От веков древних православные
русские люди привыкли называть свою родную страну – Святою Русью, Русью Православною.
И воистину достойна была наша древняя Русь этого имени, достойны были ее сыны
называться сынами Руси Святой. Благословенное отечество наше и теперь – та же
Святая Русь, но достойны ли мы, сыны великой Русской земли, именоваться сынами
Руси Святой?..
Перенесемся мысленно за 200-300
лет назад, и посмотрим, как жили наши предки в старину, чтобы сравнить: так ли
мы живем?..
«Не ведаю, – говорит один
чужеземный путешественник древнего времени: – не ведаю, какие люди на свете
благочестивее Русских чтут имя Божие...». И действительно, любили наши предки
храмы Божии, повсюду их строили и благолепно украшали; и со всем усердием их
посещали. Вот как поучал, например, детей своих благочестивый князь Владимир
Мономах: «Первое к церкви, да не застанет вас солнце на постели! Тако бо деяше
отец мой блаженный и вси добрии мужи совершеннии: заутреню отдавати Богу хвалу
и потом, узревше солнце восходящее, прославити Бога с радостию... Слезы своя
испустите о гресех своих, и в церкви то дейте, и ложася в постель. Не опускайте
ни одной ночи без поклонов земных, не забывайте того, не ленитеся... Даже и на
коне едучи, если других молитв не умеете молвити, взывайте втайне безпрестанно:
«Господи помилуй»; всего лучше творить такую молитву вместо того, чтобы
помышлять о нелепостях». В том же духе поучал своего сына известный иерей
Сильвестр, живший при царе Иоанне Васильевиче Грозном: «Прибегай всегда с верою
к святым Божиим церквам, заутрени не просыпай, обедни не прогуливай,
повечерницы, полунощницы и часы каждый день следует пети у себя в доме – это
долг всякого христианина. Если возможно – хорошо прибавить и к этому правилу».
Еще подробнее учит он в своем
«Домострое»: «По вся дни муж с женою и детьми и с домочадцами, кто умеет
грамоте, должны отпеть вечерню, повечерие, полунощницу, с молчанием и со
вниманием, и с кроткостоянием, и с поклонами... Ложася спати всякому
христианину по три поклона в землю перед Богом положити, и в полунощи всегда,
тайно встав, со слезами, прилежно, к Богу молитися, елико вместимо, о своих
согрешениях, а утром отпети заутреню и часы, а в неделю и в праздник молебен...
А где некому пети, молитися довольно вечером и утром, а мужам отнюдь не опускати
церковного пения: вечерни, заутрени, обедни... А женам ходити в церковь Божию,
как вместимо, по совету с мужем. А в церкви стояти – ни с кем не беседовати, с
молчанием слушати, никуда не обзиратися, ни на стену не приклонятися, ни к
столпу, ни с посохом не стояти, ни с ноги на ногу не переступати, и до отпения
из церкви не уходити, а приходити к началу... И дома, и везде, всякому человеку
всякое дело начинати, рукодельничати, или ести, или пити, или пищу варити,
прежде святым поклонитися трижды в землю; а по нужде до пояса, кто умеет – «Достойно»
проговорити до конца, да молитву Иисусову проговоря, да перекрестяся, молвя: «Господи,
благослови, Отче», и тако начата всякое дело: тогда Божия милость
поспешествует, Ангел невидимо помогает, а бесы отбегают...».
И эти заветы, эти правила – были
не пустые слова. Правда, люди простые не могли часто ходить к Богослужению,
сравнительно редко ходили и женщины, занятые домашним хозяйством; но сам Царь
со своими боярами каждый день бывал на всех церковных службах; другие, более
или менее состоятельные люди, старались тоже не пропускать служб, особенно по
пятницам, субботам, воскресным и праздничным дням; иные же ходили в церковь
только к обедне, а прочие службы отправляли дома. Кто мог, имел свою домовую
церковь и наемных священников. Добрые люди старого времени стояли в церкви
благоговейно; постоянно осеняя себя крестом, преклоняли главу, били себя в
грудь, падали на колена и повергались ниц, ударяя челом о пол, так что на челе
появлялись знаки. Иные, чувствуя свое недостоинство, не входили в храм, а
становились у его дверей. Домашняя молитва и крестное знамение употреблялись
так часто, что, по отзывам иностранцев, нелегко было найти, кто бы в этом
равнялся с русскими. Вставая от сна, принимаясь за какое-либо дело, выходя из
дома и входя в него, проходя мимо церки, часовни, иконы, или встречаясь с
крестным ходом, слыша звук колокола, садясь за трапезу, вкушая то или другое
блюдо и питье, отходя ко сну и вставая ночью, наши предки полагали на себе
крестное знамение, делали поклоны, произносили молитву, чаще всего: «Господи
помилуй» или «Господи Иисусе...». Многие, от Царя до простолюдина, подобно
монахам, являлись всюду с четками в руках и, когда было свободно, перебирали
их, шепча молитву. В важных случаях, например, собираясь в дальний путь,
призывали священника и служили молебен, а кто познатнее, ходили к епископу и вместе
с благословением получали от него икону; перед посевом и после посева зерно
освящали в церкви.
Святыню чтили с великим
благоговением. Иконы и кресты ставились на городских воротах, площадях, на
дорогах, на воротах домов и в каждой комнате; у богатых людей были особые
крестовые комнаты или молельни, уставленные рядами икон и крестов. Русские
брали с собою святые иконы при путешествии в чужие края, при выступлении в
поход, употребляли при защите города от врагов, при заключении договоров, при
болезнях и других народных бедствиях, подносили царям, патриархам и другим
лицам; с крестами в руках встречали священники проезжих на больших дорогах в
переездах через реки, чтобы благословить их путь. В домах святые иконы ставили
благолепно, с разными украшениями, закрывали завесами от пыли, обметали чистым
крылышком, отирали мягкою губкою, остерегались касаться их нечистыми руками, с
нечистой совестью; зажигали перед ними свечи и лампады, кадили благовонным
ладаном, после молитвы, перекрестясь, целовали их, «дух в себе удержав, губ не
разеваючи»; считали неприличным касаться лика святого на иконе, вешать икону на
гвоздь, говорить о ней, что она «куплена» вместо «выменена», или «сгорела»
вместо «выбыла».
Подобным образом относились и к
просфоре, и другим священным предметам. Антидор и просфору вкушали бережно, с
благоговением, как бы ни проронить крохи на землю; кусать зубами ее считали
неприличным: ломали маленькими кусочками и клали в рот; есть просфору с
чем-либо, кроме воды и благословенного церковного вина, или есть после другой
какой-либо пищи считали за грех. Святой водою окропляли себя, помазывались,
пили ее на освящение душе и телу; поэтому ее употребляли во время повальных
болезней и голода. Царю и Патриарху ее присылали отовсюду как священный дар, и
духовник каждое утро окроплял ею Царя.
С особенным усердием древние
русские люди делали пожертвования на храмы Божии, постились и творили
милостыню. Они крепко верили, что сими добродетелями исцеляются недуги и
прощаются грехи. Люди набожные шли в церковь с приношением: со свечою, с
просфорою, с ладаном, с кутьею, с милостынею. Жертвовали в церкви и монастыри
книгами и иконами, деньгами и всем, чем кто мог, или за здравие, или на помин
по душе.
Посты, особенно Великий,
соблюдали наши предки с особенною строгостью: вкусить мясную или молочную пищу
постом считали за такой тяжкий грех, что скорее согласились бы умереть, чем
сделать это, и не дозволяли послаблений ни больным, ни детям. Находились такие
постники, которые во весь Великий пост не вкушали горячей пищи, или вовсе не
ели ничего по понедельникам, средам и пяткам в этот пост; а другие вкушали
только по субботам и воскресеньям. Кроме установленных Церковью постов, многие
налагали на себя добровольные посты. При общественных бедствиях прибегали
иногда к всенародному посту, чтобы очиститься и умилостивить Бога: так было в
1607 и 1611 годах, когда Русь страдала от внутренних смут и польских грабежей.
О милостыне иерей Сильвестр так
заповедует сыну: «Нищих, и маломощных, и бедных, и скорбных, и странных
пришельцев призывай в дом свой и по силе накорми, и напои, и согрей, и
милостыню давай от своих праведных трудов и в дому, и в торгу, и на пути: тою
бо очищаются греси, те убогие ходатаи Богу о гресех наших». Оттого и было
всегда много милостивцев. О каждом добром князе летописи говорят, что он был
милостив к бедным, не щадил для них своего имения. Люди богатые посещали
богадельни и тюрьмы, кормили нищих, странных и юродивых, раздавали милостыню
особенно в праздники и в поминовенные дни. – С любовью принимали благословение
наши предки у лиц, облеченных благодатию священства. Монастыри считали они
домами святых угодников Божиих и усердно посещали их...
Вот как жили наши предки
благочестивые. Так ли мы живем? Держим ли предания, ими нам завещанные?
Достойны ли мы именоваться сынами Руси православной, Руси святой?...
Загляни каждый в свое сердце,
спроси у своей совести, не лукавя пред Богом, не обманывая самого себя... О,
как полезно нам в этом проверить себя!..
«Троицкие листки»