. В притче говорится о непорочной деве (на этот сюжет даже писались иконы)
— символе чистоты и праведности. Она «преукрашенна» всеми добродетелями, «стоит
выше солнца и луна под ногами ея». Дракон, солнце, луна, звезды, орлиные крылья
за спиной — все это прямо отсылает зрителя к Откровению Иоанна Богослова («И
явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее
луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд… И даны были жене два крыла
большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там
питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (Откр., XII). Толкований
образа жены множество, два самых распространенных — Церковь и Богородица.
Несмотря на прямую связь сюжета лубка с Откровением, то есть с Апокалипсисом,
картинка производит впечатление чего-то яркого и радостного. Видно, художник в
полной мере отвечал старообрядческому идеалу иконописца — писать иконы должны
святые люди.
«Вокруг света»