Недавно члены
историко-краеведческого музея Омска во время очередной экспедиции по области в
запасниках одного из музеев обнаружили удивительную икону. Икона "Усекновение
главы Иоанна Предтечи” под разными углами показывает то образ Пророка, то образ
Иисуса Христа.
Помимо двуликости иконы,
интересен и её оклад – шитье золотом, закрепленное по углам деревянными
гвоздями. Для икон былых времен такой оклад был традиционным, но очень немногие
иконы остались первозданными, многочисленные реставрации изменили большую часть
из них. Сохранивший оклад позволил легко определить возраст этого образа, икона
"Усекновение главы Иоанна Предтечи” писалась в XVIII веке.
Известна и большая часть «жизненного
пути» иконы. Попав в Сибирь в XIX веке вместе с переселенцами из Черниговской губернии, образ
передавался от поколения к поколению по женской линии в семье Александровых.
Зоя Александрова, последняя владелица иконы, передала образ районному музею,
где он и был обнаружен сотрудниками историко-краеведческого музея. Сама Зоя не
знала об особенности своей семейной реликвии и была весьма удивлена рассказу
сотрудников музея. Что не удивительно, ведь при осмотре иконы «невооруженным»
глазом под любым углом проступает лишь один лик. Но при освещении иконы
ультрафиолетом явственно проступает второе изображение.
О природе этого явления краеведы
ведут споры. Некоторые считают, что такова была задумка неизвестного автора, и
его высокое мастерство позволило воплотить её в жизнь. Другая и, к слову
сказать, большая часть ученых придерживается более прозаической версии. Раньше
иконописцы часто брали полотна старых, почти стершихся икон и писали поверху,
иногда даже не счищая старое изображение. А икона два века стояла в красном
уголке, покрываясь пылью, копотью от свечек, засаливаясь от времени, и, дабы
поддерживать образ в чистоте, его тщательно мыли на Рождество и Пасху. За
прошедшее время верхний слой мог источиться настолько, что сквозь него
проступил нижний, и теперь краеведы наблюдают редкое явление «двуликости»
иконы.
Что же было на самом деле,
творческая задумка автора или его леность и нежелание как следует отчистить
полотно от старой работы? А может быть автор здесь не причем, и двойственность
образа получило благодаря вмешательству высших сил? Разгадать эту загадку
поможет запланированное после московского фестиваля исследование. А может и
помочь – там, где вступаются высшие силы, наука, техника и логика начинает
давать сбой, отказываясь давать какие-то точные данные, и этот образ навсегда
может остаться для человечества загадкой.